31.07.2021 Газета Знамя №7 (5815)

Мало кому удается, родившись в веке одном, пройти большую жизнь и шагнуть в век следующий, став свидетелем и участником событий судьбоносных, порой трагических для страны и народа. Родившись на заре прошлого века и всю жизнь посвятив Уральскому турбинному заводу, Лазарь Соломонович Иоффе готовится отметить свое столетие. Пережив многих сверстников, а также время репрессий, войну и другие революционно-радикальные, экономические и политические преобразования в стране, он утверждает, что прожил жизнь, хоть и непростую, но счастливую.

Бег времени неумолим и стремителен, кажется, еще совсем недавно торжественно отмечал свое 90-летие наш коллега, начальник бюро исследований турбин в эксплуатации (БИТЭ) Лазарь Соломонович Иоффе, и вот уже минувшее десятилетие вплотную приблизило празднование очередной юбилейной даты. Для Лазаря Соломоновича этот период был ознаменован двумя важными событиями: в 2014 году коллектив бюро отметил 50 лет с момента своего создания, а в мае 2015-го Л. С. Иоффе попрощался с родным заводом, на котором начал работать еще до начала войны! В преддверии столь значимой юбилейной даты хотелось бы вспомнить основные вехи жизненного пути этого мудрого и необычайно интеллигентного человека, до почтенного возраста сумевшего сохранить поразительную ясность ума, бодрость духа, внимательное и добросердечное отношение к окружающим его людям.

Родители Лазаря Соломоновича, Мария Млодик и Соломон Иоффе, обрели свое семейное счастье в 1916 году в г. Могилеве. Маленький Лазарь или Зоря, как до сих пор зовут его родные, появился на свет в г. Москве 8 августа 1921. Кроме него, у молодой четы Иоффе уже подрастала старшая дочка Сашенька и сын Илюша. Семью годами позже в семье родилась младшая дочь Любочка.

Партийная дисциплина и семейные обстоятельства не оставили возможности выучиться на врача Марии Марковне. Ей удалось закончить только три курса, потом ее отозвали на партийную работу. Волею партии и довольно извилистыми путями она пришла в юриспруденцию и в 1926 году стала первой в России женщиной – народным судьей. В 1936 году семья переехала в Свердловск, где Марию Марковну утвердили в должности заместителя председателя Свердловского областного суда. А в роковом 1937-ом отца семейства Соломона Иоффе по ложному доносу осудили на пять лет лагерей.

В связи с арестом мужа Марию Марковну сняли с работы в суде и, выселив семью из квартиры, находившейся в центре города, предоставили жилье в доме на Широкореченском торфянике. Оказавшись в тяжелейших жизненных условиях, понимая всю несправедливость понесенного ими наказания, она не ожесточилась и впоследствии никогда не жаловалась на судьбу даже в самые трагические дни. После ареста мужа вся ее жизнь была посвящена детям. Никто в семье Иоффе не отрекся от отца, не усомнился в его честности и невиновности. А дальше была война…

— Я хорошо помню тот погожий воскресный денек. Мы с ребятами как раз собрались поехать за город кататься на велосипедах, — рассказывал в одном из своих интервью Лазарь Соломонович. — И тут как гром среди ясного неба: война! В то время я уже был студентом Уральского индустриального института (сейчас это УрФУ) и, окончив второй курс, проходил производственную практику на Турбинном заводе, работая фрезеровщиком.

С первых дней войны братья Илья и Лазарь вместе с другими студентами Уральского индустриального института подавали заявления о вступлении добровольцами в действующую армию. Однако военные чины лишь цедили сквозь зубы: «Мы свою Родину без сыновей врагов народа защитим…». Уже в конце июля на Турбинный завод стали прибывать станки моторного производства Ленинградского Кировского завода. Из студентов энергофака на заводе была организована бригада электромонтеров, которым было поручено подключать к электросети устанавливаемое оборудование.

— Я работал вместе с братом Ильей, который также учился на энергофаке. Время было горячее, в цехах наравне со взрослыми за станками стояли дети, и работа в тылу по праву приравнивалась к военному фронту… В марте 1943 года меня внезапно вызвали в военкомат и спросили: «Пойдешь в армию?». Ответил: «Конечно, пойду!». Воевать мне пришлось недолго, — рассказывал Лазарь Соломонович, — наш пехотный полк наступал на Орел «в лоб» с востока. В первом же бою я подорвался на мине. Отправили меня в полевой госпиталь в г. Глазов, где через месяц врачи решили удалить застрявший в ноге осколок. Однако что-то пошло не так, и я заболел столбняком. Чудовищно неприятная болезнь, когда постепенно сводит все мышцы, а потом человек теряет способность дышать. Слава Богу и спасибо врачам: выходили, остался жив!

В феврале 1947-го в составе первого выпуска кафедры «Турбиностроение» Лазарь Соломонович окончил институт. А уже в марте поступил конструктором на УТЗ. Л. С. Иоффе вспоминает: «Когда в начале 60-х в СССР начали повсеместно создавать подразделения, отвечающие за качество продукции, заводское руководство предложило мне возглавить вновь создаваемый отдел. Я отказался, мотивировав свое решение нежеланием уходить из КБ. Руководство пошло мне навстречу, и в составе СКБт появилась новая структурная единица: бюро исследования турбин в эксплуатации (БИТЭ) под моим руководством. Это событие стало судьбоносным, определив мой трудовой путь на целых 50 лет!

За годы работы Лазарь Соломонович внес значительный вклад не только в производство турбин на нашем заводе, но и в развитие всего отечественного турбиностроения. Его книга «Теплофикационные паровые турбины», написанная в соавторстве с Евсеем Исааковичем Бененсоном, до сих пор является настольной книгой всех турбинистов. Значительной вехой в жизни и деятельности Л. С. Иоффе также является его преподавательская работа на кафедре турбиностроения в Уральском политехническом институте (УрФУ). Лазарь Соломонович много лет возглавлял Государственную экзаменационную комиссию. Он вырастил сотни турбинистов, его ученики работают по всему миру, многие из них достигли значительных профессиональных и карьерных высот. Большая часть ныне работающих на УТЗ конструкторов, технологов, производственных специалистов, за исключением, пожалуй, совсем молодых, недавно окончивших университет, учились у Иоффе.

Сегодня, отойдя от дел, Лазарь Соломонович остается всё тем же мудрым, деликатным и душевным человеком. Вспоминая завод, он признался, что никогда не мог представить себя без работы. «Это моя жизнь, — говорит он. — Я ушел с завода, но, к счастью, я не одинок. Со мной рядом мои родные: старшая дочь Анечка, внучка Лена и правнучка Алина. Другая дочь, Наталья, живет в Подмосковье».

В деревне Гагарка у семьи Иоффе есть замечательный сад с домиком в два окошка, имеется банька. В саду растут яблони, вишни, разбиты грядки с овощами. Лазарь Соломонович проводит там лето, принимая самое активное участие во всех хозяйственных работах.

В семье у Лазаря Соломоновича непререкаемый авторитет. На нем держится весь дом. Внучка Лена говорит: «Лучшего человека, чем мой дедушка, я в своей жизни не встречала. Он настолько хороший семьянин, что даже представить себе лучше невозможно. Наша бабушка работала в техникуме. Ее ученики часто приходили к нам в гости. И вот они говорили, что все берут пример с наших дедушки и бабушки. Все мечтали бы создать такую семью. Все конфликты в семье разрешает дедушка. Он всегда поможет, всегда посочувствует. Он очень добрый, умный и интеллигентный человек. Как говорят мои подруги: «Таких, как твой дедушка, один на миллион». В доме у нас всегда всё работает. Если что-то выходит из строя, дедушка починит так быстро и незаметно, что как будто бы ничего и не ломалось».

А правнучка Алина утверждает, что помнит, как дедушка держал ее на руках, когда ее выписывали из роддома. А еще говорит, что дедушка очень заботливый и ласковый и учил ее таблице умножения.

Елена рассказала нам такую семейную историю: «Дедушка после ранения пришел в УПИ с палочкой и там увидел свою будущую жену Тамару. В ноябре 1944 они поженились. Но в то военное время никак не справляли свадьбу, и даже колец не было. Мы исправили эту ошибку на золотую свадьбу в 1994 году. Подарили бабушке с дедушкой золотые кольца. Они вместе прожили 63 с лишним года в полной любви и согласии. Я не слышала, чтобы они ссорились. У нас вообще в семье никто и никогда не говорил плохих слов. Я даже слово «дура» впервые услышала в школе. Мне очень повезло, что я родилась в такой замечательной семье. Ценить это начинаешь с возрастом. Желаю своему дедушке дожить до 200 лет в здравии и светлой памяти». С большой теплотой и благодарностью вспоминают Лазаря Соломоновича его коллеги и ученики:

Ирина Владимировна Кадкина, начальник БИТЭ СКБт уральского турбинного завода
 — С моей первой встречей с Лазарем Соломоновичем связана довольно забавная история. На защите диплома моей группы на заданный вопрос члена комиссии одногруппник дал неправильный ответ, и один из членов комиссии, задавший вопрос, поинтересовался, откуда была получена эта информация. И студент уверенно назвал книгу и одного из ее авторов, добавив, что второго автора не помнит. Мы все просто застыли в ожидании реакции, потому что вопрос как раз задал неназванный соавтор книги — Лазарь Соломонович Иоффе. После небольшой паузы Лазарь Соломонович с доброй улыбкой сказал: «Я такого в книге не писал!». И напряжение тут же спало.

Вот эта потрясающе добрая улыбка, тонкое чувство юмора и невозмутимое спокойствие при любой ситуации меня всегда восхищали в Лазаре Соломоновиче. К сожалению, проработали мы вместе немного, чуть больше трех лет, но и за этот период я услышала много мудрых и полезных советов, которые до сих пор помогают мне в работе.

Дорогой Лазарь Соломонович! Мы от всей души благодарим Вас за Ваш труд, мудрость и переданный нам опыт! И желаем, конечно же, самого необходимого — здоровья Вам и Вашим близким, энергии, бодрости и побольше радостных событий в жизни! Пусть Ваши близкие заряжают Вас любовью изо дня в день!

Евгений Владимирович Осипенко, ныне главный инженер АО «Уралэнергоремонт», много лет проработавший на турбинном заводе

— Под руководством Лазаря Соломоновича мне довелось работать в 70-х годах. Эти творчески напряженные годы, проведенные в стенах БИТЭ, были, наверное, самым насыщенным временем, когда хотелось делать много и быстро, да и сама кипучая заводская жизнь этого требовала. Тот период был пиком расцвета достижений Турбомоторного завода в части разработки новых машин, в проведении реконструкции производства, а также в предельной загрузке существующих мощностей.

Приобретая конструкторский опыт практически с нуля, я достаточно быстро начал ощущать: что-то понимаю и что-то уже могу. И, конечно, за всем этим стоял наш наставник и руководитель — Лазарь Соломонович Иоффе.

Мне запомнилось, как абсолютно ненавязчиво и по-отечески он вкладывал свой опыт и знания в обучение и становление молодых сотрудников. Являясь совершенно неконфликтным и деликатным, Лазарь Соломонович имеет дар располагать к себе людей. Благодаря общению с этим удивительно мудрым человеком я вынес для себя немало полезного опыта, необходимого в общении с людьми. Лазарь Соломонович, ЖИВИТЕ! Тех, кто Вас знает, Ваш пример поддерживает и вдохновляет!

Марк Ефимович Ямпольский, советник директора ООО «Пумори-энергия», также много лет отдавший уральскому турбинному заводу

— Я пришел в БИТЭ под крыло Л. С. Иоффе в 1969 году, окончив кафедру «Турбостроение» УПИ, — рассказывает Марк Ефимович, — работая под руководством Лазаря Соломоновича, я приобрел внушительный объем инженерных знаний, необходимых для решения сложнейших вопросов, связанных с турбостроением.

Особенно это касается эксплуатации паровых турбин, установленных на электростанциях. От Л. С. Иоффе я перенял ценный опыт работы с заказчиками. Двадцать два года нашей совместной работы научили меня проявлять инициативу в решении возникающих вопросов, добиваться реальных результатов, быть сдержанным и корректным в общении с коллегами и партнерами по бизнесу.

Благодаря Лазарю Соломоновичу я понял, как важно заботиться о своих сотрудниках, с участием и пониманием относиться к их жизненными проблемам. В Лазаре Соломоновиче меня всегда поражали его обширные знания по турбостроению, умение вести деловые переговоры. Тактичный и интеллигентный, трудолюбивый и целеустремленный, он всегда был очень требователен в первую очередь к себе.

В преддверии юбилейной даты хочу пожелать Лазарю Соломоновичу и его родным здоровья, крепости и радости! И, конечно же, выразить огромную благодарность за совместную работу, полученный опыт и добрые отношения! На вопрос, чего бы хотелось пожелать себе в связи с наступающим юбилеем, Лазарь Соломонович ответил: — Конечно, здоровья. Чего ж еще можно желать в моем возрасте?

В завершение нашего разговора Лазарь Соломонович подвел черту: «Каждый человек обязательно должен трудиться. Я убежден, что только благодаря созиданию и труду воспитывается личность!»