07.03.2014 Национальный пресс-центр Республики Беларусь
В настоящее время основным документом, определяющим энергетическую политику страны, является Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433.
В рамках реализации указанной Концепции в период 2006 – 2013 годов реализованы следующие стратегические задачи:
-функционирование топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обеспечило потребности страны в топливно-энергетических ресурсах;
-улучшены пороговые уровни индикаторов энергетической безопасности, существенно повышена надежность работы энергосистемы;
-значительно снижен износ основных производственных фондов – до 41 % (с 60,7 % в 2005 году);
-обеспечен ввод в эксплуатацию 1 242 МВт качественно новых, высокоэффективных генерирующих мощностей, сэкономлено около 2,64 млн. т у.т.;
-удельный расход топлива на отпуск электрической энергии за 8 лет снижен с 274,6 г у.т./кВт×ч до 256,1 г у.т./кВт×ч, на отпуск тепловой энергии — с 168,44 кг у.т./Гкал до 167,57 кг у.т./Гкал;
-снижен технологический расход энергии на транспорт в электрических сетях с 11,25% в 2006 году до 9,89 % в 2013 году, в тепловых сетях — с 9,91% до 9,41 % соответственно.
В Белорусской энергосистеме до 2016 года планируется завершить строительство крупных парогазовых блоков, ввести в эксплуатацию ряд энергоисточников, работающих на местных видах топлива и возобновляемых энергоресурсах, обеспечить дальнейшую модернизацию ТЭЦ с внедрением современных технологий.
Вместе с тем, в указанный период времени тенденции развития мирового ТЭК существенно изменились. Так, расширяется мировой рынок сжиженного природного газа, началось крупномасштабное использование технологий добычи сланцевого газа, происходит либерализация электроэнергетического и газового рынков Европейского Союза, формируются новые мировые центры спроса на топливно-энергетические ресурсы, принято решение о создании Единого экономического пространства России, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Особую значимость приобрел вопрос экономической эффективности функционирования ТЭК Республики Беларусь и повышения его конкурентоспособности.
На основании вышеизложенного была разработана новая редакция Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, учитывающая создание Единого экономического пространства и ввод в структуру топливно-энергетического баланса нового вида топлива – атомная энергия.
Новая редакция Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь предусматривает:
повышение энергетической самостоятельности;
повышение уровня диверсификации поставщиков и видов энергоресурсов;
поддержание надежности поставок ТЭР конечным потребителям;
снижение зависимости энергетики от природного газа;
снижение энергоемкости ВВП;
повышение устойчивости экономики страны к резкому повышению цен на импортируемые энергоресурсы.
Достижение поставленных целей предполагается за счет реализации основных мероприятий:
расширения использования местных, в том числе возобновляемых источников энергии, разработки и внедрения комплекса мер по стимулированию их использования;
компенсации добычи нефти в Республике Беларусь наращиванием объемов производства биодобавок в топливо и перевода транспорта на альтернативные виды энергии (газ, электроэнергия);
расширения добычи ТЭР за пределами Республики Беларусь, в том числе в России и Казахстане, в рамках Единого экономического пространства;
создания условий для расширения объемов транзита природного газа;
создания благоприятной экономической среды, в том числе формирования рациональной системы внутренних цен на энергоносители за счет их постепенной управляемой либерализации для стимулирования эффективного использования энергоносителей в экономике и населением;
завершения строительства АЭС;
развития электроэнергетических мощностей исходя из принципа самобаланса;
снижения удельных топливных затрат на производство электрической и тепловой энергии за счет модернизации неэкономичных морально и физически устаревших основных производственных фондов ТЭК;
вывода из эксплуатации устаревших и неэффективных генерирующих мощностей;
расширения пропускных способностей линий электропередачи в сторону перспективных рынков для экспорта электроэнергии;
расширения объемов подземных хранилищ газа на территории республики;
совершенствования системы управления ТЭК и его организационной структуры путем создания оптового рынка электроэнергии Беларуси и его интеграции в оптовый рынок электроэнергии государств-членов ЕЭП;
разработки и реализации совместных со странами-партнерами программ по повышению энергетической безопасности, в первую очередь в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза, Единого экономического пространства, а в дальнейшем – Евразийского экономического союза;
создания системы мониторинга энергетической безопасности Республики Беларусь.