01.04.2025 Энергетика и промышленность России

Ежегодно в Республике Татарстан вырабатывается 28 млрд кВт·ч электроэнергии, а потребляется порядка 33 млрд кВт·ч. Для покрытия дефицита мощности Минэнерго России предлагает пользоваться перетоками, однако регион нацелен на развитие собственной генерации. Об этом рассказал заместитель премьер-министра Республики Татарстан — министр промышленности и торговли Республики Татарстан Олег Коробченков эфире Открытой ТВ-студии газеты «Энергетика и промышленность России» на Татарстанском международном форуме по энергетике и энергоресурсоэффективности.

Лучший выход — самодостаточная система

— Олег Владимирович, какие направления сегодня особенно важны для Татарстана?

— Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов объявил 2024 год Годом научно-технологического развития. Это значит, наше внимание сконцентрировано на обеспечении технической независимости и импортоопережении.

Республика гордится своими успехами в машиностроении: мы активно развиваем судостроение и авиастроение, производим вертолеты и автомобили, у нас мощная нефтехимия, переработка, газохимия. Для всего этого нужна большая, мощная энергетика. Вообще, энергетика — один из показателей развития страны в целом и конкретного региона в частности: ее рост напрямую влияет на промышленность, являющуюся центром формирования бюджета, средства из которого направляются в том числе на социальные нужды. В 2023 году впервые в истории Татарстана максимум потребления электрической мощности в энергосистеме республики превысил 5 ГВт. Также за последние годы нам удалось модернизировать порядка 1,3 ГВт мощностей.

— На данный момент потребление энергии в республике превосходит показатели выработки. Как планируете ее увеличивать?

— В первый день работы форума заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс сказал, что нам, возможно, стоит подумать не о производстве энергии на своей территории, а ее поставках извне. Раис республики на это ответил, что организация перетоков сопряжена с рисками — в связи с внешними вызовами нет гарантий, что в какой-то момент нам не перекроют поставки электроэнергии. На мой взгляд, нужно стремиться к тому, чтобы конкретный регион имел самодостаточную систему энергоснабжения. Такой подход позволит обеспечить энергобезопасность. К тому же это экономически выгодно, в том числе предприятиям, которые сами производят и потребляют электроэнергию.

Шанс для промышленников

— Могли бы вы рассказать о проектах, которые были реализованы в сфере энергетики за последние два-три года и принесли ощутимый экономический эффект республике, и о тех, которыми занимаетесь сейчас?

— Таких проектов много. Проведен капитальный ремонт на Казанской ТЭЦ-1 и модернизация Нижнекамской ТЭЦ. Наша цель — продолжить модернизацию энергосистемы для повышения конкурентоспособности станций на оптовом рынке. На данный момент запланирована модернизация оборудования всех энергокомпаний на общую мощность 737 МВт.

На «острие атаки», в связи с уходом из России зарубежных производителей оборудования, оказалась Заинская ГРЭС — из-за отказа General Electric поставить турбину пришлось заморозить модернизацию станции. Можно было бы решить проблему с помощью перетоков, но считаю, что станцию нужно именно модернизировать — это хорошая возможность для российских предприятий поставить и протестировать свое оборудование. Чем больше будет заказов у отечественных производителей, тем активнее будет развиваться промышленность. Не стоит бояться брать новые проекты, заводить их в ДПМ (договор о предоставлении мощности), КОММод (конкурентный отбор модернизируемых мощностей), и чтобы они реализовывались не только для того, чтобы производить электроэнергию, которую можно закрыть перетоками, а для того, чтобы наши промышленники, энергомашиностроители могли создавать новые продукты и выводить их на рынок.

— Сегодня помимо ДПМ, КОММОД есть и другие программы поддержки. Достаточно ли их?

— Государство делает очень многое. Только за последний год Республика Татарстан получила из федерального бюджета субсидии в размере порядка 100 млрд рублей. Однако мы видим, что порой нужно работать с промышленниками персонально. До того как я возглавил министерство, я был предпринимателем и знаю ситуацию изнутри. Когда только планировал открыть свое дело, было много страхов, сомнений, и если бы меня не поддержали, возможно, не пошел на это. Иногда у предпринимателей не хватает смелости сделать первый шаг, ведь, заходя в любой бизнес, ты берешь на себя ответственность и возможные риски. К примеру, когда я только планировал открыть Елабужский аккумуляторный завод, меня поддержал Раис Татарстана Рустам Минниханов. Очень важно, когда есть поддержка в лице главы субъекта или министра. Понимая это, я говорю предпринимателям, что готов поддержать их проекты и если возникнут непредвиденные обстоятельства, они могут на меня рассчитывать.

Что касается конкретных мер. У нас есть Фонд развития промышленности, где можно получить так называемый бесплатный с точки зрения процентов кредит. Это очень хороший и востребованный инструмент. Понятно, что ФРП внимательно рассматривает каждый проект, учитывает его экономическую сторону, техническую целесообразность, технологические возможности, а также мнение профильного отдела министерства. Допустим, в ФРП обращается предприниматель, который хотел бы открыть завод по производству метелок, но таких производств много и тратить средства на еще одно — нет смысла. А вот выпуск раздаточных автоматизированных коробок на автомобиль — редкость, и решение о поддержке в этом случае будет положительным.

Лидер по газу и по электрификации

— Многие регионы сегодня переводят автотранспорт на более экологичное топливо. Как у вас развивается рынок газомоторного топлива (ГМТ)?

— Татарстан — один из лидеров РФ в данном направлении. У нас 50 газозаправочных станций. В начале апреля торжественно открыты еще две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и две криоАЗС. В республике свыше 14 тысяч автомобилей, работающих на природном газе, и порядка 200 — на сжиженном природном газе (СПГ). Активно развиваем это направление, но проблема в том, что наши автомобилестроители не могут пока собрать такие машины в большом количестве, чтобы выводить их на рынок. Мы работаем с КАМАЗом, РариТЭКом, НЕФАЗом, «Москвичом» — производителями техники, поставляющими машины, которые можно модернизировать под газовое топливо или изначально сделать газовыми.

Тем не менее переоснащение автомобилей идет полным ходом: мы ведем работу по переводу на газ легкового транспорта государственных организаций и предприятий, а также транспорт коммерческих компаний. Можно сказать, таким образом вносим вклад в экологическую повестку, снижая выбросы от автомобилей.

— Есть ощущение, что регионы соревнуются, кто быстрее перейдет на новый транспорт, в том числе на электромобили. Что вы думаете на этот счет?

— Я вижу большой минус в том, когда машины, образно говоря, раскладывают в разные корзины исходя из вида топлива: дизель, бензин, газ, электроэнергия, поскольку каждый вид транспорта нуждается в сервисном обслуживании и соответствующих комплектующих — газовых, электрических, механических. Однако если регион выбирает конкретную стратегию и придерживается ее, это экономически выгодно. Мы сейчас даем нашим предприятиям возможность выбора альтернативы. При этом Татарстан — один из лидеров по электрификации. У нас свыше 200 электрических зарядных станций (ЭЗС), только за последние два года мы установили 120 ЭЗС. В республике около тысячи электромобилей. Для поддержки данной отрасли с января 2024 года Раис Республики принял решение обнулить транспортный налог для электрических автомобилей.

— Насколько для республики важна возобновляемая энергетика?

— У нас есть районы с хорошим ветром, и там можно было бы развивать зеленую генерацию. К примеру, рассматриваем вопрос о появлении большого ветропарка. «Силовые машины» готовы открыть на территории республики производство ветрогенераторов, а мы, в свою очередь, готовы дать им возможность эксплуатировать ветропарк.

Рассматриваем вариант малой гидроэнергетики — можно ставить такие гидроэлектростанции (ГЭС) на небольших реках, а полученную там энергию поставлять сельхозтоваропроизводителям. К нам пришла компания, заинтересованная в этом направлении, сейчас она проводит расчеты.

Солнечная генерация не очень выгодна для Татарстана, тем не менее мы заинтересованы в развитии разных возобновляемых источников энергии (ВИЭ), изучаем возможности их эффективного использования в республике.

Важен баланс

— Олег Владимирович, помогает ли вам предпринимательский опыт в нынешней деятельности?

— Безусловно. Я не понаслышке знаю, что, когда предприниматель заходит в какой-то проект, он словно встает на небольшой плот и дальше старается не упасть с него, удерживая баланс. Одно неверное движение, и плот может перевернуться. Любой переворот в бизнесе очень опасен, поэтому так важно уметь балансировать. При этом предприниматели не боятся рисковать — они, образно говоря, прыгают вниз со скалы и кричат: «Утром разберемся». Когда с такими мыслями приходишь на работу в государственную структуру, приходится менять мышление. Сегодня я работаю в сильной команде под руководством Раиса, когда все министерства участвуют в реализации важных для республики проектов. Даже организация Татарстанского энергетического форума и выставки в рамках него — наша большая командная работа, результаты которой увидели многочисленные гости, приехавшие в Татарстан.