28.02.2019 СФЕРА. Нефть и Газ №1/2019 http://flipper.pressa-online.com/issue.aspx?aid=4ff697cb-f047-46a6-8e4d-595d59306ac1&iid=245720#page=94&kw=
О стратегии холдинга в сфере локализации газовых турбин средней мощности рассказывает вице-президент по оптимизации и развитию производства Алексей Горин.
– Алексей Александрович, каковы основные перспективы холдинга в развитии производства?
– Для нас основным направлением является газотурбинная тематика, а основным продуктом в этой линейке – газовая турбина 32 МВт, которая используется в составе газоперекачивающих агрегатов «Ладога». Этот агрегат активно используется в проектах ПАО «Газпром», стоит назвать только такие глобальные проекты, как «Сила Сибири», «Северный поток», «Амурский ГПЗ», которые комплектуются нашим оборудованием. На сегодня уже выпущено около 60 газоперекачивающих агрегатов и в планах до 2023 года – поставить еще столько же. Путь освоения производства иностранных газовых турбин для нас начался в 2008 году с подписания лицензионного соглашения c GE о передаче технологий на ГТУ MS5002E (32 МВт), и сегодня, подводя итог десятилетия, можно сказать, что в деле локализации мы добились выдающихся результатов – в прошлом году мы приступили к четвертому, завершающему этапу локализации, это компоненты горячей части. Нужно отметить, что РЭП Холдинг является единственной в России компанией, которая имеет полный комплект технической документации на индустриальную газовую турбину, включая компоненты горячей части и алгоритмы САУ ГТУ.
– На какой стадии сейчас находится локализация этого продукта?
– Остался последний рубеж – локализовать производство компонентов горячей части – турбинных лопаток высокого и низкого давления и элементов камеры сгорания. Наши зарубежные партнеры решают задачу по их производству за счет кооперации со специализированными компаниями – это касается и литья лопаток, и специальных процессов последующей обработки. В России этот рынок существенно скромнее, бесспорным лидером в изготовлении турбинных лопаток можно назвать предприятия ОДК, возможности которых ограничены и прежде всего ориентированы на авиационные двигатели. Тем не менее нам уже удалось найти партнера в России и разместить заказы на равноосное литье на подведомственном «Газпрому» предприятии «Газэнергосервис». Уже во втором квартале 2019 года мы получим опытные образцы лопаток ТНД, впервые изготовленных в России. Что касается лопаток высокого давления, сейчас ведутся переговоры с российскими и азиатскими компаниями, уточняются коммерческие параметры. На ближайшие два-три года мы ставим перед собой задачу достичь полной независимости по обеспечению материалами и комплектующими от европейских и американских компаний. Задача посильная.
– Даже с точки зрения САУ?
– В прошлом году мы изготовили на российской элементной базе собственную систему управления газовой турбиной САУ ГТУ Mark VIe, завершен процесс сертификации ее в GE как полноценного аналога фирменной системы, который может эксплуатироваться в составе ГТУ. Эта система прошла в декабре прошлого года 72-часовые натурные испытания на Малоперанской компрессорной станции, а 29 декабря был подписан акт о принятии системы в эксплуатацию – девять месяцев она работает без нареканий. Сейчас холдинг переходит к внедрению САУ в серийное производство.
– В чем, на ваш взгляд, заключаются причины успешной локализации?
– Есть три фактора, которые в совокупности могут обеспечить успех.
- Первый – наличие полного комплекта технической документации, что позволяет достичь в итоге 100 % локализации.
- Второе – участие заказчика в процессе локализации, в нашем случае это профильные департаменты ПАО «Газпром».
- Третье – наличие объекта для проведения длинноцикловых ресурсных испытаний.
Им стала газпромовская КС Вавожская. «Газпром» как заказчик крайне заинтересован в локализации оборудования, если не на 100 %, то с точки зрения узлов, определяющих надежность и бесперебойность эксплуатации. Он активно участвует в трехсторонних переговорах с GE по инженерным и технологическим вопросам.
Результатом таких встреч, в частности, стали договоренности, касающиеся подписания соглашения о технической свободе, после чего холдинг сможет самостоятельно под свою ответственность принимать решения о применении тех или иных марок материалов или технологий. Это открывает новые границы для локализации и последующего снижения стоимости конечного продукта. То есть локализация не столько политическая, сколько экономическая задача. Как показывает опыт холдинга, благодаря локализации достигается существенное снижение себестоимости.
