16.09.2025 ЭнергоPROсвет

— Внедрение и развитие каких рыночных, технологических, правовых механизмов вы считаете важным для достижения целей, поставленных в «Энергостратегии-2050»?
— В России имеется успешный опыт гарантирования возврата инвестиций в электроэнергетику через обязательные договоры с потребителями – механизм ДПМ, в рамках которого было построено около 50 ГВт мощностей. С точки зрения плановых инвестиций Энергостратегия до 2050 года становится более амбициозной, по сравнению с прошлой волной. До сих пор российская энергетика и энергомашиностроительный комплекс в основном рассчитывали на собственные и кредитные средства. И это успешно работало.
Но для целей реализации задач, поставленных Энергостратегией, пришло время формирования нового комплексного инвестиционного подхода.
Среди всех новых источников инвестиций, широко используемых в мире, самым перспективным из инструментов, на мой взгляд, является авансирование нового строительства со стороны потребителей. Схема авансового финансирования, позволяет включать текущие затраты на строительство энергообъектов в цены (тарифы) для потребителей до ввода объекта в эксплуатацию, снижая цены вводимых объектов. Сейчас мы ведём работу по разработке детализированного механизма реализации этого инструмента.
Привлечению инвестиций в условиях высокой ключевой ставки также помогла бы государственная поддержка: прямые адресные дотации, субсидии для приобретения инновационного и высокоэффективного оборудования, налоговые льготы, льготные кредиты и специальные программы финансирования.
Кроме того, целесообразно рассмотреть использование потенциала стран СНГ. Развитие совместной энергетической инфраструктуры и энергомашиностроения стран СНГ обеспечат международную конкурентоспособность всех стран Союза.
— Как вы оцениваете готовность электроэнергетической отрасли к работе в условиях стоящих перед ней внешних и внутренних вызовов?
— Нашей энергосистеме более 100 лет. И все эти годы несмотря на все внешние и внутренние вызовы, она развивалась, эффективно обеспечивая растущие потребности государства. Поэтому считаю, что генерация справится с новыми вызовами. Если стране надо, чтобы мы были готовы, — мы будем готовы!