27.08.2013 Газета «Коммерсантъ», №153 (5184)

Владимир Путин подверг сомнению основное направление российской энергополитики на Дальнем Востоке, потребовав развивать там угольную генерацию. Это ставит под вопрос газификацию региона, которая активно проводилась с 2007 года.

Владимир Путин вчера на заседании президентской комиссии по ТЭКу в Кемерово потребовал развивать внутрироссийское потребление угля. Президент заявил, что внутренний рынок угля «при его огромном потенциале по-прежнему не развивается, хотя полтора года назад мы принимали решение о стимулировании наращивания внутреннего потребления угля и планировали сделать это за счет развития угольной генерации в энергетике и ЖКХ». Потребление угля в России за последние пять лет снизилось на 7%, подчеркнул господин Путин. При этом, по его словам, «для целого ряда регионов уголь является самым эффективным локальным видом топлива». В качестве примера он привел Дальний Восток, где «нужно ускорить строительство угольных энергогенерирующих мощностей».

Предложение президента резко отличается от энергетической политики, которую государство проводило на Дальнем Востоке в последние годы. С 2007 года здесь реализуется Восточная газовая программа, одной из основных целей которой является газификация регионов. В частности, в ее рамках был проведен газопровод Сахалин—Хабаровск—Владивосток, а местная генерация активно переводится с угля и мазута на газ. Так, «РАО ЭС Востока» (принадлежит «РусГидро»), владеющее дальневосточной тепловой энергетикой, уже перевело на газ большую часть своих угольных мощностей во Владивостоке и Хабаровске, в том числе котельных. Это уменьшает спрос на уголь, но точные объемы этого снижения неясны. В СУЭК, являющейся крупнейшим поставщиком угля на Дальний Восток, признают, что газификация энергетики уменьшила спрос, но не уточнили, насколько сильно.

Угольная генерация в регионе строится только в рамках программы по созданию замещающих мощностей. Так, из четырех крупных электростанций, строящихся «РусГидро» на Дальнем Востоке при поддержке выделенных из госбюджета 50 млрд руб., три — в Благовещенске, Советской Гавани и на Сахалине — должны использовать уголь.

В «РусГидро» и «РАО ЭС Востока» не прокомментировали возможность изменения планов по переводу ТЭС на газ в пользу угля или строительства дополнительных угольных станций. Крупный потенциальный угольный проект в регионе есть у «Интер РАО», которое собиралось строить Ерковецкую ТЭС в Амурской области. В марте энергокомпания подписала соглашение с электросетевой госкорпорацией Китая SGCC, предполагавшее разработку предТЭО этого проекта.

В «Интер РАО» ситуацию не комментируют, но источник, знакомый с ситуацией, поясняет, что реализация проекта зависит от того, будет ли спрос на электроэнергию со стороны КНР. Сейчас «Интер РАО» уже экспортирует излишки электроэнергии с Дальнего Востока в Китай, но это в первую очередь выработка ГЭС «РусГидро». По словам собеседника «Ъ», в регионах Дальнего Востока дополнительный спрос на электроэнергию может возникнуть только в случае появления новых крупных промышленных потребителей.