20.06.2011 ЗНАМЯ, корпоративная газета УТЗ № 4 (5694)

У каждого предприятия и каждого коллектива есть свои, только ему присущие особенности. Коллектив Уральского турбинного завода — это результат годами проверенного творческого содружества науки и производства. Основные виды выпускаемой заводом продукции – паровые турбины и турбины для ПГУ, газовые турбины, газоперекачивающие агрегаты — разработаны нашими техническими специалистами, а воплощены в материальной форме работниками производства. Давайте вместе посмотрим, что происходит на производственных площадках завода, и вместе оценим наши достижения.

В части производственной технологической цепочки цех металлоконструкций стоит в самом начале. Запущен цех в 1979 году и предназначен для изготовления сварных конструкций к паровым и газовым турбинам. Здесь осуществляется резка металла и сварка металлоконструкций: конденсаторов, подогревателей, корпусных и прочих узлов. Наиболее характерными видами сварных узлов являются цилиндры среднего и низкого давления паровых турбин. Ввиду значительной сложности конструкции, они имеют длительный цикл изготовления и высокую трудоемкость. Процесс изготовления начинается с подготовки металла и разделительной резки листового и сортового проката и заканчивается испытаниями и отделочными операциями. От того, как запущен весь процесс, как пойдет работа в ЦМК, зависит весь заводской производственный цикл. Для большинства людей, впервые оказавшихся на заводе, производственный шум и грохот — простая какофония. Но только не для начальника ЦМК Хохлова Валерия Ивановича. Среди множества звуков, он может уловить звук любого станка, любого работающего оборудования…

Вместе с Валерием Ивановичем проходим по цеху.

— Я принял цех в 1986 году. Это один из самых больших цехов на заводе, его площадь два с половиной гектара. В комплекс цеха входят четырехэтажное здание бытового корпуса, столовая на 240 посадочных мест. Проектная мощность цеха – 16000 тонн металлоконструкций в год…

-Вот это первый участок, где изготавливается вся цилиндровая группа паровой турбины, конденсаторы, сетевые подогреватели, короче говоря, всё сварное железо. На этом участке работает 23 человека, всего в цехе 121 человек. А когда я его принимал, то было около семисот. Людей категорически не хватает и проблема не в вакансиях, нет людей нужной квалификации. Проходим по цеху дальше, Валерий Иванович одновременно решает производственные вопросы: то кто-то из рабочих подойдет, переговорит, то телефон звонит. Так, наверно, и положено начальнику, все время быть в работе, ни на минуту не отвлекаться.

— Вот, например, паровпускная часть СД для паровой турбины, — продолжает В.Хохлов, — здесь работает Михайлов Юрий Илларионович, котельщик 5 разряда.Специалист такого уровня у нас один, он умеет делать все . На сегодняшний день он не заменим. Оборудование старое, изношенное. Очень ждем и рассчитываем на модернизацию, на ту программу, которая в этом году принята на УТЗ, и если все будет осуществлено, то это будет серьезным продвижением вперед. Работа у нас тяжелая.Средний возраст – 55 лет. Большинство людей работает сверхурочно и в выходные дни. Ведь у нас третья часть работающих– женщины. Вот, Ким Татьяна, газорезчик 5 разряда — это вообще золотой человек, она пришла на завод после техникума, так и работает. У неё, голова «варит» получше любого специалиста, она сама пишет программы. А как она работает, то некоторые мужики «стреляются», она загоняет всех. Таким людям цены нет. Пройдя по цеху, поднимаемся в кабинет начальника, продолжая разговор.

— Ни в коей мере нельзя прерывать технологический цикл, потому что цикл изготовления узлов очень длительный: полгода, 8, 9 месяцев. Если мы работали, работали, а потом враз перестали, то происходит обрыв и надо начинать все с нуля. Так и получим первые узлы через 9 месяцев. Что и произошло в прошлом году, задачи никакие не стояли, произошел обрыв, а это хуже чем подниматься после инфаркта. Такая же ситуация была и у снабженцев. Но сейчас уже металл есть, заказы есть, работа есть, а людей как не было так и нет. И не потому, что мы не можем предложить достойные условия труда и зарплату. Таких людей просто нет. Основные специалисты, работающие в цехе, это котельщики и сварщики. Потом идут: газорезчики, станочники (фрезеровщики, карусельщики, расточники, сверловщики), машинисты крана. По станочикам более-менее закрываются вакансии. А вот найти нормального котельщика, в принципе, сложно. Их никто и никогда не готовил, их нужно выращивать на заводах, где есть сварочное производство, а таких и в СССР то было — раз, два, три, что уж говорить по России. Хорошим котельщиком стать очень и очень нелегко, это не каждому дано. Специальность называется «котельщик» потому, что эти специалисты изготавливают котельное оборудование, выполняют сборку больших теплообменников, больших конструкций, всю цилиндровую группу, все сварные узлы. По-другому, это слесарь по сборке металлоконструкций. Котельщик умеет и обязан делать все: резать газом, вальцевать, рубить на ножницах, размечать, собирать чистить и все прочее.

— Сегодня перед заводом стоят серьёзные задачи. Объем работы очень большой. Но получилось как всегда, сначала заключили контракты, а сейчас усиленно ищем людей, удается это с переменным успехом. Приходит много народа, хотят работать. В основном, все из области, свердловчан среди них, как правило, нет. Но они не имеют никакого понятия о нашем производстве, самостоятельно работать не могут. Надо учить, а делать это некогда. Тот план, который мы имеем — учениками не делается. Учить совершенно некогда. Проблема эта одна из самых главных. Делать ничего не остается, приходится работать более напряженно.

Как же быть? В тех реалиях, о которых Вы говорите, справимся ли мы с задачами, которые стоят перед УТЗ? — невольно вырывается у меня вопрос.

— Конечно, справимся,- уверенно говорит Валерий Иванович, — Но только все вместе справимся, не один цех, а все. Если все эту задачу будут понимать как надо, не занимаясь тем, чтобы свои проблемы перекладывать на других, то мы все сделаем. Надо понимать – что, прежде всего, это производство, а потом все остальное.

Почему В. Хохлов так уверенно говорит. А просто люди, на которых все держится, как принято говорить, работяги, отработали, как и он сам, здесь не меньше тридцати лет. Соответственно все они квалифицированные специалисты, эту категорию людей не надо уговаривать, заставлять, дополнительно стимулировать. Они просто делают свое дело. А задачи для того и ставятся, чтобы их выполнять.

— Когда я только начинал работать, меня учили так: ценится тот руководитель, который вопросы не задает, а решает их самостоятельно. Принцип совершенно прост: делай как надо и всё. Мы свои задачи прекрасно понимаем. Мы стоим в самом начале, и от нас многое зависит. Наши со-трудники это прекрасно знают, и никто никому ничего не доказывает, просто работаем и все, как мы умеем. Большинство работает именно не за деньги, а за совесть. Хотя люди такой квалификации и такого отношения к труду вообще должны стоять на пьедестале. Тревожно одно, что люди эти, в силу возраста, уходят…

С какими подразделениями и специалистами Вам приходится больше всего контактировать?

— Отдел главного сварщика, совершенно самостоятельное структурное подразделение, но это, скажем так, наш законодатель в области производства, они разрабатывают для нас технологический процесс, а мы его исполняем. С этой точки зрения, для нас самый главный человек – это главный сварщик, Валентин Леонидович Предеин. И таких грамотных специалистов надо ещё поискать. Работаем мы с ним давно , ровно столько, сколько я на заводе, мы пришли одновременно. Человек он исключительно порядочный, я таких людей практически не встречал. Он очень ценится и котируется среди тех, кто разбирается в области сварки и это один из специалистов, которых потерять нельзя ни в коем случае.

Я работаю на заводе с 1977 года, сразу после окончания УПИ, кафедры сварочного производства. Из руководителей, кто ещё так же давно работает, это – главный инженер Л.В.Зайков, главный металлург В.Н. Зеленский, конструктор Ю.А. Сахнин, в свое время он был начальником турбинного производства, главный технолог О.В. Логинов, ну конечно, В.П. Соколов. Начальник М-8 Е.И. Шавров давно работает, начальник Т-3 В.К. Шехтер. Все прекрасные специалисты и знают свое дело.

Из начальников цехов, я, пожалуй, остался последним руководителем, кого ещё партком назначал. Разумеется, в свое время я был коммунистом и даже секретарем партбюро. Я в это свято верил и тоже хотел построить «светлое будущее». Но это все в прошлом. Сейчас я, в принципе, противник всяких таких вещей на предприятии. Работать надо, а не заседать. Начальник ЦМК, Валерий Хохлов, относится к категории требовательных руководителей, он терпеть не может бездельников и непрофессиональный подход к работе. Подчиненные про него говорят: «Мы за ним, как за каменной стеной, в обиду не даст, но и лодырей не пощадит» Валерий Иванович умеет быстро принимать решения, брать на себя инициативу и ответственность. За 25 лет руководства цехом, много пришлось пережить и повидать. Трудно даже вспомнить: сколько директоров сменилось за это время, а он все работает. Просто человек на своем месте, а значит, цех металлоконструкций в надежных руках. На таких людях держится наш завод, и с такими людьми нам любые задачи по плечу.