15.10.2019 Журнал Интер РАО «Энергия без границ», №4 (57) https://www.interrao.ru/upload/iblock/e7f/Inter_RAO_04_2019_FIN.pdf

Самый актуальный вопрос осени – условия создания газовых турбин большой мощности (ГТБМ) для модернизации российских тепловых электростанций. Ожесточённая борьба между претендентами на право организации их производства в России объясняется ожидаемым стабильным спросом в рамках программы модернизации на фоне небольшой ёмкости мирового рынка. Логика программы предполагает обновление имеющихся парогазовых установок (ПГУ) иностранного производства и «достройку» паросиловых блоков (ПСУ) до ПГУ. Но в России ГТБМ не производятся. Поэтому перед правительством, которое нацелено на импортозамещение, стоит задача найти компромисс между разработками по созданию отечественных установок («Силовые машины» обещают турбины мощностью 60–80 МВт и 150–180 МВт, консорциум «Роснано» – ОДК – «Интер РАО» занимается модернизацией турбины ГТД-110) и локализацией зарубежных ПГУ.

В ходе стартового отбора в программу модернизации на 2022–2024 годы были востребованы самые дешёвые проекты обновления мощностей: капзатраты по выбранным 10,4 ГВт оцениваются в 125,1 млрд рублей при максимальных прогнозных расходах в 374 млрд рублей. Кроме того, часть мощностей будет охвачена недорогим ремонтом в рамках повышения цен КОМ. Речь идёт о сумме около 800 млрд рублей «высвобождающихся средств потребителей»: цены КОМ, колеблющиеся примерно на одном уровне уже десятилетие, на 2022 год в первой ценовой зоне выросли на 24,8%, во второй – на 17,3%. Таким образом, власти распределили средства на наименее затратное обновление ТЭС и вплотную подошли к развилке включения ПГУ-проектов в программу модернизации.

По данным Минпромторга, в стране работают 303 ПГУ, изготовленные за рубежом, многие из них в ближайшие годы потребуют обновления. Кроме того, достройка части работающих ПСУ до ПГУ позволила бы существенно повысить КПД оборудования (см. инфографику на стр. 12) и экономическую эффективность генерации. Но в ходе подготовки программы модернизации на первый план вышел вопрос национальной безопасности в условиях санкций. В процессе эксплуатации генераторы зависят от зарубежных поставщиков, после введения санкций иностранные партнёры пересматривали условия сотрудничества. Проблем удалось избежать в ходе переговоров, но гарантий от проблем в будущем нет, поэтому логичный вывод – создание локализованного производства ПГУ в России. По логике властей, лучше использовать не столь эффективное и современное паросиловое оборудование российского производства и при этом быть уверенным в том, что оно неожиданно не отключится по чьей-то воле.

KPI ДЛЯ МИНПРОМТОРГА

В попытке простимулировать разработку отечественных турбин государство пообещало выделить на проект в порядке софинансирования 7 млрд рублей, ещё столько же должен будет вложить частный инвестор. На энергорынке отмечали, что объём финпомощи закладывается под конкретный проект: основным лоббистом разработки отечественных ПГУ выступил владелец «Силовых машин» Алексей МОРДАШОВ. Его энергомашиностроительный холдинг оценил свои планы в 15 млрд рублей и обещал вложить в проект недостающую сумму.

Для выделения 7 млрд рублей власти намерены провести отбор претендентов и конкурс на строительство ТЭС, где будут обкатываться экспериментальные турбины. В конце мая «Силмаш» объявил о выборе площадки под ТЭС в Каширском районе Подмосковья. Электростанция мощностью 1,4 ГВт обойдётся примерно в 100 млрд рублей, сообщила компания г-на Мордашова.

В августе Минпромторг зарегистрировал в Минюсте и опубликовал приказ об экспертном совете, который будет оценивать проекты создания ГТБМ, претендующие на государственное софинансирование. Создание совета избыточно, отмечает один из экспертов в энергомашиностроении, у любой турбины есть объективные критерии эффективности – КПД, себестоимость производства и эксплуатации. «Другой разговор, что экспертный совет может разработать свои критерии исходя из параметров проектов», – добавляет он. Но «Силовые машины», похоже, уверены, что именно они будут основным получателем средств на разработку ГТБМ. В отчёте за второй квартал холдинг сообщил, что уже приступил к созданию собственных ПГУ.

«При поддержке Минпромторга реализуется проект НИОКР в рамках создания производства газовых турбин большой мощности, находящихся в диапазоне 60–80 МВт и 150–180 МВт с коэффициентом полезного действия не менее 35% в простом цикле», – сообщил «Силмаш» в середине августа.

Минпромторг играет ключевую роль в продвижении проекта г-на Мордашова: его реализация позволит министерству выполнять целевые показатели, формируемые в кабмине, согласны три собеседника на энергорынке. Однако софинансирование и наличие поддержки в правительстве не гарантирует «Силмашу» технологический успех. Центральная проблема и локализации, и создания собственных ПГУ – производство так называемой горячей части и лопаток турбин. Попытки наладить выпуск этих компонентов заканчивались неудачей: срок их службы оказывался существенно меньше, чем у западных производителей. Для Китая в своё время это не стало проблемой: местные энергетики чаще выходили в ремонт и закупали больше запчастей, что, правда, сказывалось на стоимости генерации.

Но решение вряд ли подходит для России, где цена энергии сейчас является одним из ключевых факторов для экономики в целом, полагают наблюдатели. Проблемы при производстве в нашей стране горячей части подтверждают новости из Индии. В конце августа РБК сообщил, что индийская сторона недовольна качеством поставленных «Силмашем» турбоустановок и генераторов для турбинного отделения уже построенных блоков АЭС «Куданкулам». Индия предложила «Росатому» при строительстве новой АЭС использовать турбины японского производства вместо оборудования «Силмаша». У эксплуатантов время от времени возникают нарекания по поводу работы российских паровых турбин – и генераторной части, и тепломеханической, рассказал РБК топ-менеджер одной из инжиниринговых компаний. Проблема в том, что российские предприятия используют слишком мягкий металл для лопаток, возникают проблемы с напылением, отмечал собеседник РБК, ещё одним слабым местом является качество уплотнения между роторами и статорами.

Впрочем, в самих «Силовых машинах» оптимистично смотрят на ситуацию: турбину ГТЭ-170 (мощностью 170 МВт) планируется запустить в опытно-промышленную эксплуатацию в 2022–2023 годах, ГТЭ-65 (65 МВт) – в 2024 году.

КОНКУРЕНТ ИЗ РЫБИНСКА

«Силмаш», как говорил в июле глава холдинга Тимур ЛИПАТОВ, рассчитывает оказаться единственным участником конкурса на разработку отечественных ГТБМ. «Если найдётся кто-то, кто будет соответствовать требованиям конкурса, значит, будем конкурировать и выигрывать», – заявил он. Этот конкурент немедленно нашёлся: претендентом на госдотации может стать консорциум государственных структур – «Ростеха», «Роснано» и «Интер РАО», пытающийся с 2012 года модернизировать турбину ГТД-110. В июле генеральный директор «Интер РАО» Борис КОВАЛЬЧУК обратился в кабмин с предложением «исключить монополию частных компаний» и разрешить участвовать в конкурсе на строительство ТЭС для обкатки экспериментальных турбин всем участникам рынка. Речь шла как раз о ГТД-110. Разработка первой отечественной ПГУ началась в 1991 году, в 2003 году турбина была рекомендована для серийного производства на заводе «Сатурн» в Рыбинске Ярославской области. Но из-за ненадёжности оборудования производство было фактически свёрнуто.

В 2012 году «Роснано», «Интер РАО» и НПО «Сатурн» запустили проект доработки турбины ГТД-110, который был рассчитан на 2,5 года и оценивался в 2,5 млрд рублей. В апреле 2018 года Reuters сообщило, что ГТД-110М развалилась на испытаниях. «Ростех» в ответ заявил о выходе из строя части механизмов, что «не фатально», но сдвигает срок завершения работ по турбине. В июне замглавы Минпромторга Василий ОСЬМАКОВ заявлял, что испытания завершатся к июлю, после чего состоится переход к серийному производству. В «Роснано» категорически не согласны с тезисом о неуспешности проекта. С 2014 года совместно с «ОДКСатурн» (входит в ОДК, контролируется «Ростехом») проведены работы по устранению конструктивных недостатков, повышению надёжности и технологических характеристик: мощность выросла до 115 МВт, КПД – с 35,5 до 37%, в составе ПГУ – до 52%. Исходя из этих характеристик блок с такой турбиной способен работать на оптовом рынке с прибылью, отметили в пресс-службе «Роснано».

В июне ГТД-110М переставлена в ячейку блока Ивановских ПГУ, где должна будет пройти опытно-промышленную эксплуатацию. Как сообщили в «Интер РАО – Электрогенерация» (в её состав входят Ивановские ПГУ), в настоящее время замечаний к её работе нет, при этом в ближайшем декабре-январеона будет остановлена для проведения тестирования состояния горячей части и лопаток.

Вместе с тем до сих пор нет понимания, на каких мощностях может серийно выпускаться ГТД-110М. В июне замглавы «Ростеха» Дмитрий ЛЕЛИКОВ заявил, что госкорпорация планирует разместить серийное производство этих турбин на площадях «Силмаша». Мощности «ОДК-Сатурн» позволяют производить всего две турбины такого класса в год, пояснял он. Локализовать серийное производство установки возможно на мощностях «ОДК-Сатурн» в случае их расширения, сегодня это единственная организация в России, обладающая необходимыми компетенциями, заявили ЭБГ в «Роснано».

ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО?

Негативный опыт единственной российской ГТБМ снижает уверенность в том, что проекты собственных разработок «выстрелят» в ближайшее время и смогут показать стабильные результаты, сопоставимые с западными образцами. В этих условиях наиболее рациональный путь – локализация уже созданного иностранными компаниями производства оборудования. Наиболее очевидные преимущества локализации: отсутствие «детских болезней», затрат на разработку и обкатку, более короткие сроки разворачивания производства.

Договороспособность западных производителей повысилась на фоне катастрофического сжатия мирового рынка газовых турбин. Крупнейшие генераторы прорабатывают варианты локализации выпуска турбин с иностранными производителями. Как сообщалось, «Интер РАО» ведёт такие переговоры с GE,  «Газпром энергохолдинг» – с Siemens, «РЭП Холдинг» – с Ansaldo, а также с BHGE (в партнёрстве с «Газпромом»). Наиболее активно в публичном поле за право на локализацию ГТБМ борется Siemens. В июле немецкая компания объявила, что готова полностью перенести производство турбин к середине 2023 года, этого может оказаться достаточным для удовлетворения спроса в рамках модернизации. Не дожидаясь официальных согласований, Siemens провела переговоры с российскими поставщиками компонентов, передала техдокументацию, в частности, ОДК – на лопатки турбины. Немецкий концерн уже согласился перенести производство горячей части в Россию, что должно снять вопрос о национальной безопасности. Выпуск турбин планируется организовать на базе совместного предприятия с «Силмашем» – СТГТ.

Siemens самостоятельно уменьшила сроки разворачивания производства горячего тракта, первоначально в планах компании фигурировали 2024–2025 годы. Однако локализация производства к середине 2023 года возможна лишь в случае подписания специнвестконтракта (СПИК), заявка на который была подана Siemens 2 июля. «При условии, что мы финализируем работу по СПИКу в ближайшие месяцы, то да, середина 2023 года», – говорил в интервью РИА «Новости» 10 июля гендиректор Siemens в России Александр ЛИБЕРОВ.

В начале августа стало известно, что Минпромторг вернул заявку Siemens на доработку до того момента, когда правительство утвердит перечень современных технологий, по которым могут заключаться СПИКи. В министерстве поясняли, что 2 августа президент Владимир ПУТИН одобрил поправки в закон «О промышленной политике», меняющие механизм СПИК. Теперь его основная цель не привлечение инвестиций, а разработка и внедрение передовых технологий, перечень которых будет утверждаться правительством. СТГТ рекомендовано переоценить соответствие проекта новому механизму после утверждения перечня технологий в кабмине.

Новость оказалась неожиданной и была негативно воспринята в секторе: решение Минпромторга значительная часть экспертов расценила как поддержку отечественных проектов «Силмаша». Ранее г-н ЛИПАТОВ назвал стремление Siemens получить СПИК «не совсем честным по отношению к отрасли». Подписанный СПИК является основанием для признания локализационных норм выполненными, поэтому «никаких СПИКов на этом пути быть не должно», пояснял гендиректор позицию «Силовых машин».

«Силмаш» предпринимал и другие попытки затруднить локализацию производства иностранных ПГУ в России. Так, в апреле г-н Мордашов предложил кабмину установить требование для СП с иностранным участием, которые хотят локализовать газовые турбины: 75% + одна  акция должны быть у российского партнёра. Нововведение должно было затронуть и СТГТ, где у «Силмаша» – 35%, у Siemens – 65%. Но в итоге это предложение было отклонено в кабмине.

ВСЕМ СЁСТРАМ ПО СЕРЬГАМ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

Одновременно локализовывать производство оборудования Siemens, GE, ГТД-110М и турбины «Силмаша» бессмысленно: необходимый объём спроса для рентабельного производства внутри страны отсутствует, выход на сжимающийся мировой рынок маловероятен, указывают эксперты. Конкуренция важна на этапе создания или локализации, но в текущих условиях пространства для неё немного, учитывая тот факт, что в программе модернизации участвуют и паросиловые блоки. Российскому рынку не нужны две примерно одинаковые по характеристикам турбины Siemens и GE, до реализации целесообразно доводить только один, наиболее рентабельный проект, соглашались главы «Газпром энергохолдинга» Денис ФЁДОРОВ и «Интер РАО» Борис КОВАЛЬЧУК. Помимо этого, глава «Интер РАО» предлагал допустить проекты локализации ПГУ до отбора на право софинансирования из бюджета в рамках механизма СПИК 2.0. О реакции властей на это предложение пока ничего не известно.

Таким образом, несмотря на то, что в рамках десятилетней программы модернизации уже выбраны квоты на обновление ТЭС на четыре года, вопрос о перспективах локализации ПГУ остаётся открытым. Неопределённость и текущая конфигурация принятия решений, полагают эксперты рынка, повышают риски сценария, при котором проекты локализации не будут реализованы, создание собственной турбины будет откладываться из-за технических трудностей, а единственным легитимным путём «обновления» станет отказ от ПГУ в пользу ПСУ.