13.12.2021 Газета «Энергетика и промышленность России», № 23-24 (427-428)

Предприятие «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ) отметило десятилетие своей деятельности: договор о создании СП «Сименс Технологии Газовых Турбин» был подписан 1 декабря 2011 года. Основной целью создания компании стала локализация производства и обслуживания газовых турбин большой мощности «Сименс Энергетика».
Генеральный директор «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ) Нико Петцольд, реализовавший десятки проектов Siemens Energy в разных странах, рассказал «ЭПР» о достижениях, с которыми предприятие подошло к своему десятилетию, и планах на будущее.
— Нико, в декабре этого года СТГТ исполнилось 10 лет. Это много или мало для такого предприятия?
— 10 лет — звучит внушительно, но, учитывая, какое сложное у нас производство — выпуск газовых турбин большой мощности, какое технологически сложное оборудование мы выпускаем, этот срок кажется не таким уж и большим. Почти четыре года заняло только строительство завода (включая проектирование, выбор площадки и пуск предприятия). Затем мы прошли период наладки производства; обеспечили передачу технологий от нашего головного предприятия в Берлине российскому производству. Сотрудники СТГТ прошли обучение в центральной компании. И в течение 4–5 лет с момента принятия решения о строительстве нам удалось выпустить первую газовую турбину большой мощности.
Таким образом, мы с нуля создали новое технологически сложное производство, которое сейчас успешно работает.
— Это очень много для такого короткого срока.
— Время сжимается, потому что много дел.
— Чем вы особенно гордитесь в этом проекте? Что удалось сделать за этот период, а что не получилось?
— Одно из наших главных достижений — это открытие в 2015 году предприятия в Ленинградской области. В том же году на нем уже была собрана первая газовая турбина.
Мы гордимся тем фактом, что все наши сотрудники имеют достаточную квалификацию для того, чтобы изготавливать газовые турбины большой мощности. Наша команда локализована, то есть сотрудники российского предприятия способны самостоятельно выполнять необходимые работы.
За десять лет СТГТ изготовило и поставило российским и зарубежным заказчикам 10 газовых турбин мощностью 187 МВт. Мы концентрируемся не только на внутреннем российском рынке, но и изготавливаем компоненты для газовых турбин большой мощности на экспорт, в частности производим компоненты энергетического оборудования для глобальной сети «Сименс Энергетика».
Один из основных трендов сегодня — декарбонизация. Поэтому мы не ограничиваем себя только производством турбин, но и вносим вклад в переход к возобновляемым источникам энергии. В рамках этого подхода мы освоили сборку компонентов для ветрогенераторов «Сименс Гамеса».
За последние два года мы собрали оборудование для 83 ветроэнергетических установок. Часть их уже установлена в ветропарке в Азове. Еще часть будет эксплуатироваться в самом северном ветропарке в России, расположенном в Мурманской области.
Таким образом, наше предприятие первым объединило производство больших газовых турбин и сборку компонентов ветрогенераторов с ориентацией на возобновляемые источники энергии.
Но СТГТ — это не просто завод по производству энергетического оборудования. Это многофункциональный энергетический комплекс. И для нас важно не только производить энергетическое оборудование, но и обеспечивать его рабочее состояние. Поэтому мы уделяем большое внимание вопросам сервисного и технического обслуживания.
На данный момент служба сервисного обслуживания включает более 100 высококвалифицированных российских инженеров и рабочих, в том числе специалистов полевого сервиса, которые работают на площадках заказчиков.
В рамках нашего энергетического хаба создана полная цепочка сервисного обслуживания наших установок. Собственный стратегический склад запасных частей позволяет в самое короткое время предоставить заказчикам необходимые компоненты. Мониторинговый центр, к которому мы подключаем удаленно газовые турбины, следит за их работой, и мы можем выдавать заказчику актуальные рекомендации. В этом году удаленный мониторинговый центр СТГТ получил аттестат соответствия требованиям по информационной безопасности.
Создан сервисный центр для ремонта и восстановления компонентов горячего тракта газовой турбины. Здесь мы восстанавливаем керамическое покрытие турбинных лопаток — наиболее технологически сложной части газовой турбины. Это позволяет не отправлять оборудование для ремонта за рубеж — все работы выполняются в России, и затем восстановленные детали передаются заказчику.
СТГТ гордится не только своими производственными достижениями, но и коммерческими успехами. За все время нашей работы мы выплатили в бюджеты разных уровней более 10 млрд рублей налогов, чем также внесли свой вклад в развитие российской экономики.
— Основная ваша продукция — турбины 2000Е и 4000F. То есть, в первую очередь, СТГТ занимается производством и обслуживанием газовых турбин большой мощности. Что же все-таки такое современная мощная газовая турбина для энергетики?
— «Сименс Энергетика» — это огромный опыт в области производства газовых турбин, который накоплен за долгие годы работы в этой области. В России мы занимаемся этим уже более 30 лет, если начинать отсчет с создания первого совместного предприятия «Интертурбо». Сейчас у нас полноценный современный завод по производству газовых турбин большой мощности. За эти годы технологии турбин непрерывно развивались и улучшались.
Основные параметры газовой турбины — это мощность и КПД. Также большое значение для эксплуатации газовой турбины на площадке заказчика имеют коэффициент надежности при базовой нагрузке и эксплуатационная готовность.

По мере совершенствования технологий выходная мощность нашей самой популярной газовой турбины 2000Е увеличилась со 150 МВт до 187 МВт. А ее КПД вырос с 34% до 36,5%. Коэффициент надежности газовой турбины большой мощности сейчас составляет 99%, а коэффициент эксплуатационной готовности — 95,5%. Другими словами, газовая турбина имеет минимальное количество либо вообще не имеет незапланированных остановов.
Это очень значительные показатели. Их непрерывное улучшение помогает нашим заказчикам увеличивать эффективность работы самой электростанции и сокращать расходы благодаря снижению количества потребляемого топлива.
Что касается обслуживания газовой турбины, здесь можно провести аналогию с автомобилем. Так же как и для любой машины, газовой турбине необходимы регулярное проведение инспекций, обследований, техническое обслуживание и при необходимости замена вышедших из строя деталей. Так же как и для авто, желаемым фактором для газовой турбины является продолжительный интервал между проведением технического обслуживания.
Нам удалось за годы развития технологий турбины 2000Е увеличить межсервисный интервал с 25 тысяч часов эксплуатации до 50 тысяч. То есть период, необходимый для проведения инспекции и замены компонентов, вырос в два раза, а значит, после сервисных работ турбина может надежно работать следующие 50 тысяч часов.
— Эти инспекции приходились на пандемию? Как вы решали этот вопрос? И в целом, как повлияла пандемия на вашу деятельность?
— В период пандемии СТГТ не прекращал свою работу ни на один день. Работало производство, и мы выполняли все свои обязательства перед заказчиками в части проведения сервисных работ и инспекций. Хотя некоторые наши сотрудники столкнулись с болезнью, предприятие продолжало работу безостановочно.
Однако мы столкнулись с задержками поставок, в первую очередь из Китая. Это не могло не сказаться на наших производственных процессах. Мы ввели тщательный мониторинг поставок, тесно работали с поставщиками, отслеживали, как их задержки могут повлиять на наши производственные процессы. При необходимости корректировали режим работы: иногда выходили на производство в выходные или трудились посменно. Потому что, к сожалению, за такой короткий период некоторых поставщиков мы не успели заменить. Например, у нас были поставки очень технологически сложных отливок из Китая. И быстро аналогичного поставщика найти было трудно. Поэтому в первую очередь мы реагировали на изменения в графике поставок путем корректировки нашего рабочего режима.
За десять лет СТГТ изготовило и поставило российским и зарубежным заказчикам 10 газовых турбин мощностью 187 МВт, осуществило техническую поддержку при монтаже и пусконаладку 15 установок с турбинами Е- и F-класса, провело 180 инспекций и ревизий на парке энергетических турбин этих типов. В рамках договора с «Сименс Гамеса Реньюэбл Энерджи» производственный комплекс СТГТ собрал и испытал 83 комплекта ветроэнергетического оборудования, став единственным в мире заводом, совмещающим производство традиционного энергетического оборудования, такого, как современные газовые турбины большой мощности, и оборудования для альтернативной энергетики, такого, как ветрогенераторы.
Общий объем инвестиций в строительство многофункционального энергетического комплекса составил более 110 млн евро в рублевом эквиваленте. На предприятии работает около 300 человек. За время своей работы СТГТ заплатило более 10 млрд рублей налогов в бюджеты различных уровней.
В итоге мы смогли вовремя поставить все газовые турбины и компоненты к ним, которые обязались поставить, были в срок выполнены все работы по сборке компонентов ветрогенераторов, продолжалось изготовление камер сгорания для проектов в Азии, деталей теплообменников для проектов с Linde.
— Сейчас ситуация нормализовалась?
— Да. Однако мы выполняли и продолжаем выполнять все необходимые меры противодействия коронавирусу: носим маски, соблюдаем дистанцию, на входе проверяем температуру, регулярно проводим дезинфекцию. У сотрудников СТГТ есть возможность сдать анализ на антитела и пройти вакцинацию прямо на предприятии. Сейчас проводим широкомасштабную и интенсивную программу вакцинации, чтобы достичь коллективного иммунитета, когда вакцинировано более 80% сотрудников предприятия. Я сам одним из первых вакцинировался прививкой «Спутник V» и получил российский кьюар-код.
— Сейчас много говорят о локализации производства. Как обстоят дела с этим в СТГТ?
— Программа локализации производства запущена с момента создания предприятия. И мы вложили в нее много сил. Сейчас занимаемся в первую очередь квалификацией поставщиков для того, чтобы получать определенные компоненты, заготовки, отливки не зарубежного, а отечественного производства. Кроме того, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата подтвердила наш статус локального поставщика с уровнем локализации в 2018 году в 52%. С тех пор этот показатель увеличился и сейчас составляет более 60%.

Однако согласно Постановлению Правительства РФ № 719 требуется практически 100-процентная локализация, а для этого нужны дополнительные инвестиции. В частности, инвестиции для освоения технологий по изготовлению компонентов горячего тракта составляют не менее 1 млрд рублей. Мы планировали обеспечить поддержку этих инвестиций, заключив специальный инвестиционный договор (СПИК1.0 и СПИК2.0), и предложили для участия в программе наш основной продукт — турбину 2000Е. Однако Министерство промышленности и торговли не подтвердило тот факт, что наша турбина является инновационным продуктом, несмотря на то что сейчас в России эксплуатируется около 40 таких газовых турбин, в том числе — турбина новейшей версии на электростанции в Грозном. И несмотря на то, что у нас за плечами имеется 30-летняя история передачи технологий в Россию. К сожалению, мы не смогли принять участие в программе модернизации ДПМ-2.
Мы уже инвестировали в создание производства и сервисного центра более 110 млн евро. Но для увеличения процента локализации требуются дополнительные средства. Их необходимо подкреплять заказами, определенным объемом работ. И не только для того, чтобы наши инвестиции окупились, но и чтобы мы могли квалифицировать наших поставщиков. Потому что им также необходимы постоянные, регулярные заказы. Иначе знания и опыт, которые они получили, без практики могут потеряться.
Мы планировали выйти на требуемый процент локализации и завершить этот процесс в ближайшие 3–4 года, но, поскольку не получили доступ к программе ДПМ-2, приостановили реализацию этих планов.
Но на данный момент ни один из локальных поставщиков газовых турбин не может доказать, что имеет достаточные знания и технологии для того, чтобы обеспечить ДПМ-2 турбиной, соответствующей необходимыми требованиям по КПД, мощности, межсервисным интервалам. А у нас есть завод, возможность локализации, готовность вкладывать в это значительные средства, мы можем передать технологии и при этом не можем участвовать в этом процессе из-за заградительных ограничений.
— Может ли измениться ситуация?
— Мы надеемся на диалог с регулирующими органами. Желание российского руководства развивать собственные технологии, создать собственную турбину понятно и оправдано. Однако тот факт, что необходимо сразу передать контрольную долю предприятия российской компании, кажется мне не совсем логичным, поскольку процесс передачи технологий очень сложный и его необходимо тщательно контролировать. Для этого необходима поддержка от нашей штаб-квартиры из Берлина. И здесь речь идет об очень долгом пути, начиная с квалификации поставщиков, замены материалов.
Ведь нашим заказчикам важно видеть на турбине знак: «Сделано компанией «Сименс Энергетика». Важно быть уверенным в ее качестве, соответствующем высоким немецким стандартам.
Но в случае, когда руководство компании сразу передается российской стороне, процесс выглядит очень рискованным и дорогим.

Тот факт, что мы инвестировали 110 млн евро, говорит о нашем доверии и о нашей готовности работать на российском рынке. Нынешние препятствия вызывают определенные сомнения в целесообразности нашей работы в этом направлении. Но мы по-прежнему остаемся верны нашим обязательствам и работе на российском рынке, несмотря на заградительные ограничения для развития в том темпе, в каком мы можем и хотим работать.
— Как вы видите свои отношения с заказчиками сейчас и в будущем?
— Нам удалось установить очень доверительные отношения с заказчиками, конструктивные и направленные на решение проблем. В первую очередь это отражается на деятельности нашего Департамента сервиса и технического обслуживания. Поскольку день простоя электростанции стоит очень дорого, заказчику очень важно вернуть ее к работе как можно быстрее. А мы можем помочь в этом, поскольку находимся в России и готовы максимально оперативно реагировать на запросы, а наш склад стратегических запасных частей позволяет быстро осуществить поставку необходимых компонентов.
За годы работы СТГТ завоевало на рынке авторитет надежного партнера. Мы надеемся, что наше сотрудничество с ключевыми заказчиками, такими, как «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО» и другие, останутся такими же доверительными, как всегда. Они ценят сотрудничество с нами, и позитивная обратная связь от наших заказчиков подтверждает наши достижения и успех на рынке.
Хотелось бы, чтобы прежде чем закончится период моего пребывания здесь, нам удалось совместно с Министерством промышленности и торговли, Правительством России и ключевыми заказчиками найти способ взаимодействия, который был бы выгоден всем заинтересованным сторонам, чтобы обеспечить локализацию ключевых, стратегически важных технологий в России. Но чтобы это происходило таким образом, чтобы сторона, которая передает технологии, могла контролировать процесс и иметь определенные гарантии, как это было при передаче технологий для нашего Сервисного центра восстановления турбинных лопаток.
Надеюсь на наше совместное решение, выгодное всем участникам этого процесса.
— Вы работали в разных странах. Чем отличаются российские сотрудники «Сименс Энергетика» от своих зарубежных коллег? Отличается ли чем-то СТГТ от других проектов «Сименс Энергетика», реализованных в других странах?
— Я много работал в Азии, на Ближнем Востоке, в странах Восточной и Западной Европы. Участвовал в проектах ветроэнергетики Дании, изготовления лопаток турбин в Будапеште, передачи технологий по компонентам горячего тракта в Китае. И вот теперь работаю в России. Здесь впечатляют масштабы страны, культура. Опыт работы в СТГТ еще раз подтвердил, что здесь очень хорошие профессиональные инженеры. Они нацелены на решение проблем и вместо того, чтобы обсуждать задачу, они ищут и находят способ ее решить. Очень креативные и преданные своему делу. Я говорю не только о сотрудниках инженерно-конструкторского департамента СТГТ, но и сервисного центра. Особенно мне нравится в работе в СТГТ дружеская, даже семейная атмосфера, которая сложилась в нашем коллективе. Мы всегда бережно сохраняли наши кадры, никогда не проводили сокращений и реструктуризации. Сейчас на заводе работает высококлассная команда специалистов, это около 300 сотрудников.
А еще в России огромные возможности для моих хобби: путешествий и фотографирования. Например, в прошлом году в разгар пандемии я ездил на Камчатку. В России мне нравятся контрасты: между городом и деревней, между природой разных регионов. Здесь невозможно заскучать.
Недавно я был на форуме Российско-германской внешнеторговой палаты, где озвучили, что, несмотря на политические сложности, бизнес продолжает наводить мосты между странами, культурами, компаниями. Считаю, что мы должны действовать в этом направлении и не сбиваться с курса, чтобы политическая ситуация не влияла на наше стремление эффективно работать и сотрудничать. Хотелось бы, чтобы СТГТ продолжало играть весомую роль на российском рынке и мы могли строить четкие планы дальнейшего развития.