05.08.2013 Газета Мегаватт № 2
Преимущество сервисных услуг «Силовых машин» на долговременной основе оценивают всё больше заказчиков
Надёжная работа сложной техники и отсутствие серьёзных поломок в процессе её эксплуатации зависит от множества факторов. Если сравнить оборудование, например, теплоэлектростанции, с организмом человека, то и в том, и в другом случаях предотвратить возможные сбои, которые приведут к серьёзным потерям, в том числе материальным, способны грамотная профилактика и постоянный контроль над всеми системами. И во многом успех этой работы зависит от профессионализма тех людей, которые эту профилактику осуществляют, от их умения вовремя распознать болезнь или возможную неисправность.
Поэтому принципиально важно, чтобы такой специалист регулярно отслеживал и досконально знал состояние «организма» — пациента или энергетического объекта. Именно эту цель преследует пока новое, но уже активно набирающее обороты направление в работе «Силовых машин» — долгосрочный сервис оборудования.
Оборудование диктует условия
Годом рождения долгосрочного сервиса оборудования в «Силовых машинах» можно считать 2008-й. Тогда, как рассказывает начальник управления долгосрочного сервиса оборудования дирекции по сервису «Силовых машин» Александр Вишневский, было создано управление по сервису газовых турбин. Подобного подхода, как объясняет специалист, требовали, во-первых, характеристики данного вида оборудования. «Газовые турбины — это продукция, которая требует жёсткой цикличности в проведении работ по обслуживанию из-за условий и режимов эксплуатации, в том числе высоких температур, конструктивных особенностей. Поэтому и регламентные ремонтные работы в серьёзных объёмах должны обязательно проводиться один раз в три-четыре года, однако между ними обязателен постоянный мониторинг и обследования», — говорит Александр Вишневский. Во-вторых, с предложением взяться за такую работу к «Силовым машинам» обращались заказчики подобного оборудования, понимая, что гораздо удобнее иметь «своего» мастера, который и знает периодичность проведения ремонтов, и может обеспечить поставку необходимых запасных частей к нужному сроку: ведь только на изготовление длинноцикловых деталей может уходить до двух лет! «По сути, долгосрочный сервис в данном случае стал логичным продолжением жизненного цикла производимого «Силовыми машинами» оборудования: проект, производство, поставка и монтаж, обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды», — поясняет Александр Вишневский.
По образу и подобию
Наработав опыт в долгосрочном сервисе газовых турбин, специалисты «Силовых машин» поняли, что данный подход применим и к любому другому производимому в компании оборудованию. К тому же данной услугой всё активнее интересовались и заказчики. Так появились контракты на обслуживание паровых турбин и генераторов, их вспомогательных систем. «Концепция долгосрочного сервиса — как отношение человека к походам к врачу. Можно регулярно ходить на осмотры, сдавать анализы, при необходимости корректировать что-то в образе жизни или питании, если есть признаки каких-то отклонений. Это и есть долгосрочный сервис. А можно обращаться за лечением, только если действительно заболел. Но такая ситуация уже будет экстренной, и потери — временные и материальные — будут существенно выше», — поясняет Александр Вишневский. Сейчас в работе по направлению долгосрочного сервиса задействованы практически все подразделения компании: и отделы сбыта, и конструкторские бюро, и шеф-монтажные управления, и, естественно, производство. Особых сложностей внедрение нового направления в «Силовых машинах» не принесло, потребовались лишь некоторые организационные новшества, в том числе создание ответственных за конкретный проект групп специалистов, которые должны отвечать, например, за то, чтобы необходимые для данного объекта запчасти в соответствии с долгосрочным контрактом всегда были в готовности в нужном месте и в нужное время.
Сервис в ассортименте
Заключить контракт на долгосрочный сервис сейчас может любая компания, которая планирует или уже осуществила ранее приобретение оборудования, произведённого «Силовыми машинами». По словам Александра Вишневского, пакет услуг может быть различным.
Так, можно оформить договор на технические консультации, и специалисты «Силовых машин» будут отвечать на возникающие у компании в процессе эксплуатации оборудования вопросы. Второй вариант — шеф-инженерное сопровождение, в состав которого могут входить шеф-монтаж, шеф-наладка оборудования и шеф-надзор. Такой набор опций при необходимости может быть дополнен подготовкой документации для проведения ремонта и осуществлением непосредственно ремонтных работ. Ещё один вариант — поставка запасных частей для объекта заказчика, причём возможно как поддержание необходимого запаса комплектующих на складе у самого заказчика, так и обеспечение их наличия у «Силовых машин» и поставка на объект при необходимости. Также контракты могут быть заключены, например, отдельно на обслуживание турбины, на турбину и автоматику, турбину, автоматику и вспомогательные системы и т.д., в конечном счёте, на весь комплекс оборудования машинного зала электростанции.
«Все варианты наборов услуг могут быть скомпонованы между собой в зависимости от потребностей конкретной компании, — поясняет Александр Вишневский, — а в так называемом «максимальном», или «ключевом» договоре на обслуживание изначально всё включено: полностью расписаны объёмы работ по мониторингу, обслуживанию оборудования, плановым ремонтам и так далее, включено постоянное нахождение специалиста «Силовых машин» на объекте. По таким контрактам выше и размер ответственности, и наши гарантии перед заказчиком». Выбор того или иного варианта зависит и от территории, где находится объект, и от наличия у заказчика собственных или дочерних ремонтных компаний, квалификации персонала, и от политики проведения ремонтов.
Цена надёжности
С момента начала работы по направлению долгосрочного сервиса оборудования «Силовые машины» заключили уже несколько десятков контрактов. Среди них обслуживание Киришской ГРЭС, Южной ТЭЦ-22 и Первомайской ТЭЦ-14 в Санкт-Петербурге, Рязанской и Череповецкой ГРЭС, Сургутской ГРЭС-1. «Зарубежных контрактов пока нет, но мы готовим такие предложения для ТЭС «Битола» в Македонии, ТЭС «Вояны» в Словакии, ТЭС «Сипат» в Индии, на которые «Силовые машины» поставляли своё оборудование», — добавляет Александр Вишневский.
Стоимость одного контракта может варьироваться от нескольких десятков тысяч рублей, если это, например, договор на технические консультации, и до нескольких миллиардов рублей, если речь идёт о работах на условиях под ключ. Дольше значит лучше и дешевле Необходимо учитывать, что серьёзные суммы, которые заказчик платит по долгосрочному контракту, растянуты по времени: сроки действия договоров на долгосрочный сервис оборудования могут меняться в диапазоне от 2 до 25 лет. В конечном итоге от подобных долговременных сделок выигрывают, безусловно, обе стороны. Александр Вишневский поясняет, что в противовес пока ещё новой для российского рынка долгосрочной схеме сотрудничества в плане сервиса действует уже сложившаяся практика: головная энергокомпания собирает от всех своих дочерних зависимых обществ, структурных подразделений информацию о том, какие работы и в каком объёме требуются на том или ином объекте, затем передаёт сведения в закупочные подразделения, и последние, в свою очередь, объявляют тендеры и заключают контракты. «Как правило, при таком варианте возможность долгосрочного сервиса не рассматривается, несмотря на наличие ряда преимуществ», — говорит он. Среди плюсов новой схемы для заказчика Александр Вишневский называет прежде всего более высокое качество работ, поскольку при наличии долгосрочного контракта сервисная компания планирует объём ресурсов (в первую очередь, специалистов-инженеров), который ей будет необходимо в конкретный период времени отправить на объект, а также заранее может изготовить необходимые комплектующие в нужном количестве. Кроме того, выполнение заказа в спокойном режиме, в отличие от аврала, всегда дешевле, хотя разовые заказы сейчас всё ещё преобладают.
За срочность — доплачивать
В экстренной ситуации, когда, например, при самостоятельной разборке оборудования выясняется, что какие-то комплектующие требуют замены, заказчику приходится срочно искать на рынке, условно говоря, «что дадут», и по той цене, какую предложат. И зачастую эта цена может в несколько раз отличаться от стоимости оборудования, если бы оно было произведено в плановом режиме.
«В этом случае может страдать и качество работ, ведь не всегда в спешке удаётся найти оригинальные комплектующие», — отмечает Александр Вишневский. Ещё одна проблема — когда заказчику, решившемуся на самостоятельное обследование оборудования, не удаётся «закрыть» его и снова запустить в работу. «Тогда к нам поступают просьбы о помощи, приходится срочно ехать на выполнение внеплановых работ, что также не слишком эффективно и весьма неудобно», — констатирует специалист. При долговременном сотрудничестве с заказчиком у сервисной компании есть возможность планировать и своё время, заранее включая в него необходимые работы на том или ином объекте, и ресурсы. Кроме того, контракт на постоянной основе позволяет наблюдать оборудование в динамике, понимать, какие детали в зависимости от итогов прошлой проверки требуют более пристального внимания, благодаря чему серьёзно сокращаются сроки плановых ремонтов: они могут занимать уже не две недели, а, например, всего несколько дней.
У новинки большие перспективы
В отличие от зарубежного рынка, где долгосрочный сервис оборудования — давно сложившаяся практика, на российском рынке данная услуга пока в новинку по причине сохранения во многих генерирующих компаниях в качестве дочерних структур собственных ремонтных организаций. «Большинство заказчиков уверено, что они могут справиться с эксплуатацией и ремонтом оборудования своими силами, без участия производителя оборудования, но, к сожалению, это не всегда удаётся», — говорит Александр Вишневский. Поэтому пока доносить до компаний все плюсы долгосрочного сервиса от производителя довольно трудно, однако в «Силовых машинах» уверены, что ситуация будет меняться, прежде всего и потому, что о необходимости привлекать производителей к обслуживанию столь сложных «организмов», как электростанции любого типа, говорят и на федеральном уровне.
Правда, увы, только после серьёзных трагических ситуаций, как, например, авария на Саяно-Шушенской ГЭС. «Я думаю, что постепенно заказчики осознают, что долгосрочный сервис — это не менее эффективно и более удобно, чем разовые заказы на ремонты и обслуживание. Поэтому данное направление работы «Силовых машин» мы будем продолжать развивать. Уже сегодня мы выступаем в качестве генерального подрядчика на нескольких объектах, привлекая для осуществления отдельных видов работ и оптимизации стоимости субподрядные организации с высоким уровнем квалификации.
Но главное — доказывать преимущества данной услуги отличным качеством, которым славятся «Силовые машины», и прозрачностью наших условий», — резюмирует Александр Вишневский.

