21.04.2021 Энергетика и промышленность России
<…>
«Когда мы поймем, что отрасль трансформировалась? Какой есть показатель цифровой трансформации? На сегодняшний день у нас есть сформировавшийся технологический уклад. По законам экономики и физики любая большая система эффективнее, чем малые и разрозненные системы. Законы физики говорят, что КПД у когенерации эффективнее, чем КПД отдельно у генерации электроэнергии и тепла, например.
Сейчас появилась новая фишка — все вдруг «позеленели», и мы узнали, что наша энергосистема с угольными станциями — самая экологически неэффективная, надо срочно что-то делать и, опять же, воспевать западную идеологию с точки зрения насыщения децентрализованными ветряками и солнечной генерацией. У них это было вынужденное решение, а у нас есть свобода для маневра. Почему в таком случае мы начинаем отказываться от централизованной энергосистемы, самой экономически эффективной и физически собранной таким образом, что она, наверное, самая надежная, и идти в какую-то децентрализацию? При этом подменяя понятие «децентрализация» цифровизацией, утверждаем, что мы делаем цифровую трансформацию электроэнергетики. Да ничего мы не трансформируем. Да, возможно, работа с данными позволяет нам заменить утраченные компетенции — к сожалению, не осталось людей, которые придут, посмотрят на оборудование и скажут, что оно проработает трое или пять суток, и вот эту прокладку надо заменить. Происходит деградация компетенций. Мы полагаем, что заменим их статистикой, которую соберем правильно, и сделаем систему поддержки принятия решений. Да у нас раньше каждый инженер был уникальной системой поддержки принятия решений.
Нужно ли как-то этот опыт собирать и масштабировать? Да, нужно, однако мы, опять же, делаем это вынужденно. Это не новый хайп, это наша вынужденность из-за того, что потеряли компетенции и надо откуда-то их собирать. Сегодня мы пытаемся новыми цифровыми моделями заменять реальных людей с их опытом.