05.03.2022 БИЗНЕС Online
Бизнес Татарстана в шоке от свалившихся на него проблем и ждет диалога с властью.
Уже в прошлый четверг, когда развернулась военная спецоперация России на Украине, крупнейшие зарубежные компании – поставщики оборудования для энергетики и промышленности — Siemens, ABB и Schneider Electric — разослали своим клиентам письма с уведомлениями о приостановке новых поставок и приема новых заказов. В первую очередь это было связано с курсом евро: продукция с ходу удорожала до 80%. И потом уже прибавились санкции. По сведениям наших источников, специалисты Siemens в Татарстане, работающие по линии шеф-надзора (техническое сопровождение), а их порядка 10 человек, собрались покинуть (либо уже покинули) Россию. На днях к ним ожидаемо прибавился General Electric, приостановивший поставки оборудования в Россию.
Из-за этого могут пострадать крупные промышленные и энергетические стройки Татарстана: где-то в большей степени, где-то — в меньшей. Так, мегастройки генерации на «Казаньоргсинтезе» (турбину ПГУ-250 поставил Siemens, примерная сумма контракта — 16,5 млрд рублей) и на «Нижнекамскнефтехиме» (ПГУ-ТЭС на 495 МВт, тоже Siemens, контракт на 380 млн евро), как говорят участники рынка, под меньшим риском: основная часть оборудования уже поставлена, а сами контракты заключены в зарубежной валюте, т. е. исполнители строят по реальной рыночной цене. Как сказал на неделе глава НКНХ Айрат Сафин, могут возникнуть разве что проблемы с пусконаладкой: там понадобится дополнительное оборудование и, конечно, сервисная помощь, но объект будет введен уже вот-вот, весной 2022 года, а на КОСе — в 2023-м, здесь еще возможен пересмотр части условий контракта.
Что касается стройки Заинской ГРЭС, здесь тревог больше: стройка едва началась, поставщик GE и строитель — турецкая Enka — еще могут преподнести сюрпризы. Руководители «Татэнерго» на неделе уже объявили, что пока партнеры не объявляли о сбое проекта. Но теоретически партнеры могут «слететь», к тому же проект законтрактован в рублях (около 37,5 млрд рублей с НДС), и еще на стадии заключения контракта цена казалась рынку слишком низкой. При этом контракт хеджирует валютные риски: все валютные суммы должны пересчитываться по курсу Центробанка России на 5 марта 2020 года. Получается, удорожание проекта должны взять на себя исполнители, но как у них получится построить объект, если с марта 2020-го евро и доллар выросли вдвое?.. Разве что отказаться от контракта либо начать долгие переговоры о пересмотре цены.