18.03.2025 Semafor.com (США)
Автоматический перевод с английского
Некоторые из крупнейших в мире производителей газовых энергетических турбин сдерживают полномасштабное наращивание производства в ответ на растущий спрос со стороны центров обработки данных и других крупных потребителей электроэнергии, сообщили Semafor руководители компаний.
Технологические лидеры отчаянно нуждаются в электроэнергии, чтобы реализовать свои амбиции в области искусственного интеллекта. Но существующая энергосистема уже перегружена, ВИЭ могут работать с перебоями, а строительство атомных электростанций — медленный и дорогостоящий процесс. Поэтому газовые турбины переживают «золотую лихорадку», — сказал Билл Ньюсом, генеральный директор Mitsubishi Power Americas, на конференции CERAWeek в Хьюстоне на прошлой неделе.
Производители турбин сейчас полностью загружены заказами на ближайшие годы. В период с 2023 по 2024 год количество заказов в Северной и Южной Америке увеличилось в пять раз; если бы производственных мощностей было достаточно, они могли бы легко увеличиться в семь раз, сказал Ньюсом. За последний год или около того сроки поставки удвоились; заказ на турбину, размещённый сейчас, будет выполнен не раньше 2028 года, и очередь с каждым днём становится всё длиннее. Цены также стремительно растут — за последние несколько лет они выросли в три раза, по словам генерального директора NextEra Energy Джона Кетчума, — и продолжат расти из-за новых тарифов президента США Дональда Трампа на импорт стали и алюминия.
Всё это звучит как привлекательная возможность для производителей турбин, которых можно пересчитать по пальцам, — масштабироваться и привлечь новых клиентов. Однако отрасль медлит из-за опасений, что бум спроса на электроэнергию, вызванный искусственным интеллектом и повсеместной электрификацией экономики, может закончиться раньше, чем ожидалось.
«Все мы пережили как минимум два недавних цикла подъёма и спада, и это всё ещё у нас в ДНК, — сказал Тим Холт, член исполнительного совета и директор по трудовым ресурсам Siemens Energy. — Интуиция подсказывает мне, что если ИИ действительно будет работать и получит то применение, которое все прогнозируют, то мы увидим, что рост [спроса на газовые турбины] продолжится. Но на основе этого ощущения сложно принимать решения о капиталовложениях на сотни миллионов долларов».
В администрации Трампа и в нефтегазовой отрасли широко распространено мнение, что увеличение выработки электроэнергии на газовых электростанциях является ключом к решению проблемы нехватки электроэнергии в США. Внутренний газ дешёвый и в изобилии.
Независимо от того, оправдает ли себя политика Белого дома в отношении ископаемого топлива, на что надеется администрация, — а эта стратегия порой противоречит сама себе — вся эта новая добыча газа бесполезна без турбин, которые преобразуют его в электричество. Крупные технологические компании быстро осознали, что нехватка турбин — одно из самых серьёзных препятствий на пути к реализации энергетических амбиций отрасли, и, как сказал мне Кетчум на прошлой неделе, это весомый аргумент в пользу возобновляемых источников энергии.
В начале 2000-х годов, когда начался процесс гидроразрыва пласта, цена на природный газ резко упала. Независимые энергетические компании увидели возможность продавать электроэнергию по более низкой цене и поспешили приобрести турбины. Но рынок быстро насытился, и производители турбин столкнулись с отменой заказов, нераспроданными запасами, неиспользуемыми производственными площадями и уволенными сотрудниками, сказал Ньюсом.
Теперь, глядя на заказы от крупных технологических компаний, Ньюсом считает, что из-за усилий по повышению энергоэффективности центров обработки данных и конкуренции со стороны альтернативных источников энергии большая часть прогнозируемого спроса на турбины на самом деле не будет удовлетворена. Стремясь занять своё место в очереди, технологические компании размещают заказы на турбины, которые, по его мнению, в конечном итоге им не понадобятся. По его словам, хотя Mitsubishi Power планирует увеличить производство примерно на 30%, этого недостаточно для удовлетворения текущего спроса.
По словам Холта из Siemens Energy, ни один из крупных производителей турбин не объявил о планах по строительству новых производственных мощностей. Помимо неопределённого спроса, их также сдерживает нехватка рабочей силы и ограниченное предложение необходимых им специализированных компонентов. Для турбин, которые всё же поставляются, не хватает квалифицированных подрядных организаций для их установки, что ещё больше увеличивает время между размещением заказа и началом эксплуатации.
Холт добавил, что Siemens Energy всё ещё восстанавливается после серии поломок на своих ветряных электростанциях за последние несколько лет, которые в то время обрушили цену акций компании и обошлись ей в миллиарды долларов. По словам Холта, эти проблемы возникли из-за быстрого наращивания компанией производственных мощностей по выпуску ветряных турбин и преподали ей болезненный урок о рисках, связанных с внедрением новых технологий. Газовые турбины, для сравнения, более надёжны, но, по словам Холта, «откровенно говоря, мы не можем позволить себе ещё одну заминку».
По словам Ньюсома, одним из возможных решений было бы, если бы технологические компании были готовы подписывать долгосрочные контракты на поставку турбин, а не разовые сделки. Это позволило бы производителям запрашивать у своих акционеров и финансистов разрешение на расширение мощностей. Пока этого не произошло. <…>