16.12.2024 Высокое напряжение

Российский рынок газовых турбин столкнулся с дефицитом после ухода зарубежных поставщиков. «Силовые машины» задерживают поставку паросилового оборудования, что уже привело к переносу сроков модернизации Новочеркасской ГРЭС, которая должна была быть переведена с угля на газ. Это помогло бы решить проблему энергодефицита ОЭС «Юга».

В России на сегодняшний день есть, как минимум, две модели газовых турбин большой мощности: ГТЭ-170, которую планируется установить на Нижнекамской ТЭЦ в Татарстане, и ГТД-110М, с помощью которой должна была быть переоснащена Новочеркасская ГРЭС. Однако эти турбины только начинают получать коммерческое применение. Одним из первых примеров стала ТЭС «Ударная» в Краснодарском крае, на третьем энергоблоке которой установлена ГТД-110М.

Переход от штучного к серийному выпуску – пожалуй, самый трудный этап в производстве газовых турбин. Производителю нужно «набить руку», чтобы обеспечить надежные сроки поставок и должное постпродажное обслуживания. Для этой цели лучше всего иметь «полигон», где можно было бы опробовать новые решения без ущерба для основных потребителей.

Самый простой пример – китайские производители авто на ДВС, которые сейчас могут опробовать новые модели на российском рынке, а затем предлагать самые эффективные решения на рынках с более высоким уровнем конкуренции.

В случае с энергооборудованием таким полигоном могли бы стать рынки развивающихся стран, где Россия субсидирует установку атомных реакторов: например, строительство АЭС в Египте и Бангладеш осуществляется за счет госкредитов, покрывающих до 90% капзатрат.

Почему бы не использовать эти решения и для газовой генерации? Тем более что строительство газовых ТЭС кратно дешевле, чем ввод атомных реакторов: по оценке МЭА, ввод мощности АЭС в Китае сейчас обходится в пять раз дороже, чем ввод парогазовых установок ($2800 VS $560 на кВт).

🪙

 Субсидируемый экспорт обеспечил бы эффект масштаба, за счет которого российские компании могли бы экономить издержки в производстве турбин высокой мощности. Это подготовило бы их к росту конкуренции на внутреннем рынке, который произойдет в случае возвращения зарубежных производителей.