25.11.2013 Газета Знамя № 11(5726)
Евгений Анатольевич Олухов работает на УТЗ с 1986 года, в 2004 был назначен начальником КТЦ.
Кузнечно-термический цех – КТЦ – производит хорошее впечатление с первого взгляда. Отличная парковка перед цехом, свежий отремонтированный фасад, новая кровля. Внутри – довольно чисто, и будет еще лучше – обещает начальник цеха Евгений Анатольевич Олухов.
Расположенный на 3 000 кв.м., цех выпускает поковки весом до полутонны для основных производств завода. В его номенклатуре – заготовки бандажей, штоков, букс, ступенчатых валов, шпилек, болтов, полукольца, кольца, фланцы, подушки, заготовки лопаток.
В цехе установлены термические печи, где производится нормализация, закалка и отпуск заготовок и проката, отжиг, снятие внутренних напряжений, азотирование. Основное оборудование –нагревательные и термические печи мощностью от 15 киловатт до 2 мегаватт, ковочные молоты от 150 килограмм до 3 тонн, манипуляторы – «механическая рука» – грузоподъемностью 500 кг
– Вот этот манипулятор и ограничивает меня по весу поковок! – замечает Евгений Анатольевич. – А на молотах можем и больше ковать. Недавний случай: потребовалось отковать деталь весом 630 кг. Мастера и кузнецы собрались, посмотрели, подумали – решили сделать. Народ тут собрался, руководители пришли – смотрят: сделаем или нет.
Смогли. Важный заказ был, много от него зависело. Кузнецами и подручными кузнецов работают только мужчины. Работа тяжелая. Температура заготовки под ковку 1300 градусов, жар пышет от раскаленного железа и от печей. «Особенно трудно подручным: они горят буквально, одежда на них не выдерживает», – говорит Е. Олухов.
Кузнецы в КТЦ – пятого разряда, при этом их рабочие навыки ощутимо выше, чем у специалистов с других предприятий. «Пятый разряд у нас бытовые условия. В цехе идет большая работа по ремонту раздевалок, душевых, комнаты отдыха, установлен автомат с газированной питьевой водой.
«Ремонт переживаем как пожар, уже сил нет. В этом году обустройство бытовых помещений заканчиваем. Ремонт внутри, в цехе, тоже все запланирован: сделаем капитально, побелим, покрасим, почистим – но это уже в будущем году», – говорит начальник цеха. В цехе поменяли кровлю. Заменили освещение, вентиляцию. В следующем году запланирована замена кранов на современные, кабины машинистов в которых оборудованы кондиционерами.
«Работы много, – говорит Олухов, – работа стабильная. Смотрите, у нас планы какие, все расписано на перспективу. Если будут заказы на модернизацию больших турбин – без наших молотов не справиться. С таким качеством, в такие сроки, с минимальными припусками, кроме нас, никто не возьмется. А мы сделаем».
Для подготовки поковок под чистовую мехобработку в КТЦ создан механический участок. Он пока работает в тестовом режиме, есть нюансы – подстроить, подправить, но это текущие вопросы. Станочники 3-го разряда производят и на других заводах – разные квалификации. Наши все умеют, все могут».
Машинисты молотов – женщины. Рабочее место машиниста находится рядом с молотом, у пульта управления. Тяжелые условия труда частично облегчаются установкой поворотных вентиляторов. «Работницы достигли высокого мастерства, – утверждает Евгений Анатольевич. – Падающие части молота весят три тонны, предназначены для ударов по раскаленной поковке всей своей массой. А машинист Тупикова Татьяна Афанасьевна – вон, видите, в платочке стоит? – аттракцион показывала: спичечный коробок молотом закрыла, вот такие у нас мастера…». Кузнецы и машинисты работают слажено, как ансамбль музыкантов, зачастую понимая друг друга не только с полуслова, но и по кивку головы.
Женщины трудятся в цехе и на других рабочих специальностях: машинисты кранов, наждачницы, гальваники, контролеры ОТК… Последние в КТЦ в особом почете: «За качество своей продукции мы отвечаем», – говорит Евгений Анатольевич. Конечно, работа здесь тяжелая – и для мужчин, и для женщин, поэтому так важно сделать все возможное, чтобы ее облегчить, улучшить обдирку и черновую мехобработку заготовки, откованной здесь же, в КТЦ. Далее в основные производства отдаётся заготовка с минимальными припусками, и уже там токарь высокого разряда делает из нее произведение искусства. Не портит высокоточный станок, не теряет время.
Металлургическое производство – непрофильное для турбинного завода. Это значит, что для КТЦ важнейшей является задача обеспечить выпуск продукции, превышающей по своим параметрам покупные изделия. Срок, качество, себестоимость – главные параметры конкурентоспособности. «И если качество у нас вне конкуренции, — говорит Олухов, — то по снижению затрат цех старается находить резервы». Недавно молоты КТЦ были переведены на работу от сжатого воздуха, вместо покупного технологического пара. Стоимость пара была невероятно высокой, и большими были потерит при транспортировке. Сейчас в цехе построена новая компрессорная станция. Также налажен учет поставляемой КТЦ воды, газа, электроэнергии, тепла, что позволяет существенно экономить. Экономия есть и во внедрении более современных техпроцессов. К примеру, рубку заготовок в цехе заменили резанием на новом ленточно-пильном станке «Behringer» с автоматической подачей материала. Это позволило разгрузить молоты, обеспечить точность размеров заготовки, уменьшить расход металла.
«В общем, – подытоживает Евгений Анатольевич, – работы много, оборудование есть, условия созданы. Но все-таки это не главное. Главное – люди. Это не передать, когда ты смотришь на людей, – и они на тебя смотрят, надеются, спрашивают, советуют… Это не передать.
Люди работают с душой. Коллектив у нас в цехе дружный, все друг за друга держатся. Сто человек. Как одна семья мы друг другу, и в горе, и в радости.
Хочется особо отметить нашу молодежь, которая быстро вливается в коллектив , овладевает профессиональными навыками, благодаря пристальному заботливому вниманию ветеранов цеха.
…Да, мы, конечно, ругаемся! Это рабочий процесс, без этого никуда. Конфликты бывают по работе, по быту, по всяким делам. Приходят ко мне кузнецы, термисты – разговор прямой идет, но все-таки мы друг друга любим и уважаем. Так же и между начальниками цехов, между рабочими поддерживаются неформальные контакты. А как же иначе?..
Однажды за проходной встретились мы с коллегами – просто остановились случайно – и пошел у нас разговор, слово за слово… Я себя на мысли поймал: какие ж мы вопросы обсуждаем, какого масштаба – общезаводского!»