16.10.2017 Журнал Интер РАО «Энергия без границ», №5 (46)

Власти в сотрудничестве с машиностроителями и генераторами пытаются решить вопрос об обеспечении энергетики отечественным оборудованием. Рабочая группа, созданная при Межведомственном координационном совете (МКС) по вопросам развития энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности, готовит перечень энергетического оборудования, при производстве которого российские компании смогут получать льготы от государства. В начале сентября принципы формирования списка и его предварительная версия обсуждались на совместном заседании Комитета по энергетическому машиностроению Союза машиностроителей России и ассоциации «Совет производителей энергии» (СПЭ).

Первые громкие заявления  о необходимости развития энергомашиностроения зазвучали на фоне разработки программы договоров о предоставлении мощности (ДПМ) в конце 2000-х годов. Тогда основным аргументом стала необходимость строительства новых энергоблоков. Впрочем, ДПМ-программа практически полностью оказалась обеспечена иностранными производителями. В 2014 году о «новом шансе» для сектора заговорили в связи с падением курса рубля. Однако реальные шаги по подготовке базы для развития хотя бы отдельных направлений энергомашиностроения начались только в этом году, после скандала с поставкой турбин Siemens в Крым.

Перечень необходимого, а не имеющегося

В представленный проект «Дорожной карты развития направления «Энергетическое машиностроение» до 2030 года» включены девять типов оборудования – от котлоагрегатов и турбин до мембран и фильтров. Согласно положению, в дорожной карте должны быть названы целевые ориентиры по сегментам развития производства или продуктам, конкретные функциональные требования к предлагаемым продуктам, комплекс мер для развития производства каждого из них, а также возможные сроки реализации этих мер.

Программа предполагает как поддержку производства запчастей и модернизацию работающих установок, так и создание новых продуктов. Так, в перечень новых проектов включены паровые турбины и установки Т-295/335-23.5, К-350-24.2, К-660-28,5, чей КПД по электричеству должен быть на уровне 42–45% и которые могли бы производиться «РОТЕКом» и «Силмашем» уже с 2020 года.

Несмотря на обширность формируемого перечня, который ориентирован не только на импортозамещение, но и на создание почвы для собственных разработок, некоторые машиностроители предложили ещё его расширить. Один из топ-менеджеров «Силовых машин» посетовал на то, что «70% того оборудования, что производится российскими машиностроителями, не попали в указанный список». Однако руководитель межведомственной рабочей группы «Энергетическое машиностроение», замдиректора по производству «Газпром энергохолдинга» Сергей ПЕТЕЛИН пояснил, что цель создания перечня – помощь производителям в разработке и внедрении новых образцов, ориентированных на импортозамещение, а не тотальная поддержка отечественных машиностроителей.

Перечень включает перспективное оборудование и ориентируется прежде всего на те компоненты, которые будут востребованы и конкурентоспособны на рынке в перспективе до 2030 года, добавил он.

Предложения по каждому блоку оборудования обсуждаются на заседании профильных рабочих подгрупп. В рамках направления «Развитие крупного газотурбостроения » рассматриваются шаги как по созданию полностью отечественных разработок, так и поэтапное повышение степени локализации ГТУ в рамках СП с мировыми лидерами газотурбостроения (с возможностью снятия лицензионных ограничений), сообщил через своего представителя модератор направления, член правления – руководитель блока инжиниринга ПАО «Интер РАО» Юрий ШАРОВ. Оба сценария требуют первоочередного развития комплекса сопутствующих машиностроительных технологий и производств комплектующих, узлов и материалов, применяемых при изготовлении и сервисном обслуживании, пояснил он.

Ключевая проблема – неопределённость спроса на оборудование. Инвестиционная активность генераторов, возможность вкладывать средства в замещение и модернизацию устаревшего паросилового оборудования существенно зависит от наличия долгосрочных законодательно утверждённых механизмов возврата инвестиций, которые на текущий момент окончательно не определены, говорит представитель «Интер РАО – Инжиниринг». Вопрос о запуске программы «ДПМ- штрих» или иных инструментов финансирования модернизации, вероятнее всего, будет решён не ранее 2018 года.

Льготы обсуждаются

Власти уже пытались ввести меры поддержки производителей в период повышенного спроса на оборудование при реализации программы ДПМ. Тогда основным инструментом должны были стать преференции при опытной и опытно-промышленной эксплуатации инновационных отечественных образцов. Наибольшую известность получила ситуация в «Газпром энергохолдинге». Компания установила газовую турбину ГТД-110 на Рязанской ГРЭС‑24, которая суммарно смогла проработать около полугода, остальное время оборудование находилось в перманентных неплановых ремонтах. Генератор нёс убытки, не поставляя мощность на рынок, и не мог их минимизировать: список инновационного оборудования, на  которое распространялись бы льготы, так и не был утверждён в правительстве.

«В Федеральном законе № 35 была прописана возможность преференций на рынке мощности для инновационного оборудования, но ни порядка определения оборудования как инновационного, ни конкретного содержания таких преференций так разработано и не было», – пояснили СПЭ.

Летом 2017 года неработающая норма была изъята из законодательства. Как рассказали в СПЭ, сейчас производители смогут воспользоваться льготным кредитованием по линии Фонда развития промышленности, который курирует Минпромторг. При этом объёма средств фонда недостаточно для поддержки принципиально крупных производств, признают в ассоциации. Другой инструмент, механизм специального инвестиционного контракта – соглашения между инвестором и регионом присутствия компании, гарантирует налоговые льготы на период 5–10 лет.

«Но надо понимать, что это лишь фиксация текущих условий и не более того, – отмечают в ассоциации. – Для эксплуатирующих организаций льготы тоже есть, но их немного. В основном они  касаются налоговых послаблений, что при освоении новых образцов основного энергетического оборудования несущественно».

Представители рабочей группы при МКС говорят, что для создания принципиально новых прорывных технологий в области энергомашиностроения необходима более существенная адресная поддержка. В числе мер, которые могут реально улучшить ситуацию, члены рабочей группы называют режим нештрафования за недопоставку мощности на период опытно-промышленной эксплуатации, а также возврат в тот же закон об электроэнергетике (ФЗ-35) преференций для оборудования, признанного инновационным, которые не работали и формально были исключены из закона только в этом году.

После выработки согласованной позиции специалистов СПЭ и Союза машиностроителей ответственность за внедрение и реализацию предложенных мер перейдёт к сопредседателям МКС – главам Минэнерго Александру НОВАКУ и Минпромторга Денису МАНТУРОВУ. Было бы логично перевести часть дорожной карты, касающуюся мер поддержки, в госпрограмму софинансирования проектов либо организовать отдельный Фонд развития энергомашиностроения, полагают эксперты рабочей группы.