09.09.2021 Турбоатом

В конце августа Кабинет министров вынес распоряжение о присоединении «Завода «Электротяжмаш» к «Турбоатому». Как будет называться объединенное предприятие? Будут ли сокращать штат «Электротяжмаша»? О реорганизации и дальнейших планах Суспильному рассказал гендиректор «Турбоатома» Виктор Субботин.

«Сохраним производственный процесс»

Кто возглавит новое объединенное предприятие?

-Это будет решение Кабинета министров. Я думаю, это будет человек, знающая вопросы рынка турбогенераторов, турбин, энергетического машиностроения. Думаю, что это будет человек из наших двух предприятий.

После объединения это будет единственное предприятие или два разных завода, как и было, только с одним менеджментом?

-Такого объединения в Украине еще не было. И, безусловно, это сложный процесс, который мы прописываем и решаем, что называется «с колес». Предприятие будет одно, юрлицо будет одно. Это будет осуществлено путем присоединения «Электротяжмаша» к «Турбоатому», то есть «Электротяжмаш» как юридическое лицо будет отменено. Будут две промышленные площадки. Будет полностью сохранен производственный процесс, как на «Турбоатоме», так и на «Электротяжмаше».

Прочитала в проекте решения собрания акционеров «Турбоатома» от 27 августа, что акционерное общество «Турбоатом» меняет название на акционерное общество «Украинские энергетические машины». Зачем новое название?

-Безусловно, это связано со слиянием, так как вновь созданное предприятие будет производить не только турбины, но и генераторы и другую продукцию, которая есть в номенклатуре «Электротяжмаша». Название — это наше общее предложение от обоих заводов, поскольку оно представляет всю линейку продукции.

-По информации официального сайта «Турбоатома», предприятие поставляет продукцию в 44 страны мира. Ваши клиенты знают вас по имени «Турбоатом». Не боитесь потерять клиентов?

-Конечно, определенные неудобства будут. Мы их уже сейчас ощущаем, когда даем информацию нашим постоянным заказчикам, что будет такое изменение названия. Но это не критично, так как эти заводы производят единичную продукцию под конкретного заказчика, циклы производства и турбин, и генераторов занимают месяцы, а иногда годы. Мы знаем каждого имеющегося и потенциального заказчика. С нами имеют дело не потому, что название красивое, а потому что мы серьезные производители.

-Какие сейчас долги у «Электротяжмаша» по заработной плате? В каком состоянии вы принимаете предприятие?

-Насколько я знаю, на сегодняшний день есть задолженность по зарплате за июль на «Электротяжмаше». На «Турбоатоме» задолженности нет. По первому полугодию этого года на «Электротяжмаше» кредиторская задолженность больше дебиторской на 1 млрд триста или четыреста миллионов. Это, безусловно, большие средства, это долги, которые нужно будет отдавать уже объединенному предприятию. По балансу «Турбоатома» немного наоборот: дебиторка выше кредиторки как раз на 1,3 млрд грн. Это выравнивает баланс «Турбоатома» и «Электротяжмаша».

«Запустим предприятие, тогда уже будет работа и экономистам»

Существуют ли другие риски для объединения заводов?

-Мы сейчас плодотворно работаем по общей структуре производства, планирования, снабжения, продажи продукции. На мой взгляд, определенный перекос у коллег состоялся в части большого количества инженерно-технических работников и уменьшенного количества промышленников. Я вижу, что там есть большие резервы по оптимизации управленческой вертикали. Мы дали свои предложения и коллеги их в целом одобрили.

Мы дали предложения по примеру «Турбоатома». У нас вертикаль экономической службы, как планирования, так и управления, централизованные технологические службы и службы контроля. Все это подчинено члену дирекции — заместителю генерального директора, который отвечает за это направление. В цехах нет дублирования этих функций и это уменьшает количество людей, которые занимаются бумагами. Это надо сокращать [на «Электротяжмаше»]. Это первая составляющая.

Далее: у нас турбины продают конструкторы, потому что это сложная техника, и заказчик должен понимать, что ему предложат именно тот продукт, который ему нужен. Экономисты, маркетологи уже потом все это оформят в договор. Мы 10 лет назад объединили конструкторов и маркетологов в одну службу. На «Электротяжмаше» конструкторы пока подчинены главному инженеру.

По вашим предложениям, сколько нужно на «Электротяжмаше» сократить людей?

-Это социальный вопрос. Я понимаю, что нас будут смотреть и работники «Электротяжмаша». Я бы так хотел сказать: прежде всего, нужно запустить производство. Для этого нужны контракты, и они должны быть рентабельны. А это значит, что и зарплата, и другие расходы должны быть в цене контракта. Если у нас раздутый штат, то мы никак не впишемся в ценообразование. Поэтому я прошу, чтобы работники «Электротяжмаша» были спокойны. Запустим предприятие, загрузим станки, тогда уже будет работа и экономистам. Я понимаю, какая это цифра. По инженерно-техническим работникам можно и вдвое сокращать. А производственных работников надо возвращать на завод.

Какая сейчас средняя зарплата рабочего на «Турбоатоме» и чего ожидать работникам «Электротяжмаша» по оплате труда?

-У нас 16 000 гривен, на «Электротяжмаше» она меньше где-то вполовину. Но там ситуация другая. Большинство людей, которым нужно выплачивать заработную плату, это неработающие, которым надо платить две трети оклада. Мы платим за работу, то на «Электротяжмаше» это пока простой. Безусловно, после слияния зарплаты вырастут до уровня «Турбоатома», ведь это единственный коллектив, единая команда, единая ответственность.

Какой сейчас портфель заказов у «Турбоатома»?

-У нас портфель заказов в этом году — более 2 млрд грн. В следующем году планируем его уменьшать по нашей продукции. У «Электротяжмаша» портфель заказов, скажем так, ниже. Я думаю, где-то вполовину меньше.

Какие сроки и какие этапы объединения?

-Этапы уже идут. Прошли собрания [акционеров] на «Турбоатоме» и «Электротяжмаше». Затем по результатам девяти месяцев, по балансовым показателям, произойдет объединение балансов. Затем подпишут два директора передаточный акт от «Электротяжмаша» «Турбоатому». И все — это уже момент отсчета объединенной компании — будет подписан договор о слиянии, в котором будут урегулированы номинал и стоимость акций, части двух акционерных обществ. Октябрь, середина ноября — фактическая процедура объединения произойдет.