16.04.2018 Журнал Интер РАО «Энергия без границ» №1(48)

Планируя этот материал в конце прошлого года, мы собирались рассказать читателям «Энергии без границ» об активизации дискуссии о создании третьей ценовой зоны (ЦЗ) оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Идея развёртывания рыночных механизмов на Дальнем Востоке всплесками обсуждается с момента создания самого энергорынка, но в прошлом году тема получила новый импульс в связи с разработкой масштабной программы модернизации традиционной энергетики – генерирующие мощности на Дальнем Востоке едва ли не больше других нуждаются в обновлении. Для развития конкурентной среды готовность ущемить собственные интересы выразил даже фактически единственный значимый игрок на региональном энергорынке – подконтрольная государству компания «Русгидро». Однако активность, развёрнутая руководством госкомпании по включению её объектов в программу модернизации за счёт средств энергорынка, то есть фактически потребителей первой (Центр и Урал) и второй (Сибирь) ценовых зон, показала: идея третьей ЦЗ вновь отложена в долгий ящик, и дотирование энергетики Дальнего Востока в обозримом будущем продолжится.

НЕКОНКУРЕНТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Идея создать на Дальнем Востоке третью ЦЗ обсуждается со времён ликвидации РАО «ЕЭС России» в 2008 году. Тогда реформа никак не затронула макрорегион. Если в Сибири удалось сформировать волатильный квазирынок с минимальным уровнем конкуренции между генераторами, то для Дальнего Востока от этой идеи попросту отказались. Дальневосточная генерация, находящаяся в изношенном даже по российским меркам состоянии, так и осталась в руках государства. В 2007 году активы были собраны в «РАО ЭС Востока», которое в 2011 году передали на баланс «Русгидро». В результате гидрогенератор превратился в финансового спонсора дальневосточной энергетики.

Суть проблемы энергетики на Дальнем Востоке в 2016 году достаточно точно сформулировал предправления «Русгидро» Николай Шульгинов. В ходе совещания по подготовке очередного осенне-зимнего периода он выразил беспокойство высоким уровнем износа оборудования у «РАО ЭС Востока». Чтобы обеспечить надёжность энергосистемы, необходимо крупное финансирование ремонтной программы, что трудно в условиях высокой долговой нагрузки дальневосточного холдинга и в отсутствие учёта в тарифах экономически обоснованных расходов.

Тарифы на электроэнергию и мощность на Дальнем Востоке регулируемые, расходы энергетиков вполне рыночные, а тариф никогда не покрывает разницу между ними. Первоначально «Русгидро» пыталось самостоятельно решить финансовые проблемы «РАО ЭС Востока», которое, не получая инвестиций, вынужденно копило долги, но поддерживало работоспособность энергосистемы. В 2016 году чистый долг «РАО ЭС Востока» достиг 98 млрд рублей. В 2017 году «Русгидро» продала ВТБ 13% собственных акций за 55 млрд рублей, снизив уровень долга дальневосточной «дочки» до 43 млрд рублей. Ситуация временно стабилизировалась, но проблему это не решило. Летом собрание акционеров «Русгидро» одобрило очередной займ для «РАО ЭС Востока» на 25,7 млрд рублей, и «дочка» вновь начала копить долги перед холдингом.

Власти решили стабилизировать ситуацию за счёт энергорынка, точнее – за счёт потребителей двух имеющихся ценовых зон. Заявив о необходимости повысить инвестиционную привлекательность Дальнего Востока, с 1 июля прошлого года правительство ввело спецнадбавку для потребителей Центральной России, Урала и Сибири. Зафиксированная цена электроэнергии в ДФО (базовый тариф) в прошлом году составила 4 рубля за 1 кВт•ч, в этом году – 4,3 рубля за 1 кВт•ч. По итогам прошлого года в качестве спецнадбавки в пользу регионов Дальнего Востока с потребителей энергорынка было собрано 24 млрд рублей, в этом году субсидии немного превысят 35 млрд рублей. Размер субсидий рассчитывается как объём выпадающих доходов энергоснабжающей компании из-за снижения тарифа. Средства аккумулируются на спецсчёте «Русгидро», которое передаёт деньги в регионы, а те распределяют их между сбытовыми компаниями. Очередной финансовый обвес вызвал ожидаемое раздражение у энергорынка. Впрочем, это не остановило Минвостокразвития, лоббирующее продление срока действия надбавки с нынешних трёх до 10 лет. Окончательное решение в правительстве пока не принято.

ХОРОШАЯ СКАЗКА

В начале сентября 2017 года идею третьей ценовой зоны в поле публичного обсуждения вернул замминистра энергетики Вячеслав Кравченко.

– Возможно рассмотрение вопроса о создании третьей ценовой зоны, создании нескольких генерирующих компаний с тем, чтобы они конкурировали между собой, с тем, чтобы мы получили определённое количество игроков, готовых инвестировать в эту отрасль, – заявил он, выступая 6 сентября на Восточном экономическом форуме. – Если законсервировать ситуацию в том виде, в каком она есть сейчас, а именно – оставить на Дальнем Востоке систему госрегулирования цен и сдерживания тарифов на среднероссийском уровне, переложив ценовую нагрузку на потребителей в первой и второй ценовых зонах, то никаких эффектов мы не получим.

В отличие от предыдущих лет, когда о третьей ценовой зоне вскользь вспоминали пару раз в год, на этот раз активная дискуссия продлилась до декабря. В поддержку решения, которое ликвидировало бы монополию «Русгидро» в ДФО, выступили также регулятор сектора «Совет рынка» и «Системный оператор». В качестве промежуточного обсуждался вариант включения части дальневосточных регионов во вторую ценовую зону. Затем осенью неожиданно стало известно, что механизм спецнадбавки имеет и второй элемент – опцию сбора дополнительных средств с потребителей ценовых зон для финансирования энергопроектов в ДФО. В этой связи активно обсуждалась идея проведения свободного конкурсного отбора на право модернизации электростанций по аналогии с готовящимися конкурсами в рамках программы «ДПМ на модернизацию». Особенно неожиданным выглядело заявление «Русгидро», которое может потерять монопольные позиции в проблемном регионе, о том, что компания готова допустить на свои площадки другие энергокомпании в случае их победы в конкурсе на пра- во модернизации мощностей. Сговор- чивость госкомпании объясняется теми же финансовыми трудностями и усталостью от шестилетней борьбы за стабилизацию «РАО ЭС Востока». Впрочем, для получения дополнительных денег проекты должны быть согласованы на уровне правительственной комиссии. Процесс настолько сложный и забюрократизированный, что вероятность открытия этого «окна» для модернизации дальневосточной энергетики в 2018 году близка к нулю, признавался в кулуарах один из руководителей Федеральной антимонопольной службы.

Оценивая уровень готовности правительства начать практические шаги в сторону третьей ЦЗ, энергосообщество скептически отнеслось к реальности озвученных планов. К концу года власти в качестве основных источников модернизации энергетики ДФО стали называть либо создание третьей ЦЗ, либо перекрёстное субсидирование в виде надбавки с двух нынешних зон рынка. В декабре глава Минэнерго Александр НОВАК отказался говорить о вариантах развития конкуренции в энергетике Дальнего Востока, но заявил, что в его ведомстве работают над этим.

К этому времени «Русгидро» уже оценило финансовые потребности для реновации электромощностей ДФО – 250 млрд рублей. В ноябре идею третьей ЦЗ раскритиковал гендиректор ДВУЭК Дмитрий Селютин. Его компания по решению правительства будет разделена между «Россетями» (которым отойдут сетевые активы) и «Русгидро» (малая генерация).

– Дальнейшая монополизация генерации в ДФО (передача «РАО ЭС Востока» под контроль «Русгидро». – Прим. ред.) пока не очень подтверждает идею об образовании третьей ценовой зоны. Кроме того, по существу, единой энергосистемы в России нет: ЕЭС заканчивается в Забайкалье, – заявил Дмитрий Селютин в интервью «Коммерсанту». – В течение многих лет ФСК и «Системный оператор» не могут реализовать проект по обеспечению объёмных эффективных взаимообменов между Сибирью и Востоком. Сейчас сети построены так, что они не могут беспрепятственно передавать большой объём электроэнергии из одной точки в другую. Пока всё это не будет сделано, рассуждения о третьей ценовой зоне будут иметь ярко выраженную мифическую окраску. Но сказки бывают страшные и хорошие. Сказки братьев Гримм – это страшные сказки, а вот сказки о третьей ценовой зоне – это хорошие сказки.

В ПОИСКАХ 250 МИЛЛИАРДОВ

В этой ситуации менеджмент «Русгидро», видимо, решил подключиться к общесекторальной борьбе за средства, которые высвобождаются на энергорынке по мере завершения программы ДПМ. Правительство согласно направить до 1,5 трлн рублей на масштабную модернизацию тепловой генерации. Однако программа рассчитана прежде всего на первую и вторую ЦЗ, потребители которых её и оплатят. Масштабирование программы на Дальнем Востоке возможно либо за счёт создания третьей ЦЗ и запуска рыночных механизмов, либо за счёт увеличения объёма спецнадбавки. Но при образовании третьей ЦЗ помимо создания конкуренции придётся решать и вопрос сдерживания тарифов – при таком сценарии ФАС не исключает значительный рост цен в регионе.

В середине декабря президент Владимир Путин поручил подготовить концепцию программы к 1 марта, а к 1 мая – необходимые поправки в законодательство. Уже 30 декабря Николай Шульгинов на встрече с главой государства попросил включить в программу модернизации 1,3 ГВт мощностей на Дальнем Востоке. Её стоимость аналитики оценивают в 85 млрд рублей. Среди проектов глава «Русгидро» выделил Хабаровскую ТЭЦ-4 и Артёмовскую ТЭЦ-2, которые предполагается построить с нуля. «Я буду настойчиво предлагать обсуждение этой программы, чтобы эти два объекта, в качестве даже пилотных, презентовали на Дальнем Востоке», – сказал Николай Шульгинов. После этого компания начала активно продвигать проекты в информационном поле, что уже привело к недоразумениям. 31 января пресс-служба администрации Хабаровского края распространила релиз с цитатой Николая Шульгинова, из которой следовало, что решение о строительстве Хабаровской ТЭЦ-4 стоимостью 49 млрд рублей в рамках программы модернизации электростанций ДФО уже принято. «Русгидро» пришлось в срочном порядке опровергать некорректную цитату, уточняя, что проект в настоящее время «только прорабатывается». Одновременно стало известно, что интерес к строительству новой Артёмовской ТЭЦ проявляют китайские инвесторы.

Таким образом, пока «Русгидро» пытается вмешаться в распределение средств, высвобождающихся при завершении ДПМ, альтернативным источником финансирования могут стать средства спецнадбавки для действующих ценовых зон. Создание третьей ЦЗ выглядит крайне маловероятным сценарием. По словам Вячеслава Кравченко, предварительные расчёты и анализ ситуации на Дальнем Востоке в рамках проработки решения о создании третьей ЦЗ завершатся не ранее конца 2018 года.