12.11.2021 СГК
Будущее угольной генерации в контексте глобального энергоперехода вызывает все больше вопросов и сомнений. В России, где энергетика на твердом топливе обеспечивает не только электро-, но и теплоснабжение немалого числа городов, это провоцирует особенно острую реакцию. В октябре корреспонденты sibgenco.online изучили, что сегодня говорят и делают власти и бизнес, чтобы адаптировать угольную энергетику к зеленому завтра, а за примерами отправились в регионы ответственности СГК.
Между хайпом и реальностью
Международный форум «Российская энергетическая неделя — 2021» (РЭН) объединил этой осенью в Москве около 2 500 участников из более чем 80 стран. Они обсуждали актуальные вызовы, которые сегодня стоят перед мировой энергетикой. Среди них проблемы энергоперехода и связанная с ним климатическая повестка, цифровая трансформация отрасли и развитие новых источников энергии, национальная энергетическая безопасность и доступность энергоресурсов для домохозяйств.
Многочисленные дискуссии на площадках РЭН показали, что в условиях уже идущих и грядущих изменений особый интерес и опасения вызывают перспективы традиционного ископаемого топлива — в первую очередь угля, как наиболее углеродоемкого источника энергии с точки зрения выбросов СО2. Именно угольная генерация, по мнению экспертов, более других рискует своим положением в структуре мировой генерации, когда критерием эффективности становится экология.
Александр НовакЗаместитель председателя Правительства РФ
«Нужно более трезво и разумно подходить к вопросам энергетической безопасности. Цели устойчивого развития никто не отменял. Люди ждут не только климатического, экологического улучшения, а ждут тепла в домах, чтобы был свет. Для этого политики должны работать с профессионалами. Цели должны быть не „хайповыми“, а расчетными и сбалансированными. Мы исходим в своей политике в Российской Федерации ровно из такого сбалансированного подхода».
В России доля угольной генерации в энергобалансе сейчас составляет около 13%, то есть примерно вдвое ниже среднемирового уровня. Для сравнения: в энергобалансе отдельных стран уголь занимает до 50–70%. Это позволяет специалистам говорить, что РФ обладает «одним из самых низкоэмиссионных балансов», и при этом не исключать возможность дальнейшего сокращения использования энергетического угля при условии расширения применения иных источников энергии, включая водород. Между тем угольная генерация в России — это не только электричество, но и тепло, в том числе в регионах с суровыми природно-климатическими условиями, что создает дополнительный социальный контекст проблемы отказа от угля. Особенно в угледобывающих регионах.
В такой ситуации наиболее реалистичным и сбалансированным вариантом развития событий может стать адаптация угольной энергетики (и угольной отрасли в целом) к требованиям декарбонизации экономики — через повышение технологичности производства и снижение воздействия на окружающую среду. Проще говоря, в краткосрочной перспективе это может означать масштабную модернизацию производства на угольных ТЭЦ и ГРЭС, коих немало в России, сокращение выбросов на энергопредприятиях и развитие переработки золошлаковых отходов от сжигания твердого топлива. И здесь основной вопрос — инвестиции, их целесообразность.
Инвестиции в эффективность
В октябре Сибирская генерирующая компания, в активе которой два с половиной десятка тепловых электростанций от Урала до Дальнего Востока, пригласила журналистов сразу нескольких регионов на Красноярскую ТЭЦ-1. Почему именно сюда? На предприятии начиная с 2018 года ведется глубокая модернизация основного и экологического оборудования. Общая стоимость этой программы составляет около 15 миллиардов рублей. В результате ее выполнения к концу 2024 года на ТЭЦ появится 14 новых электрофильтров, 2 котла и 2 турбины. Ожидается, что ввод в строй современного экологического оборудования сократит общий объем выбросов станции на 25%, а частиц золы — на 80%.

ТЭЦ-1 в Красноярске также стала пионером среди генерирующих предприятий СГК, внедрив систему онлайн-мониторинга выбросов. В ближайшие годы подобное оборудование должно появиться на всех крупных промышленных объектах страны — таково требование федерального законодательства. Таким образом, масштабная модернизация призвана сделать Красноярскую ТЭЦ-1 более эффективной и экологичной, а в конечном итоге более конкурентоспособной, в чем представители масс-медиа смогли убедиться лично.
Проекты, преследующие те же цели, Сибирская генерирующая компания реализует и на других угольных электростанциях. Например, в Кузбассе, где стартовала модернизация оборудования и строительство трех башенных градирен на Томь-Усинской ГРЭС в городе Мыски. Такие башни возводят на электростанции, чтобы доохлаждать циркуляционную воду после конденсаторов турбин, а затем вновь возвращать в производственный цикл. Благодаря этому объем забора воды из реки Томь для нужд ГРЭС сократится почти вдвое. Весь комплекс сооружений оборотной системы технического водоснабжения будет готов в 2025 году.

Градирни на электростанции в Мысках будут строить для энергоблоков №7, 6 и 9, которые планируется обновить в рамках правительственной программы по модернизации генерирующих объектов. Эта программа предполагает также увеличение емкости золоотвала и модернизацию блоков №3 и 8 на Томь-Усинской ГРЭС. Как будет выглядеть обновленная электростанция, можно увидеть уже сейчас. В октябре СГК запустила виртуальный тур по Томь-Усинской ГРЭС, где, например, будущие градирни представлены в виде графических макетов.
Одновременно с инвестиционной программой на генерирующих предприятиях во всех регионах ответственности компания ежегодно выполняет масштабную ремонтную программу: это необходимо для бесперебойной выработки электроэнергии и стабильного теплоснабжения потребителей. Как раз сейчас на тепловых электростанциях СГК в Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Новосибирской области, Кузбассе и других территориях подходит к концу очередной годовой ремонтный цикл. Напомним, до начала отопительного сезона энергетики обычно стараются завершить на ТЭЦ и ГРЭС ремонтные работы на тех агрегатах, которые уже в осенние месяцы непосредственно задействованы в процессе теплоснабжения городов. Это гарантирует надежность и качество поставок тепловой энергии в целом ряде регионов Сибири и Дальнего Востока.
Чистая выгода
Еще одна возможность сокращения негативного воздействия производителей энергии на окружающую среду, в том числе снижения выбросов загрязняющих веществ и углекислого газа, — это замещение мощностями крупных генерирующих предприятий неэффективных теплоисточников, прежде всего угольных котельных. СГК предполагает за четыре года — с 2021 по 2024 год — заместить 90 таких теплоисточников суммарной нагрузкой 1118 Гкал/ч в 10 городах, больше всего в Новосибирске и Красноярске. Их потребители будут переведены на ТЭЦ, ГРЭС и другие источники. В том числе до конца нынешнего года в плане на замещение — 42 неэффективных котельных в 8 городах присутствия компании. 12 теплоисточников из этого списка уже закрыты.
Герман Мустафин Генеральный директор Сибирской генерирующей компании:
«Для сокращения объема выбросов СО2 наша компания занимается закрытием устаревших малых котельных. За годы работы мы уже заместили 1800 гигакалорий и оцениваем полученный накопленный эффект в полмиллиона сокращенных тонн углекислого газа».
Свежий пример — в конце октября в рамках проекта модернизации системы теплоснабжения в Белово Кемеровской области СГК заместила котельную №10, самую крупную в городе. Сейчас ее потребители, почти 300 различных объектов, и жилые дома, и социальные учреждения, уже получают тепло от Беловской ГРЭС. Из-за большой нагрузки, особенно в зимние месяцы, которую несла котельная, черный дым из ее трубы встречал всех, кто заезжал в Белово с автотрассы Кемерово — Новокузнецк. Теперь воздух в городе станет чище.
Положительный экологический эффект, как правило, сопровождает каждый проект по закрытию подобных котельных, поскольку они зачастую имеют низкие дымовые трубы и плохую степень очистки выбросов, а порой какое-либо газоочистное оборудование на них и вовсе отсутствует — в отличие от мощных тепловых электростанций. Выигрывают потребители при переключении на централизованное теплоснабжение от ТЭЦ либо ГРЭС, работающих в режиме когенерации, еще и в цене: выработка тепла на них по-прежнему является самой дешевой и эффективной.
Директор по работе на энергорынках СГК Антон Данилов, отвечая в эфире корпоративного Инстаграм-аккаунта на вопрос о перспективах угольной генерации, сказал: «Пока на горизонте 10–15 лет альтернативы углю я не вижу. Чтобы его заменить, необходимо такое развитие экономики, которое позволит платить за электроэнергию больше в 3–5 раз или изобретение новых видов получения энергии». С такой точкой зрения трудно не согласиться. Уголь не торопится отступать и на протяжении нескольких столетий остается одним из наиболее доступных источников энергии. Насколько долговечным откажется тренд на декарбонизацию и как уголь сумеет адаптироваться к новой реальности, покажет время.
P.S. Не отходы, а сырье
При производстве электрической и тепловой энергии на угольных ТЭЦ образуются зола и шлак. Могут ли они принести пользу? Да.