17.09.2025 Переток

Анонсированный в начале сентября министром энергетики РФ Сергеем Цивилевым проект федерального закона, кардинально меняющего принципы строительства новых энергообъектов, поступил на обсуждение отраслевого сообщества. Ключевые новации – создание госкомпании «Росэнергопроект», которая будет контролировать энергостройки в стране, а также уполномоченного банка для финансирования этих проектов.

Отсутствие денег требует перемен

Текст законопроекта Минэнерго опубликовал Telegram-канал Агентства энергетического анализа (АЭА). Четыре источника «Перетока» в отрасли подтвердили его подлинность, отметив, что сейчас обсуждается первый вариант и в него будут вноситься корректировки.

«Росэнергопроект»

Законопроект предполагает создание Российской Федерацией публично-правовой компании (ППК) «Росэнергопроект» путём реорганизации с возможным присоединением одного или нескольких федеральных госучреждений и/или 100%-х государственных АО, которые определит правительство. Полномочия учредителя новой компании от лица РФ предложено возложить на Минэнерго, которое в дальнейшем будет также контролировать работу ППК.

«Росэнергопроект» будет разрабатывать и актуализировать типовые проектные решения для электроэнергетики, введение которых анонсировало Минэнерго; осуществлять строительный контроль на энергообъектах и контроль за реализацией инвестпрограмм субъектов электроэнергетики; вести реестры энергооборудования и стройматериалов; разрабатывать и утверждать нормативы цен на энергооборудование, стройматериалы и ресурсы. По поручению правительства ППК сможет передавать в безвозмездное пользование или в аренду без проведения торгов земельные участки компании и участки в федеральной собственности для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов электроэнергетики.

«Росэнергопроект» также будет утверждать реестр юрлиц и ИП, имеющих право на участие в закупках энергокомпаний (за исключением ТСО) и их подрядчиков в рамках строительства и реконструкции энергообъектов. С 2027 года участниками таких закупок смогут быть только компании и предприниматели из реестра.

В сентябре в рамках Восточного экономического форума глава Минэнерго Сергей Цивилев заявил о необходимости управлять стоимостью электроэнергии в условиях, когда в перспективе до 2042 года инвестиционные потребности отрасли оцениваются более чем в 40 трлн рублей. Эту работу также планируется поручить «Росэнергопроекту» – в его возможный функционал включено «ведение информационной модели управления стоимостью электрической энергии и мощности, а также услуг по передаче электрической энергии, произведённой существующими, создаваемыми и модернизируемыми объектами электроэнергетики».

Имущество ППК предлагается формировать за счёт взносов РФ, субсидий из федерального бюджета, добровольных имущественных взносов, доходов компании от её работы и др. В частности, планируется дать компании право на получение без торгов в безвозмездное пользование или в аренду государственного или муниципального имущества, необходимого для осуществления её функций.

В законопроекте существенная часть правок, в том числе в Земельный и Градостроительный кодексы, нацелена на более лёгкое и быстрое выделение земельных участков для энергообъектов. И среди прочего предлагается упростить процедуру выведения необходимых земель из состава особо охраняемых природных территорий.

Финансовый институт развития

Для финансирования энергопроектов предполагается создать уполномоченный банк в сфере электроэнергетики, следует из документа. Он будет осуществлять свою деятельность в том числе «посредством механизмов кредитования энергокомпаний с применением мер господдержки, выпуска облигаций, казначейских инфраструктурных кредитов». Кредитная организация, которую предстоит создать правительству, будет находиться под контролем государства (не менее 50% плюс одна акция).

Стоимость строительства энергообъектов, по расчётам разработчиков законопроекта, будет снижаться за счёт следующей схемы: потребители будут предоставлять целевые займы уполномоченному банку, который сможет кредитовать энергокомпании по сниженным ставкам (в том числе за счёт госсубсидий). Примерная финансовая схема изложена в презентации Минэнерго РФ, часть которой также показало АЭА в своих соцсетях.Типовые решения

Минэнерго неоднократно говорило, что одной из мер оптимизации затрат в электроэнергетике должна стать разработка типовых проектных решений для строительства и реконструкции. Их подготовку и актуализацию «Росэнергопроект» будет вести «на основе проектных документаций введённых в эксплуатацию объектов электроэнергетики, аналогичных по назначению, проектной мощности». Для этого владельцы энергообъектов в течении трёх месяцев после ввода в эксплуатацию обязаны передать ППК без взимания платы копию проектной документации и предоставить исключительные права на её использование.

После разработки на основе поступивших данных типовой проектной документации «Росэнергопроект» будет направлять её на госэкспертизу. Одобренные типовые проекты и решения компания включит в специальный перечень – репозитарий. Использование типовых проектов будет обязательным для аналогичных по мощности и прочим условиям объектов электроэнергетики. Проекты из репозитария предложено предоставлять заказчикам и застройщикам за плату, порядок определения которой установит правительство.

Управляющий партнёр АЭА Алексей Преснов пояснил, что предложенная Минэнерго система новых институтов и механизмов в отрасли отсылает к китайскому опыту: «В Китае строят таким промышленным способом – блоки у него есть стандартные, он быстро строит». Специально создаваемая компания в таком случае будет монополизировать сферу своей деятельности, но подобные решения принимаются с учётом общего движения в сторону усиления роли государства.

Отраслевой заказ

Отраслевой заказ, согласно законопроекту, будет формироваться на основании соглашений между производителями энергооборудования, Минэнерго, Минпромторгом и «единым институтом развития в сфере электроэнергетики». Заключение соглашений для перечисленных структур станет обязательным. Также обязательным предлагается сделать договоры реализации отраслевого заказа между двумя министерствами, энергомашиностроителями и организациями коммерческой инфраструктуры оптового энергорынка. Существенные условия таких договоров определит правительство РФ.

Конкурентный отбор мощности, как указано в тексте поправок, предлагается проводить в том числе с учётом обязательного использования оборудования, включённого в отраслевой заказ. По сути, заказ может стать обязательным и для энергокомпаний, и для производителей оборудования при строительстве и реконструкции энергообъектов, включённых в Схемы и программы развития энергосистем (СиПР) и Генсхему-2042.

В случае нарушения условий соглашений о реализации отраслевого заказа производители оборудования заплатят пени за каждый день просрочки в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка от оценочной стоимости оборудования.

«Очередь на ТП» и прочие инициативы

В законопроекте предлагается по сути вводить временное ручное регулирование вопросов техприсоединения (ТП) в энергодефицитных регионах – штабы по безопасности энергоснабжения смогут устанавливать очередность подачи заявок на подключение к электросетям и ограничивать заключение и исполнение договоров о ТП. Если для ликвидации энергодефицита потребуется строительство генерации и по инициативе «Системного оператора» (СО) оно будет включено в условия ТП, то на время сооружения новых энергомощностей сетевые компании не будут ограничены по длительности отключения потребителей. По-видимому, эта норма станет реализацией планов Минэнерго о создании новой (четвёртой) категории надёжности энергоснабжения потребителей.

Поправками в федеральный закон «Об электроэнергетике» (35-ФЗ) предлагается разграничить деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению энергосистемой и планированию её развития. Сейчас обе эти функции выполняет СО. Законопроект предусматривает, что развитием займётся «специализированная организация, определяемая правительством». Собеседник «Перетока», знакомый с ходом обсуждения поправок, говорит, что они не означают автоматического сокращения функций СО, так как сейчас обсуждаются различные варианты взаимодействия и интеграции новых и действующих институтов.

Законопроект содержит пункты о формировании федерального мобильного резерва мощности (турбин и накопителей, которые собственники согласятся перемещать по решению правительства для покрытия оперативных дефицитов), упорядочивает передачу региональных и муниципальных электросетей системообразующим сетевым организациям. Документ также вводит понятие «экспериментального правового режима в сфере электроэнергетики», что подразумевает временный отказ от действующих отраслевых правил на отдельных территориях.

Пока предполагается, что новый закон вступит в силу 1 марта 2026 года.