22.05.2013 ОПГ Тихоокеанская звезда
Вывод, который сделали энергетики по итогам прошедшей зимы, — экономика Дальнего Востока продолжает активно развиваться. Основан он на том, что рост энергопотребления в 2012-13 годах был зафиксирован практически по всем регионам. «Все это результат развития промышленного производства и коммунально-бытовой сферы на Дальнем Востоке, — заявил на специальной пресс-конференции, посвященной окончанию отопительного сезона, генеральный директор ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» Михаил Шукайлов.
Если оценивать зиму в Дальневосточном федеральном округе в цифрах, то ДГК выработало 65 процентов от всего объема электроэнергии по ОЭС Востока — более 13,3 млрд кВт.ч электрической энергии. Отпуск тепловой энергии составил 17,2 млн. Гкал.
Для неспециалиста это просто цифры. А специалисты понимают, что они очень большие. Помнят, как в конце 90-х годов промышленность региона «упала» и ничего особо не требовала в плане энергии.
В минувшую зиму растущий спрос удовлетворить энергетикам помогло то, что за 2012 год свыше 1,2 млрд. рублей успело вложить ОАО «ДГК», которое входит в «РАО ЭС Востока», в свои крупные инвестпроекты и провело частичную реконструкцию с переводом на газ Владивостокской ТЭЦ-2, Хабаровской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3.
— Например, Хабаровская ТЭЦ-3 благодаря газификации энергоблока №4, — говорит Михаил Шукайлов, — в ноябре прошлого года вышла на нагрузку, равную своей установленной мощности — впервые с 2006 года, когда был введен этот блок. Оказалось, очень вовремя. Это спасло горожан от ограничений электроснабжения. Тогда возник форс-мажор на магистральных ЛЭП, и стали невозможны перетоки энергии в город. Пока все не разрешилось, ТЭЦ-3 работала по максимуму.
А он оказался более чем серьезным. В третьей декаде декабря 2012 года был побит рекорд исторического максимума потребления мощности в ряде дальневосточных регионов, а также в целом по Объединенной энергосистеме Востока (здесь он составил 5 472 МВт). Это наибольший показатель за последние тридцать с лишним лет. Предыдущий «рекорд» фиксировался более двадцати лет назад — в 1990 году, в период экономического расцвета страны.
Чтобы обеспечить столь активно растущий спрос, вторую зиму подряд в пики нагрузок электростанции ОАО «ДГК» включаются почти без резерва оборудования.
С одной стороны, это хорошо, с другой…
За рост нужно платить
— Мы видим, — говорит Михаил Шукайлов, — что генерация Дальнего Востока приближается к максимально возможному для нее уровню загрузки мощностей. И проблема строительства новых теплоэлектростанций сегодня становится для нас максимально острой. Если в ближайшие годы мы не начнем реализовывать крупные инвестиционные проекты, то можем стать тормозом для развития дальневосточной экономики. Ее новые производства просто окажутся необеспеченными энергией. Пока минимальный запас есть. Но при таких темпах роста энергопотребления он будет исчерпан за 5-7 лет.
В 2013 году ДГК планирует продолжить газификацию Владивостокской ТЭЦ-2 и пиковой водогрейной котельной на Хабаровской ТЭЦ-3. На этом ее собственные крупные инвестиционные проекты, увы, исчерпываются. Упрекать в этом энергетиков бессмысленно. У них элементарно нет средств на инвестиционную деятельность. Более того, ОАО «ДГК» обременено значительной кредитной задолженностью, так как с самого начала своего существования энергокомпания активно инвестировала развитие ДФО за счет заемных средств — вела газификацию, в том числе и Хабаровского края, обновляла теплосети, увеличивала мощности генерации.
— В федеральной программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года заложено финансирование строительства объектов энергетики. Насколько они решат инвестиционную проблему?
— Каким будет это финансирование — еще не ясно. Первоначальные цифры были порядка 3,2 млрд. рублей. Мы активно участвовали в формировании этой программы. Причем свои предложения строили на основании запросов регионов, — говорит Михаил Шукайлов. — Ведь в каждом (от Якутии до Хабаровского края) есть свои перспективные проекты, планы развития производств, которые требуют новых энергомощностей, некоторые из них необходимо создавать с «нуля». Например, в Советской Гавани Майская ГРЭС давно уже должна «выйти на пенсию», эта станция становится тормозом в развитии свободной экономической зоны. Здесь необходимо строить новую ТЭЦ.
— Последним вариантом программы объем финансирования проектов генерации предусмотрен в три-четыре раза меньше первоначального. Конечно, приняты не все энергопроекты, что мы предлагали. Тем не менее, вошедшие объекты, а это — четвертый энергоблок Благовещенской ТЭЦ, новая Совгаванская ТЭЦ, проекты генерации во Владивостоке, с нашей точки зрения, решат проблему энергообеспечения экономики региона на 15-20 лет. Но для этого необходимо стабильное федеральное финансирование.
— Собственная инвестиционная программа ДГК при этом остается?
— Безусловно, она есть, но сформирована исключительно из собственных источников. То есть — из амортизации, включенной в тариф. Это порядка 3,5 миллиарда рублей. Но большая часть средств пойдет на погашение кредитных ресурсов, которые были нами взяты на газификацию в прошлые годы. В результате на прямые инвестиции остается очень немного. Например, в газификацию локальных объектов в Хабаровском крае планируется вложить лишь порядка 150-200 миллионов рублей. Этого, конечно, крайне недостаточно. Хотелось бы увеличить объемы перекладки тепловых сетей, вложения в новые технологии… Но, к сожалению, таких средств нет.
При этом мы понимаем, что, несмотря на все финансовые проблемы, инвестиции нужно планировать не на год-два, а на перспективу. В феврале этого года мы совместно с топ-менеджментом «РАО ЭС Востока» провели большую инвестиционную сессию, на которой разбирали текущую ситуацию с энергоснабжением всех наших территорий от Якутии до Приморского края. По каждому энергообъекту разработали, как минимум, два варианта развития событий. Первый — пессимистичный, когда речь идет только о поддержании оборудования в рабочем состоянии. Второй — оптимистичный, с заменой оборудования на станциях и строительством новых ТЭЦ.
Более того, сегодня мы практически закончили предварительное технико-экономическое обоснование строительства перспективных объектов практически по всем территориям ответственности ДГК. В частности, по Хабаровскому краю разрабатывается проект строительства ТЭЦ-4. Она должна полностью заменить собой ТЭЦ-1, которая исчерпала себя и с точки зрения мощности (ее давно уже не хватает), и с точки зрения технологий (оборудование крайне изношено и не эффективно с экономической и экологической точки зрения).
— На Хабаровскую ТЭЦ-1 «завязано» большое количество предприятий, жилье, практически все развитие Индустриального района города Хабаровска от нее зависит. Насколько реально старую станцию действительно закрыть и ввести взамен новую?
— Однозначно вопрос о замене ТЭЦ-1 на новую станцию будет решаться в ближайшие годы. На сегодняшний день уже определена компания, которая занимается разработкой пред ТЭО (предварительным технико-экономическим обоснованием) строительства новой станции. Как только эта работа будет закончена, мы активно займемся поиском инвесторов, а потом — проектированием. В перспективе проект окупаемый, интерес к нему проявляют в том числе и зарубежные инвесторы. Но все это абстрактно, пока мы не определим экономические и технологические параметры: уровень затрат, сроки и источники возврата инвестиций, будет станция газовая или угольная… Все эти варианты нужно тщательно просчитывать.
Именно такая работа сейчас идет. Одно могу сказать точно: ТЭЦ-4 будет строиться за территорией города Хабаровска на базе экономически эффективного оборудования, с высокой степенью экологической безопасности. Даже если она будет на угле — новейшие системы очистки дымовых газов позволяют устранить выбросы на 99,6%.
Ремонтная кампания круглый год
В 2012 году на ремонтную кампанию и программу технического перевооружения ОАО «ДГК» затратило 4,8 млрд рублей, и это позволило провести замену более 37 км магистральных теплотрасс (на 7% сверх плана), в полном объеме провести плановые ремонты основного и вспомогательного оборудования. В 2013 году на подготовку к отопительному сезону предусмотрено уже свыше 5,1 млрд. рублей.
— Ремонтная кампания, — говорит Михаил Шукайлов, — не успев закончиться, началась у нас еще… в прошлом году: с работы на торговых площадках. Сегодня мы все услуги по ремонту и техперевооружению закупаем в ходе открытых торгов. Начали их проводить еще в сентябре 2012 года. И сегодня мы практически укомплектованы материалами и понимаем, какой подрядчик будет проводить ремонты на станциях и теплосетях. Это гарантия того, что за короткий период с мая по сентябрь мы нормально подготовимся к зиме 2013/14 года.
— Будет ли в ближайшей перспективе решена проблема ветхих тепловых сетей, грозящих каждый год порывами?
— Мы в 2011 году поставили «рекорд», заменив 42 километра сетей. При этом по нашим расчетам необходимо менять не менее 80 км в год. Но это предполагает увеличение ежегодных затрат с 1,5 до 3 миллиардов рублей. Таких средств в тарифах нет. Поэтому мы сегодня делаем упор на диагностику слабых мест в теплосетях и точечный ремонт.
Если оценивать в целом остроту проблемы, то по регионам у нас ситуация разная. Самая сложная — во Владивостоке, потому что там многие годы «экономили» на энерготарифе и, как следствие, — на ремонте энергохозяйства. Наиболее благоприятная — в Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре. Тем не менее, сегодня получается, что одна из наших ТЭЦ, по сути, работает только на обогрев атмосферы. Это — серьезный экономический ущерб. Чтобы его уменьшить до технологического минимума, нужны большие финансовые вложения, которых у нас нет.
Мы ежегодно восстанавливаем 6-7 км теплоизоляции, заменяем, в среднем, 35 км сетей и сокращаем теплопотери на 0,5-0,7 процента в год. Но до идеальной ситуации нам еще очень далеко. Например, в Финляндии теплопотери в сетях составляют около 11 процентов, у нас — 20-21.
Есть куда стремиться.
— В прошедшую зиму не удалось избежать аварийных ситуаций. Из-за чего они возникали?
— На самом деле число аварий на наших станциях (по сравнению с предыдущей) зимой снизилось, причем значительно — на 14%. Тем не менее, они были, и их основная причина — изношенность оборудования. Прежде всего — поверхностей нагрева котельного оборудования на ТЭЦ. По нашим оценкам, нужно менять здесь порядка 2,2 тысячи тонн металла, а мы меняем в год — 600-700. Пока еще есть небольшой резерв прочности, но он стремительно тает. Мы проводим тщательную диагностику и меняем то, что может грозить аварией. Таким образом, удерживаем ситуацию под контролем. Хотя в советские времена — во времена госфинансирования — котлы проходили капремонты раз в 4-5 лет.
К сожалению, в эту зиму случились три нештатные ситуации, связанные с работой персонала, то есть с человеческим фактором. Мы провели расследование каждого случая. Выяснили ошибки и их причины. Но при этом понимаем, что проблема гораздо глубже. Она связана с кадровым дефицитом в энергетике. «Благодаря» тарифной политике, по уровню оплаты труда энергетики опускаются все ниже и ниже — уже ближе к концу десятки в рейтинге. Это приводит к тому, что молодежь не идет в энергетику. Растет средний возраст персонала.
В общем, стареют и люди, и оборудование. Это не может не сказываться на надежности энергосистемы.
Где деньги, РЭК?
— Каждый год растут энерготарифы, при этом в течение уже пяти лет ДГК терпит стабильно убытки. В чем секрет парадокса?
— Действительно, 2012 год компания завершила с убытками, прогнозируются они и в 2013 году. Проблема все та же — экономически необоснованные тарифы. Их не хватает не только на развитие энергетики, но и часто на ремонт, поддержание старых мощностей и теплосетей в нормальном состоянии, достойную оплату труда. По нашим расчетам, чтобы тарифы были действительно экономически обоснованными, их нужно поднять порядка на 30 процентов.
С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что делать этого нельзя. Нашим потребителям и без того трудно оплачивать наши услуги. Поэтому тарифы растут даже ниже уровня инфляции. К примеру, в 2012 году стоимость тепловой энергии для потребителей Хабаровского края увеличилась на 4 процента, а инфляция в стране в то же время составила 6,6%.
Получается, что энергетике тарифов не хватает, а для потребителей они уже и так велики.
Здесь решение может быть только на уровне государственного вмешательства. Есть предложения Министерства по развитию Дальнего Востока: субсидировать разницу реального и экономически обоснованного тарифа, использовать государственные средства на строительство новых энергетических объектов. Мы такой подход считаем единственно способным вывести энергетику Дальнего Востока из технологического тупика. За счет тарифа в нынешних условиях проблему решить невозможно.
— Как повлиял на экономику ДГК перевод энерготарифов на «летнее время», когда они вступают в силу не в начале года, а в июле и сентябре?
— Проблема здесь в том, что порядка 65 процентов ежегодных затрат на производство и ремонт в компании приходится как раз на первое полугодие. Поэтому когда тарифы повышались с 1 января каждого года, нам проще было финансировать и ремонтную компанию, и закупку топлива.
Но даже не это самое печальное. В результате отложенного до лета и осени повышения тарифа на теплоэнергию его среднегодовой рост в 2012 году в целом по Дальнему Востоку составил не более 2,7 процентов. Именно это в очередной раз выбило экономику ДГК из нормального русла. Потому что рост тарифов на железнодорожные перевозки, рост цен на уголь и газ никто не откладывал. Они росли с 1 января. А мы, получается, отстали от этого повышения на полгода. И такое отставание обошлось недешево энергосистеме — издержки оцениваются примерно в 500 миллионов рублей.
В 2013 году ситуация не улучшается. В январе мы получили новые цены от всех наших поставщиков, но сами продолжаем жить по старым тарифам. Поэтому опять вынуждены занимать деньги, наращивать кредитную нагрузку.
Как это влияет на производство? Простой пример: в этом году мы вынуждены сократить на 6 километров объемы перекладки тепловых сетей. Причина — недостаток финансирования.
Тем не менее, ответственности за надежное энергообеспечение дальневосточных территорий с ДГК это не снимает. В каких бы тяжелых климатических или финансовых условиях энергетикам ни приходилось работать, они выполнят свою задачу профессионально и с полной ответственностью. Это подтвердила и прошедшая зима, которую коллектив энергокомпании прошел на «отлично».