25.09.2025 Энергетика и промышленность России
Об особенностях рынка временного энергоснабжения и решений в области распределенной генерации, в том числе для удаленных и изолированных районов — в ходе Открытого интервью шеф-редактору газеты «Энергетика и промышленность России» рассказал менеджер по развитию бизнеса «Аггреко Евразия» Вячеслав МАРТЫНОВ.

— «Аггреко Евразия» работает на рынке временного энергоснабжения России с 2008 года и успешно сотрудничает с предприятиями различных отраслей: нефтегазовой, цементной, стекольной, пищевой промышленности, горнорудной и других. Причем поставки мобильных решений по распределенной дизельной и газовой генерации промышленным и частным потребителям России «Аггреко Евразия» начала еще в 2008 году. В прошлом году число выполненных проектов компании достигло уже 500. Вячеслав, какие задачи сейчас ставит перед собой компания?
— Мы больше привыкли считать объем выполненных работ в мегаваттах установленной мощности. Сейчас оцениваем результаты в 875 МВт и планируем в скором времени достичь 1 ГВт установленной мощности.
— В прошлом году на Тюменском нефтегазовом форуме вы рассказывали, что основной объем техники в работе «Аггреко Евразия» приходится на нефтегазовый сектор. Изменилась ли ситуация сейчас или НГС остается вашим приоритетом?
— Да, нашими ключевыми заказчиками остаются компании нефтегазового комплекса, которым распределенная генерация позволяет решить наибольшее количество задач.
Но мы, конечно, не ограничиваемся только этим направлением. Сотрудничаем с компаниями из других отраслей. Сегодня на фоне промышленного роста у многих предприятий есть потребность в источниках электроэнергии. Не все могут быстро подключиться к сетям, а где-то технологическое присоединение затруднено или отсутствует по объективным обстоятельствам. Многие делают выбор в пользу собственной генерации, в том числе крупные производители из таких энергоемких отраслей, как, например, металлургия. Или компании, ведущие деятельность на удаленных и изолированных территориях.
Поэтому помимо НГС мы много работаем с представителями металлургии, горнопромышленного комплекса, АПК и другими компаниями, которым можем помочь обеспечить себя собственной генерацией.
Любые поступающие запросы мы внимательно изучаем и стараемся предложить оптимальное решение.
Например, сейчас формируется большой запрос на оборудование газопоршневой генерации со стороны тепличных хозяйств, поскольку ранее установленное уже выработало свой ресурс. То есть ему требуется либо капитальный ремонт, либо замена. И в этом мы можем помочь нашим потенциальным клиентам.
Чаще всего такие предприятия приобретают в собственность газопоршневые установки и самостоятельно их эксплуатируют. Для них это удобнее, комфортнее и, в итоге, дешевле, чем затраты на техприсоединение.
— То есть это действительно может «облегчить жизнь» компаниям?
— Как правило, расчеты показывают, что собственная генерация, особенно в перспективе нескольких лет, более экономически оправдана для предприятия, чем подключение к сетям.
Еще один немаловажный аспект — это надежность. В некоторых местах сети могут не отвечать критериям надежности, необходимым производителю. В таком случае собственная генерация может послужить дополнительным источником бесперебойного и качественного энергоснабжения.
«Хотелось бы, конечно, применять исключительно отечественные двигатели, но с российской газопоршневой генерацией пока есть сложности. Тем не менее мы ищем и применяем отечественные решения».
Кроме того, когда предприятие фиксирует спрос на свою продукцию и готово увеличивать загрузку мощностей, у него не всегда есть время дожидаться от сетей предоставления дополнительной мощности. Электроэнергия нужна «здесь и сейчас». И в этом случае собственная генерация позволяет быстро решить эту задачу.
— Расскажите, пожалуйста, о специфике решений для нефтегазового сектора. Какие нюансы приходится учитывать? Что предлагаете вашим заказчикам?
— Особенности работы компаний нефтегазового сектора обусловлены географией работы и типом топлива. Как правило, их мощности расположены на отдаленных территориях, где до ближайшего города может быть 100–200 километров. Зачастую это очень изолированные места, куда попасть по земле можно только в зимний период. В остальное время используются только вертолетные перевозки. Соответственно, все оборудование завозится заранее, и для постройки собственного энергоцентра есть очень короткий промежуток времени.
На это накладываются климатические факторы: перепады температуры, сильные холода. А значит, к оборудованию предъявляются особые требования. Для таких мест мы предлагаем своеобразный «зимний пакет». В нем используются подогрев технических жидкостей, дополнительное утепление самого контейнера, нагрев поступающего воздуха для защиты двигателя от переохлаждения. Есть и другие нюансы. За годы работы по обеспечению предприятий нефтегазового сектора источниками энергии мы научились успешно справляться с такими задачами. Думаю, поэтому нефтяники и газовщики нам доверяют.
Кроме того, 99,9 % наших энергоцентров для нефтегазовой отрасли работают на попутном нефтяном газе. Вместо того чтобы его сжигать и рисковать штрафами за нанесенный экологический ущерб, побочный продукт производства используется для генерации энергии. Для этого устанавливаем блок дополнительной подготовки газа.
— Какие еще нетривиальные задачи в области энергоснабжения вам приходится решать?
— Например, буровые нагрузки. Газопоршневые установки, как правило, не очень хорошо воспринимают резкие перепады нагрузки. Большой скачок может негативно сказаться на их работе. Чтобы нивелировать такой эффект, требуются дополнительные мероприятия или технические решения. Также можно использовать системы накопления энергии, это также позволит выровнять нагрузку на энергокомплекс. Проект, где использовано подобное решение, мы реализовали для компании ЛУКОЙЛ.
У нас есть интересный проект энергоцентра, работающего на газе из скважины. Для него мы смонтировали дополнительную установку, снижающую давление.
Есть специфический запрос от тепличных хозяйств — установка, которая не только обеспечивает электроэнергией, но и одновременно позволяет собирать выхлопные газы, выделять из них СО2 и закачивать в грунт в качестве удобрения. И мы готовы прорабатывать такие интересные для нас проекты под индивидуальный запрос.
Конечно, это не коробочные решения. Но хотя основа каждого проекта — это газопоршневая установка в 20-футовом стандартном контейнере, каждый энергоцентр по-своему уникален и отвечает запросам и пожеланиям наших клиентов.
Еще один пример связан с нагрузочными испытаниями, которые мы также выполняем. Такие испытания мы проводили на российской плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», которая сейчас находится в порту города Певек Чукотского автономного округа. Это были самые большие нагрузочные испытания в России.
— Насколько локализовано ваше производство? В 2014 году вы построили в Тюмени производственную площадку, которая позволяет оперативно обслуживать оборудование и проводить нагрузочное тестирование. Планируете ли вы ее развивать?
— С 2014 года площадь и объемы производства предприятия «Аггреко Евразия» в Тюмени выросли в разы. Начинали мы с сервисных работ и ремонта — от мелкого до капитального. И выполняем полный цикл обслуживания машин до сих пор.
Но после 2022 года у нас, как и у многих, возникла необходимость замещения оборудования ушедших с российского рынка компаний. Мы проделали большую работу по отбору и остановились на мегаваттных двигателях компании Вейчай, которые ранее были французским Бадуин.

«Пользуясь случаем, поздравляю всех наших клиентов и партнеров из этой отрасли с Днем работника нефтяной, газовой и топливной промышленности».
Постепенно сервисный центр «Аггреко Евразия» в Тюмени вырос из ремонтной площадки в производство, где мы собираем наши энергоцентры, чтобы снизить стоимость работ на месте. На сегодня собрано 60 энергоцентров, 50 из них установлены и успешно работают.
Хотелось бы, конечно, применять исключительно отечественные двигатели, но с российской газопоршневой генерацией пока есть сложности. Тем не менее мы ищем и применяем отечественные решения. Например, пакетировали для «Газпром Нефти» двигатель Коломенского завода («ТМХ Трансмаш Холдинг»). Сейчас он проходит испытания на одном из месторождений.
На Тюменском нефтегазовом форуме мы представим энергоцентр с газовым двигателем Ярославского моторного завода мощностью 500 кВт. Затем он также поедет на испытания. Это локализованный двигатель российского производства. И если он хорошо себя покажет, то будем в дальнейшем использовать его в наших проектах.
Планируем и дальше развивать нашу производственную площадку в Тюмени.
Также собираемся продолжать расширять наши типовые решения, использовать машины мощностью 1,5 МВт в существующих форм-факторах, чтобы их компактно размещать на площадках клиентов и замещать действующее оборудование.
Мы открыты рынку и проявляем максимальную клиентоориентированность. И если у наших заказчиков есть потребности, которые мы можем обеспечить с помощью своих производственных мощностей и компетенций, «Аггреко Евразия» всегда готов взяться за решение этих задач.