23.08.2023 Энергетика и промышленность России

Со «Сказкой о потерянном времени» ассоциирует эксперт отрасли Вадим Малык ситуацию с попытками восполнить дефицит электроэнергетического оборудования России.

Специалист с богатейшим опытом работы в отечественной электроэнергетике и давний партнер газеты «Энергетика и промышленность России» Вадим Малык уверен, что оборудование для электроэнергетики РФ давно можно и нужно было покупать не только в западных странах, но и в Китае.

Но и сейчас еще не поздно: китайские коллеги могут предложить продукцию гораздо дешевле, чем схемы «серого» импорта от мировых гигантов, ушедших с российского рынка. Главное, знать все тонкости и нюансы взаимодействия с компаниями КНР.

— Очень нестандартное решение начать интервью со сказки. В связи с чем родилась такая ассоциация?

— Почему нестандартное? Эта история меня беспокоит уже практически пятнадцать лет. Будучи руководителем одной из независимых сетевых компаний в России, я всячески пропагандировал применение в электрических сетях китайского оборудования.

Я не говорил, что это оборудование — самое лучшее из существующих. Но у энергетиков должны быть альтернативы дорогому европейскому оборудованию в виде китайских аналогов. На мой взгляд, они уже много лет назад соответствовали европейским брендам. Это позволяло сравнивать оборудование по качественным и ценовым характеристикам и создавать сетевые комплексы с минимальным CAPEX.

Уже 15 лет назад китайское оборудование позволяло строить подстанции в два раза дешевле аналогичных подстанций на продукции европейских брендов.

Я никогда не говорил о том, что оборудование европейских и американских марок плохое. Но все время утверждал, что мы находимся не в том состоянии, чтобы покупать самое дорогое. Как нормальная российская семья не покупает «Мерседес» последней модели для постоянного использования, так и российскому электросетевому комплексу не всегда нужны были самые дорогие немецкие разработки.

Убежден, что оборудование должно быть способным надежно передавать заданные технические параметры, вне зависимости от происхождения. Для меня приемлем подход не инновационности, а надежности и ценовых характеристик.

— То есть вы считаете, что нет смысла переплачивать за оборудование известного бренда?

— Да, считаю. Главное, что мы пришли в 2022 году к ситуации, когда все эти бренды с их многочисленными установками в электрических сетях РФ нас просто «кинули». Европейские компании перестали поддерживать гарантии и во многих случаях отказались заменять вышедшее из строя гарантийное оборудование.

Мы продолжили работать с китайскими брендами. К нам поступают десятки запросов ежемесячно о возможности адаптации запчастей китайских производителей к существующему в российском сетевом комплексе европейскому и американскому оборудованию.

К сожалению, в большинстве случаев это очень сложно и сопоставимо по стоимости с покупкой нового оборудования.

— Вы лоббируете интересы китайских компаний?

— Нет, я лоббирую идею о том, чтобы в России создавалась отрасль, которая способна противостоять всем мировым вызовам. Покупая долгие годы европейское оборудование, мы никоим образом не способствовали развитию большого сегмента нашей собственной энергетической промышленности. И сейчас в краткосрочной перспективе у нас просто нет другого выбора.

— Но ведь у известных мировых компаний есть производства в том же Китае, и мы можем приобрести оборудование там, не так ли?

— Эти производства были и есть. Но, во-первых, китайцы успешно выдавливают со своего рынка иностранные компании, которые не выдерживают конкуренции с китайским производителем. А во-вторых, санкционный режим распространяется и на расположенные в Китае европейские заводы.

Мы должны задуматься о том, чтобы приобретать оборудование, которое будет на долгие годы обеспечено сервисом и гарантиями.



Shandong Taikai — один из крупнейших электро-технических заводов в Китае, в группе более 50 заводов.

Основной фокус в России — КРУЭ 110-500 кВ.


Здесь мы переходим к идеологии импортозамещения. В тех реалиях, которые существуют сейчас, развитие отечественного производства оборудования для электроэнергетики точно не является первоочередной государственной задачей.

— Но заводы по производству КРУЭ нужны, ведь энергетика — стратегически важная отрасль…

— Да, но кто примет такое решение? Ни один из существующих игроков энергетической промышленности не способен быстро создать завод, который мог бы конкурировать с китайскими производителями.

Нормальный китайский завод — это миллионы квадратных метров производственных площадей и десять-пятнадцать тысяч работающих. Можно ли в России создать такое производство?

Вот здесь как раз и вспоминается «Сказка о потерянном времени» — мы потеряли то время, когда китайцы шли нам навстречу по поводу локализации, создания своих производств.

Сейчас нет ни одного крупного китайского производителя, который готов создать локализованное предприятие в России, и это надо признать.

— Каков выход из этой ситуации?

— Хочу обозначить просто свои мысли, ни в коем случае они не должны восприниматься как рекомендации. В электротехническом оборудовании нет ничего, чего не могла бы сделать российская промышленность и наука.

Основная сложность — собрать заинтересованные компании в один холдинг, который вобрал бы в себя лучшие образцы того, что уже сейчас производится, и продолжил свое развитие.

Корпуса для КРУЭ может с успехом выпускать РУСАЛ. Мы точно не обойдемся без изделий из высокочистой меди, которые используются для контактных соединений. Здесь не помешало бы участие УГМК. А главное, нам нужен отраслевой институт, разработкам которого следовали бы все предприятия.



Shaanxi Haili — главный производитель выпрямителей в Китае, партнер всей металлургической отрасли.


Если мы все — и государство, и бизнес, и наука, не готовы идти по этому сложному пути, который, кстати, уже прошел Китай, то мы сможем только заниматься тем, чтобы покупать какие-то запасные части из КНР, компоновать ими какое-то устройство и представлять это как российскую разработку.

— Это, как говорят, выпуск «на коленках»…

— Даже хуже. Это ложь, потому что на самом деле ты должен покупать изделие заводского изготовления, которое прошло этапы определенной технологии. А сейчас выходит, что ты покупаешь изделия гаражной сборки — по-другому не назвать. Чтобы избежать этого, нужна постановка задачи и создание условий, например государственные вложения.

— Насколько китайцы заинтересованы в российском рынке?

— Такой вопрос мне задают часто. Мы работаем с большими российскими заказчиками, и для них стало большим удивлением, что китайские компании не испытывают перед ними никакого пиетета, не уделяют им 100% своего времени. Объясню почему.

Любой крупный китайский производитель энергетического оборудования имеет в портфеле не более 5–8% экспорта. Поэтому глобально, приезжая в Китай на переговоры, нужно понимать, что мы там никому не нужны со своим рынком, с энергетическим — тем более.

— Почему китайские производители не хотят локализовать свои производства в России?

— Это им невыгодно. Нет экономики. Себестоимость производства в Китае резко отличается от любого локализованного производства. Представьте, некоторые концерны, с которыми мы работаем, производят 7000 ячеек КРУЭ в год. Один завод за год работы может обеспечить всю Россию этими ячейками на десятилетие.

— Кто должен взять на себя задачу достигнуть таких же результатов, как в Китае?

— Я считаю, что на уровне Министерства энергетики, на уровне государства должно быть принято решение — создаем ли мы свой производственный потенциал. Мое мнение, что для этого сейчас не лучшее время, сейчас стоят другие задачи.

Все запросы могут быть закрыты сейчас нашими отношениями с китайскими компаниями. И это будет точно дешевле, чем создание своих предприятий.

— В чем ваши преимущества при работе с Китаем?

— Я работаю с Китаем уже 15 лет, за это время я выстроил с партнерами действительно открытые и доверительные отношения. Доверие — основа китайской культуры и ключ к успеху любого бизнеса.

Только спустя почти 15 лет компания «Тайкай» согласилась сделать меня эксклюзивным партнером по КРУЭ в России, а также вняла моим советам по работе с российским рынком.



JXTC — надежный, качественный производитель трансформаторов, отлично интегрируется в комплексные проекты поставок.


Мы создали полноценный собственный сервисный центр, чего не делал ни один из китайских производителей ранее. Мы стали маркировать каждую запчасть, приезжающую в Россию штрихкодом, и теперь точно знаем все этапы ее жизненного цикла. Кроме того, мы получили все допуски СРО и организовали колл-центр, который на связи с эксплуатирующими организациями 24/7.

Отдельно хочу отметить, что штат мы укомплектовали инженерами экстра-класса, которые ранее работали в покинувших Россию компаниях.

Я знаю коллег, которые делают похожие вещи в совсем других отраслях, и убежден, что в «Сказке о потерянном времени» обязательно будет хороший финал.