28.12.2020 Вестник Атомпрома, №8
Отечественные энергокомпании осторожно присматриваются к цифровым технологиям.
Российская электроэнергетика — одна из традиционно консервативных инфраструктурных отраслей — все же делает шаги в сторону цифровизации бизнеса. Энергокомпании автоматизируют бизнес-процессы, на основе информационных моделей прогнозируют
потребление электроэнергии и поломки оборудования, строят цифровые двойники энергоблоков и электросетей и надевают на сотрудников AR-очки. Пока, по мнению экспертов, крупные отраслевые игроки часто используют инновации в качестве
эксперимента: достигаемая с помощью IT-решений экономия не всегда значима в масштабах крупного энергетического бизнеса. Тем не менее в ближайшие годы цифровизация энергетики должна ускориться.
<…>
AR-очки для машиниста
В Совете производителей энергии (СПЭ, объединяет генерирующие компании) рассказывают, что в электрогенерирующем секторе технологии используются в трех сегментах: для цифровизации
основных бизнес-процессов, для автоматизации процесса производства электроэнергии в оптимальных режимах, а также для предиктивной диагностики оборудования. В СПЭ утверждают, что диспетчеризация, биллинг, клиентские серверы — неотъемлемые компоненты функционирования современной энергокомпании. Причем пандемия коронавируса ускорила внедрение технологий: некоторые компании выдали сотрудникам планшеты и проводили
обслуживание оборудования с удаленным участием
специалистов заводов-изготовителей.
Однако, как отмечают аналитики, пока генерирующие компании России скорее делают только первые шаги в цифровизации. «Например, популярные за границей предиктивные технологии пока еще используются в относительно небольшом числе
российских энергокомпаний»,— говорит Тимофей Хорошев. И поясняет, что такие системы применяются для предсказания поломок (за несколько дней или недель) на генераторах, турбинах, насосах и т. д. В результате компания обезопасит себя от поломок оборудования и временного вывода электростанции с рынка, а, значит, в перспективе снизит упущенную выгоду из-за сокращения продажи электроэнергии. По его словам, у компании появится также потенциал для снижения расходов на страхование энергетического оборудования.
«Т Плюс» использует предиктивную аналитику с 2017 года. Сейчас предиктивная система «ПРАНА», разработанная холдингом «РОТЕК», внедрена на десяти электростанциях компании. Основные задачи системы — прогнозирование динамики технического состояния оборудования, а также предотвращение различных инцидентов на станциях. ПРАНА установлена на наиболее критичном и дорогостоящем оборудовании — парогазовых блоках. Помимо
экономии на внеплановом ремонте, компания в перспективе экономит и на штрафах за вывод энергоблока с рынка, отмечают в «Т Плюсе», не уточняя при этом денежного эффекта от использования
аналитической системы.
«Применение ПРАНА позволяет свести к минимуму три статьи бюджета: непредвиденные расходы, аварийные ремонты, невыработка энергии или продукции»,— рассказывает председатель совета директоров АО «РОТЕК» Михаил Лифшиц. По его словам, эффект применения системы — снижение количества внеплановых простоев оборудования на 70 %, а также затрат, связанных с ними, на 90 %. Сейчас к ситуационному центру ПРАНА в режиме онлайн подключены около 200 единиц основного оборудования мощностью почти 4 ГВт.
В «Энел Россия» (подконтрольна итальянской Enel) с 2019 года на всех производственных филиалах работает система «Планирование ремонтов» для дополнительного контроля подготовки к ремонтной
кампании и визуализации информации в контрольных точках. Кроме того, с конца 2019 года во всех филиалах работает система EtaPRO: для каждого блока основного оборудования газовых станций создана модель, которая позволяет следить за причинами отклонений удельного расхода топлива, анализировать причины потерь и более точно вести технологические режимы и выстраивать ремонтную программу, а по итогам завершения ремонтов контролировать эффективность и качество выполненных работ. Как говорят в «Энел Россия», такие решения помогают повышать операционную эффективность филиалов компании.
Относительно новые технологии для российского энергорынка — предиктивная аналитика для оптимизации работы ТЭС и использование очков дополненной реальности (AR) для повышения точности при проверке и ремонте оборудования. Например,
в «Энел Россия» во время начала пандемии коронавируса впервые использовали AR-очки для инспекции оборудования ПГУ-410 на Невинномысской ГРЭС. Сотрудники с помощью очков общались
со специалистами центрального офиса и технической поддержки. Осмотр каждой части оборудования занимал в среднем 40–50 минут, за это время эксперты, находящиеся на удаленной работе, при
помощи сотрудников на станции смогли рассмотреть все дефекты на самой турбине и ее лопатках. Кроме того, в 2019 году компания протестировала «Советчик» — систему подсказок для машиниста,
которая показывает фактическую величину вакуума в конденсаторе и сравнивает ее с оптимальной. Программа помогает лучше настраивать режим работы оборудования для достижения высоких показателей тепловой эффективности работы энергоблоков.
Сейчас система внедрена на энергоблоке № 6 Невинномысской ГРЭС и энергоблоке № 2 Конаковской ГРЭС.
Медленная трансформация
Несмотря на имеющиеся успехи в применении технологий в электроэнергетическом секторе, российская электроэнергетика все еще находится в самом начале пути цифровизации. Даже крупные компании чаще используют уже проверенные программы и системы, но с осторожностью смотрят на самые новые разработки. Причем электроэнергетика явно отстает от других отраслей. Как показало недавнее исследование PwC (в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки), средняя интенсивность внедрения новых технологий в энергетических компаниях составляет всего 14 %, тогда как в нефтегазовом секторе показатель достигает 17 %, а в химической
отрасли — 20 %.
Причина медленного внедрения состоит в том, что энергокомпании довольно скептически относятся к экономической эффективности инноваций и еще не опробованных цифровых инструментов. В среднем они ожидают прирост совокупной выручки всего в 10,2 % за пять лет, а сокращение затрат в результате инвестиций в цифровизацию — 8,7 %, отмечает PwC. «Самые распространенные в энергетике РФ технологии — системы управления активами, предиктивная аналитика, прогноз оптимальных режимов работы, автоматизация административных процессов и пр.»,— говорит Дмитрий Стапран, директор практики оказания услуг по стратегии и операционной эффективности компаниям энергетической
отрасли PwC в России. Также он отмечает, что пока еще экзотическими можно назвать такие инновации, как 3D-печать деталей, смарт-контракты, очки дополненной реальности для персонала, цифровые двойники оборудования и электросетей.
Часто энергокомпаниям, оценивая эффективность новых технологий, приходится опираться только на качественные данные. «При оценке технологий в сфере работы с персоналом (устройства для отслеживания местонахождения сотрудников, показателей их состояния здоровья) компании в первую очередь ориентируются на такие показатели, как сохранение жизни и здоровья персонала, повышение прозрачности процессов эксплуатации и ремонтов
оборудования, повышение уровня контроля за выполнением трудовых обязанностей»,— рассказывает Алексей Борисов, директор по отраслевым решениям в энергетике IT-компании «КРОК».
Эксперты ожидают серьезных изменений в отрасли в ближайшие годы. Согласно данным опроса PwC, до 2024 года показатель применения новых технологий в электроэнергетической отрасли вырастет почти вдвое, до 33 %. Компании станут чаще экспериментировать с такими инновациями, как искусственный интеллект, цифровые двойники изделий, блокчейн, трехмерная печать и виртуальная реальность.