15.10.2019 Журнал Интер РАО «Энергия без границ», №4 (57) https://www.interrao.ru/upload/iblock/e7f/Inter_RAO_04_2019_FIN.pdf

Запуск программы модернизации ТЭС стоимостью 1,9 трлн рублей и утверждение правительством списка проектов обновления энергетических мощностей на 2022–2025 годы станет главным, но не единственным важным для российских генераторов событием в этом году. Для проведения наименее затратных ремонтов власти решили проиндексировать на 20% цены конкурентного отбора мощности (КОМ), а также вернуться к практике ежегодной корректировки цен на уровень инфляции. Индексация цен на мощность позволит финансировать текущие ремонты на 80% электростанций.

В августе «Системный оператор ЕЭС» провёл первый отбор в рамках перехода от четырёхлетнего к шестилетнему горизонту планирования. В связи с запуском программы модернизации пока состоялся КОМ на 2022–2024 годы, отбор на 2025 год пройдёт после выбора проектов для модернизации с вводами в 2025 году. Индексация цен КОМ является одним из элементов программы обновления мощностей. В рамках программы обновления ТЭС власти рассчитывают глубоко модернизировать до 41 ГВт мощностей, на это планируется потратить до 1,9 трлн рублей из так называемых высвобождающихся по мере завершения программ ДПМ ТЭС средств потребителей (Минэнерго оценило их в 3,5 трлн рублей до 2035 года). При подготовке программы модернизации генераторы обращали внимание регуляторов на фактическое сокращение своих доходов от продажи мощности – цены на неё не индексировались с 2015 года и в 1-й ЦЗ фактически стагнировали.

КОМ работает по «кривой эластичного спроса»: price cap достигается при максимальном объёме заявок от генераторов, но если предложение превышает прогнозный спрос, цена снижается до минимума (price floor). Цена первого полноценного КОМ на 2011 год сложилась на уровне 118,1 тыс. рублей за 1 МВт в месяц в 1-й ЦЗ и 126,4 тыс. рублей во 2-й ЦЗ. На отборе на 2015 год в 1-й ЦЗ сформировался существенный избыток мощностей, что привело к дальнейшему «проседанию» цен. Наиболее значительное падение произошло на Урале, где цены снизились почти на 25%: со 140,4 тыс. рублей до 106,25 тыс. рублей за 1 МВт в месяц. При этом во 2-й ЦЗ на КОМ-2015 произошёл значительный рост цен: в ЗСП Сибирь они взлетели с 97,6 тыс. рублей (в 2014 году) сразу до 179 тыс., но в остальных ЗСП 2-й ЦЗ цена мощности не изменилась, оставшись на уровне предыдущего года – 144 тыс. рублей. В «Совете рынка» это объясняли «низкой базой цены 2014 года во 2-й ЦЗ», а также фактическим отсутствием  конкуренции – объём предложения тогда практически совпадал с объёмом спроса.

По итогам КОМ на 2021 год цена 1 МВт в месяц в Центре и на Урале составила 134,4 тыс. рублей (+13,8% к ценам 2011 года), в Сибири – 225,3 тыс. рублей (+78,2% за 10 лет). В этих условиях кабмин поддержал предложение Минэнерго о направлении 786 млрд рублей из «высвобождающихся средств потребителей» на 20-процентное повышение цен КОМ. Также власти решили вернуться к ежегодной индексации цены мощности на уровень инфляции с 2020 года. Дополнительные деньги от продажи мощности должны пойти на проведение наименее затратных ремонтов (более масштабные и дорогие проекты должны включаться в программу модернизации). Глава Минэнерго Александр НОВАК заявлял, что индексация цен КОМ позволит продлить сроки работы ещё около 100 ГВт мощностей. Первоначальная схема предполагала индексацию на 6% в 2022 году, на 7% – в 2023-м и 2024 годах.

Впоследствии Минэнерго пересмотрело схему: price cap для КОМ 2022–2023 годов был увеличен на 15%, на 2024-й – ещё на 5%, в отборе на 2025 год ставки будут скорректированы лишь на уровень инфляции. 16 августа «Системный оператор» подвёл итоги отбора на 2022–2024 годы: цены в центральной России и на Урале выросли на 24,8%, в Сибири – на 17,3%. Цена КОМ 2024 года в 1-й ЦЗ выросла на 35,5%, а во 2-й ЦЗ – на 23,5% по сравнению с ценами 2021 года; фактически результаты разошлись с ожиданиями генераторов примерно на 1%, говорит председатель набсовета «Совета производителей энергии», член правления «Интер РАО» Александра ПАНИНА.

Основными драйверами роста стала индексация цен КОМ, а также прогнозное увеличение спроса, добавляет она. Первоначально регуляторы планировали провести повышение цен КОМ в 2022–2024 годах по схеме 6%-7%-7% ежегодно, но в последний момент Минэнерго предложило пересмотреть это решение. В итоге индексация прошла по схеме 15%-0%-5%. Дополнительная выручка генерации от такого решения составит более 20 млрд рублей, говорит г-жа Панина, но подчёркивает, что энергокомпании изначально предлагали более высокие темпы повышения цен КОМ (на 30–50 %), что позволяло бы проводить более глубокое обновление:

– Уверена, что Минэнерго, принимая такое решение, преследовало цель максимально эффективно использовать появляющийся инвестресурс, с учётом инфляционных ограничений по росту цены на электроэнергию. К тому же не будем забывать, что на настоящий момент мы обладаем одним из самых устаревших парков генмощностей, требующим дополнительных инвестиций уже сегодня.

Результаты КОМ совпали с ожиданиями, сформированными постановлением правительства о программе модернизации и зашитым туда повышением коридора цен на мощность, согласен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир СКЛЯР. Фактически цены на мощность с учётом ежегодной индексации на уровень инфляции в 1-й ЦЗ в 2024 году вырастут на 81%, во 2-й ЦЗ – на 61% от уровня 2019 года. Это существенная прибавка для старых мощностей, фактически выводящая их в зону, где денежного потока должно хватать для полноценного текущего ремонта, отмечает эксперт.

Сейчас генераторы тратят на текущий ремонт около половины фактической амортизации. В длинном горизонте это означает износ оборудования и вывод его из эксплуатации. Новые цены КОМ не позволят полностью закрыть вопрос, но должны привести к наращиванию ремонтов и повышению инвестиции до уровня 70-80% от амортизации. Значит, до 80% отработавших свой ресурс мощностей могут быть поддержаны в работоспособном состоянии до своей очереди в программе модернизации, пояснил г-н Скляр.

В ходе прошедшего отбора на 2022–2024 годы проявилась и ещё одна тенденция: объём предложения на рынке мощности растёт по мере завершения программы ДПМ ТЭС. Новые энергоблоки постепенно получают весь объём положенных им повышенных платежей в рамках программы ДПМ ТЭС, после чего начинают участвовать в конкурентном отборе мощности на общих основаниях. Объём мощности, отобранный за 2022 год, в среднем вырос на 2,1% – до 169,2 ГВт в месяц. В 2023 году увеличение будет менее заметным – 0,19% (ежемесячные объёмы составляют 165,1–174,2 ГВт), в 2024 году – на 0,7% (166,5–175 ГВт). В КОМ на 2022 год уже прошли такие ДПМ-объекты, как Адлерская ТЭС ОГК-2 и Алексинская ТЭЦ «Квадры», на 2023 год – Южноуральская ГРЭС-2 «Интер РАО» и ещё четыре станции, с 2024 года на конкурентный рынок вышли ещё семь электростанций.

Отдельные генераторы уже фиксируют существенное падение прибыли по мере завершения оплаты ДПМ-проектов. Так, чистая прибыль «Мосэнерго» (входит в «Газпром энергохолдинг») по МСФО в первом полугодии снизилась на 16,4%. Ключевым фактором снижения стало завершение выплат по ДПМ, поясняют в компании: с июля 2018 года у «Мосэнерго» завершились два ДПМ, с января 2019 года – ещё один. В этих условиях рост поступлений от продажи мощности может частично компенсировать снижение выручки. С другой стороны, рост конкуренции между генераторами по мере выхода увеличения предложения на КОМ создаёт предпосылки для корректировки цен на рыночных принципах.