Все записи на дату 15 октября, 2025

15.10.2025 Переток

Энергомашиностроители сократили объём задержанных поставок энергооборудования генерирующим компаниям с начала 2025 года на 22%, до 9,5 ГВт, сообщил 15 октября на сессии РЭН-2025 «Новые отечественные машиностроительные технологии на благо развития электроэнергетики» директор «Совета производителей энергии» Дмитрий Вологжанин.

«Если говорить про динамику с начала года по сегодняшний день, то общее количество задержек в существенных проектах у нас сократилось на 16%, а, соответственно, по суммарной электрической мощности это с 12,2 ГВт до 9,5 ГВт, на 22%. Это вселяет надежду на то, что период сложности пройден и оборудование будет вовремя поставлено. Вовремя – с учётом понимания существенных задержек, которые есть. Они составляют на сегодняшний момент от 180 до 1 тыс. суток, что является предметом нашей обеспокоенности. Но, тем не менее, надеемся на то, что это плато будет только у нас сужаться», – сказал г-н Вологжанин.

Он также напомнил о проблеме несоответствия штрафов энергомашиностроительных компаний перед генерирующими и генераторов перед рынком. В качестве примера г-н Вологжанин привёл поставку турбины К-800 стоимостью 2,7 млрд рублей. Просрочка поставки на два года приведёт к штрафу для производителя оборудования в размере около 1,1 млрд рублей (40% лимита ответственности). При этом штраф и обязательства на оптовом рынке для генерирующей компании, которая не получила турбину и не выдала вовремя мощность, составит 11,6 млрд рублей.

В сложившейся ситуации генераторы выступают за сокращение разрыва в размере штрафов. Один из вариантов – увеличение штрафов для энергомашиностроителей, но г-н Вологжанин отметил, что сумма штрафа из его примера почти вдвое больше, чем прибыль концерна «Силовые машины» за 2020 год.

«Другой путь, с которым мы идём в диалог с базовым нашим ФОИВом (Минэнерго РФ – ред.): рассмотреть возможность снижения штрафов по отношению к генераторам со стороны рынка», – рассказал Дмитрий Вологжанин.

15.10.2025 Переток

Газовая турбина мощностью 300 МВт может быть создана как полностью на российских разработках, так и с использованием технологий из дружественных стран, сообщил 15 октября на сессии РЭН-2025 «Новые отечественные машиностроительные технологии на благо развития электроэнергетики» замглавы Минпромторга РФ Михаил Иванов.

«То, что сегодня коллеги поднимают вопрос о том, что нужно уходить в трёхсотмегаваттный класс, это тоже актуальная тема. Могу сказать, что мы в своё время вели переговоры по формированию такого совместного производства, по локализации здесь производства одной из европейских компаний, но известные события все переговоры приостановили, поэтому сейчас надеемся на то, что удастся этот проект пересобрать или самостоятельно вообще здесь в России, либо, опять-таки, с привлечением, частичным привлечением, технологических компетенций одной из дружественных стран, но тем не менее это всё равно будет суверенное производство», – сказал г-н Иванов, подчеркнув, что господдержка энергомашиностроения фокусируется «именно на полноценном освоении этих компетенций с возможностью развития этих технологий независимо ни от кого».

В апреле «Силовые машины» сообщали о том, что приступили к разработке газовой турбины на 300 МВт, планируют представить первую машину к 2030 году. На РЭН-2025 генеральный директор компании Алексей Подколзин сообщил, что «Силмаш» может принять решение о начале инвестиций в этот проект до конца года.

15.10.2025 Переток

Предстоящий в этом году конкурс проектов модернизации ТЭС с использованием российских газовых турбин (КОММод-ПГУ) может пройти без заявок проектов с турбиной «Силовых машин» мощностью 170 МВт из-за несоответствия конкурных цен её стоимости, считает гендиректор «Юнипро» Василий Никонов.

По его словам, постановление правительства об изменениях параметров КОММод и КОММод-ПГУ стимулирует проекты модернизации ТЭС с заменой старого оборудование на аналогичное новое.

В презентации г-не Никонова указано, что для установки ПГУ 500 МВт определённые правительством удельные нормативные капзатраты составят 180,6 млн рублей за 1 МВт, тогда как ожидаемые затраты – 220–240 млн рублей. Технологически КОММод-ПГУ – это такие же проекты, как и строительство блоков по КОМ НГО, пояснил г-н Никонов, но в постановлении правительства цена на модернизацию в 1,5–2 раза ниже.

«Проекты, которые сегодня реализуются на машинах ГТУ 170 МВт производства «Силовых машин», они стоят от 250 до 400 тыс. рублей за киловатт. Из этого я могу просто предложить одно: что в тот конкурс, который мы ожидаем до конца года, не заявится ни одна машина на 170 МВт. То, что мы прогнозировали, сформулировали якорный заказ – скорее всего, при таких параметрах такого якорного заказа не получится… Хорошо, если бы я ошибался, но здесь я хочу высказать свое мнение», – прокомментировал г-н Никонов на сессии РЭН-2025 «Новые отечественные машиностроительные технологии на благо развития электроэнергетики».

В презентации главы «Юнипро» говорится, что в текущих правилах «отсутствуют стимулы для реализации проектов модернизации на базе ГТУ по причине их неокупаемости для инвесторов в существующих экономических условиях».Собеседник «Перетока» в генерирующих компаниях в целом согласился с г-ном Никоновым, отметив, что хотя КОММод-ПГУ вызывает интерес, стоимость проектов будет сдерживающим фактором.

15.10.2025 Т Плюс

В последние три года энергетическая отрасль переживает глобальную трансформацию, связанную с импортозамещением, и необходимо адаптировать страхование энергооборудования и проводимых работ к новым реалиям. Об этом сказал заместитель Генерального директора «Т Плюс» Кирилл Лыков на сессии «Актуальные вопросы страхования энергетического сектора» в рамках РЭН-2025.

Страховая сфера частично изменилась, и сегодня уже появились новые продукты, однако скорость изменения двух отраслей – страхования и энергетики – отличается. Так, пока бизнес не защищён в случае применения нетиповых решений. Из-за этого производители энергии не могут в полной мере воспользоваться господдержкой инвестиций.

По словам Кирилла Лыкова, в России действует эффективный инструмент – Фабрика проектного финансирования. В рамках него энергокомпании могут получить кредиты на реализацию инвестиционных проектов у синдиката коммерческих банков и ВЭБ.РФ. Однако данный механизм применим только к проверенным разработкам и не охватывает прототипные решения, новые турбинные установки и уникальные инженерные проекты.

Также среди вызовов времени заместитель Генерального директора «Т Плюс» назвал возросшую ключевую ставку Центробанка и связанное с этим удлинение сроков урегулирования убытков страховыми компаниями. Он отметил, что энергетики «Т Плюс» предпринимают все меры для сокращения сроков перерывов в производстве – необходимость в этом диктует современная ситуация.

Решение перечисленных вопросов, по мнению Кирилла Лыкова, позволит поддержать технологические инновации и сохранить устойчивость генерации, даст возможность реализовывать проекты быстрее, безопаснее и дешевле.

15.10.2025 Переток

Главной отраслевой новостью этой осени стал анонсированный Минэнерго новый закон, регулирующий вопросы развития электроэнергетики. О задачах, которые он призван решить, принципиально новых инвестиционных механизмах и совершенствовании имеющихся инструментов журнал «Энергия без границ» поговорил с министром энергетики России Сергеем Цивилевым.

Сергей Цивилев

– Сергей Евгеньевич, на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) вы рассказали о планах значительной корректировки федерального законодательства об электроэнергетике, которые позволят оптимизировать процесс развития отрасли. Как именно этого планируется достичь? Что изменится в системе планирования развития?

– Главная цель законопроекта – внедрение новых базовых принципов развития электроэнергетики для обеспечения растущей экономики достаточным количеством электроэнергии. Помимо разработки этого нового закона, мы проводим комплексный аудит всей нормативной базы отрасли – законов и подзаконных актов – и готовим программу по внесению изменений в них. Это большая работа, которую нам всем вместе предстоит сделать в 2025 году, чтобы с января 2026 года можно было использовать более совершенные инструменты, которые помогут справиться с существующими вызовами.

Мы ожидаем, что к 2042 году потребление электроэнергии вырастет на 20%, а это говорит о необходимости привлечь более 40 трлн рублей в развитие генерации и более 5 трлн рублей – в развитие электрических сетей.

Консервативные подходы не позволят нам выполнить данную задачу. Поэтому мы и разрабатываем законопроект, который сформирует новую модель развития отрасли. В её основе будут лежать следующие принципы:

· централизованное проектное заёмное финансирование энергетических строек на льготных условиях с привлечением под субсидирование как государственных средств, так и средств заинтересованных в инфраструктуре инвесторов (за эту задачу будет отвечать государственный финансовый специализированный институт развития);

· развитие инфраструктуры под актуальные задачи социально-экономического развития и крупных инвесторов по принципу площадок и кластеров, то есть инфраструктура будет являться сервисом, предоставляемым государству и крупным инвесторам. Для выполнения этих функций будет создана публично-правовая компания;

· повышение эффективности строительства ГЭС через определение единого госзаказчика, который будет в состоянии решить сложный комплекс вопросов по созданию гидротехнических сооружений и водохранилищ;

· централизованное материально-техническое обеспечение строительства энергообъектов под эгидой публично-правовой компании, которая будет заниматься синхронизацией схем развития энергетики, тепла, угольной и газовой промышленности, подготовкой площадок под строительство, контролем за обеспечением отрасли оборудованием и сервисом, а также формированием требований к стандартам и технологиям, типизацией проектных и ценовых решений, сопровождением параметрической модели стоимости киловатт-часа;

· содействие технологическому суверенитету отрасли в разрезе обеспечения необходимым оборудованием и сервисом – через отраслевой заказ, а также новыми технологиями – через требования к стандартизации и инновациям; введение экспериментальных режимов в электроэнергетике;

· управление спросом на электрическую энергию и мощность в дефицитных энергосистемах для снижения нагрузок на период строительства мощностей (оплачиваемое добровольное снижение потребления для подключённых потребителей и присоединение новых потребителей по четвёртой категории надёжности).

– Вы говорили о планах министерства по созданию двух важных инфраструктурных институтов – финансового и проектного. Какие функции возьмёт на себя проектный институт и какие задачи будут поставлены перед ним? Может ли он объединить существующие проектные организации и какие? Какого эффекта для отрасли вы ожидаете от работы проектного института?

– Мы рассчитываем, что он станет институтом комплексного развития инфраструктуры. Это будет обусловлено его первичными задачами: синхронизацией схем развития электро- и теплоэнергетической, газовой и угольной инфраструктур; созданием новых площадок с готовой инфраструктурой для будущих энергоёмких пулов проектов в государственных интересах и структурированием текущих с привлечением потребителей под долгосрочные поставки электрической энергии; выполнением функций единого государственного заказчика строительства ГЭС; сопровождением параметрической модели управления стоимостью киловатт-часа.

Помимо этого, ключевой функцией института станет подготовка площадок под инвестиции в строительство энергообъектов за счёт разработки требований к типовым проектным решениям и модульному строительству, формирования отраслевого заказа на оборудование, управления ценообразованием, определения предельных параметров стоимости строительства и требований к стандартам на оборудование и его новых модификаций, а также верификации и ведения реестров уполномоченных стройтрестов и пусковых трестов по разным видам работ.

Таким образом, проектный институт будет решать глобальную задачу комплексного развития инфраструктуры по принципу площадок и кластеров с управляемыми сроками и ценообразованием. Благодаря этому будет сформирован задел для социально-экономического развития.

– Как планируется организовать работу отраслевого финансового института? В чём будут его преимущества для энергетиков? К его работе могут быть привлечены госбанки?

– Финансовый институт развития – это давно назревшая необходимость. В России проекты социально-экономического развития, как правило, обеспечиваются льготным финансированием. При этом необходимость поддержки развития электроэнергетической инфраструктуры, доступность которой является первичной для любой экономики и любых проектов, не всегда принимается во внимание.

Мы подошли к тому, что текущий внутренний инвестиционный потенциал электроэнергетики стал ниже потребности для строительства. Заёмное финансирование на рыночных условиях только увеличивает финансовую нагрузку на энергокомпании, отвлекая средства на устранения кассовых разрывов, а значит, в конечном итоге нарушает интересы потребителей. Необходим новый внешний капитал, который станет драйвером развития энергетики.

Задачу формирования такого нового внешнего капитала для энергетики и будет выполнять отраслевой финансовый институт – уполномоченный банк, образованный с государственным участием. Институт будет заниматься льготным кредитованием через субсидирование процентной ставки из федерального бюджета, проектным банковским кредитованием, привлечением средств через инфраструктурные облигации и целевого финансирования от якорных потребителей, использованием казначейских инфраструктурных кредитов.

Мы сейчас в активной стадии обсуждения условий создания финансового института и источников финансирования. К этому обсуждению привлечены крупнейшие банки с государственным участием – Газпромбанк, ВТБ, ДОМ.РФ и ВЭБ.РФ.

– Какие из действующих инвестиционных механизмов в электроэнергетике, на ваш взгляд, надо сохранить? Может ли быть заменён механизм ДПМ, лежащий в основе почти всех инструментов, или ему пока нет полноценных альтернатив? Какие новые инструменты могут быть использованы? Несколько последних конкурсов на право строительства новой генерации не состоялись из-за отсутствия участников – это временное явление с учётом сложной ситуации с кредитованием или один из сигналов о том, что механизм в целом надо менять?

– Инвестиционные механизмы нужно перенастроить и оптимизировать как раз за счёт новых базовых принципов, заложенных в наш законопроект.

Действительно, мы провели ряд конкурентных отборов мощности, на которые никто из компаний не заявился – в итоге мы были вынуждены их назначить. При этом назначением проблемы не ограничились – начались разногласия по величинам доходности и капитальных вложений. Это, в свою очередь, отнимает у нас лишнее время и тормозит начало работ.

За счёт управления со стороны государства и государственных институтов мы будем решать инфраструктурную задачу. Речь идёт о гарантированном обеспечении проектным льготным финансированием, типовой проектной документацией и рассчитанными стоимостными параметрами, более простых градостроительных процедурах и большей финансовой вовлечённости заинтересованных якорных потребителей за счёт оплаты ими мощности с первого дня строительства.

В конечном итоге данная инфраструктурная задача сводится к максимально эффективному использованию времени и денег, и именно в этом и заключается донастройка инвестиционных механизмов.

– Традиционно несколько особняком стоит тема развития таких типов генерации, как ГЭС и АЭС. Для них тоже планируется разрабатывать типовые проектные решения и подключать их для финансирования через отраслевой финансовый институт, или с учётом их специфики могут быть другие решения? Вопрос о финансировании создания водохранилищ (подготовка ложа) за счёт федерального бюджета пока на рассмотрении? В частности, «РусГидро» заявляло, что готово построить Ленинградскую ГАЭС мощностью более 1 ГВт по ДПМ ВИЭ 2.0. Но для этого необходимо менять условия программы (сейчас мощность проектов ограничена 50 МВт) и, видимо, продлевать её. Обсуждается ли такой вариант финансирования для проектов ГАЭС? Возможно ли расширение ДПМ ВИЭ на большие ГЭС?

– Как я и говорил, одна из базовых функций создаваемого инфраструктурного института – функция заказчика развития инфраструктуры для строительства ГЭС и ГАЭС, а значит, он будет сопровождать все вопросы, связанные с их строительством. Это и привлечение проектного финансирования, и типовое проектирование, и ценообразование, и решение вопросов создания объектов исключительно федеральной собственности – водохранилищ.

В части возврата инвестиций в ГЭС и ГАЭС – Президент на ВЭФ поручил нам подготовить предложения по финансированию их строительства за счёт механизма ДПМ, отдельно урегулировав вопросы создания водохранилищ. Так что очевидно, что это будет новая модель ДПМ.

Что касается атомных станций, сейчас ими занимается «Росатом». Его деятельность регулируется отдельным законом. Мы со своей стороны активно участвуем в оказании ему мер государственной финансовой поддержки. Кроме того, «Росатом» привлечён к участию в разработке нашего законопроекта, поэтому в нём будут охвачены и вопросы повышения эффективности ядерной энергетики.

– Приоритетом в развитии российского энергомашиностроения является создание в стране производства необходимого энергооборудования. Допускается ли стратегическое партнёрство в сфере энерготехнологий с дружественными странами, прежде всего – с наиболее продвинутым Китаем? В каких направлениях вы видите потенциал для совместной работы?

– В первую очередь развитие нашего энергомашиностроения будет обеспечиваться за счёт отраслевого заказа. Мы гарантируем производителям долгосрочную загрузку производственных мощностей, предоставив им финансовый стимул, и в то же время предусмотрим меры финансовой ответственности за неисполнение заказа. Это будет служить дисциплинарным стимулом.

С точки зрения международного сотрудничества наиболее важным партнёром в этой области для нас является Китай. Наше стратегическое партнёрство заключается во взаимовыгодном обмене зарекомендовавшими себя технологиями и их развитии в целях создания общего технологического пространства. Мы уже поддерживаем такое сотрудничество, сейчас наиболее важные направления для нас – системы накопления, передача постоянного тока и ВИЭ.

15.10.2025 Прайм

Россия выразила готовность участвовать в строительстве новых, модернизации и реконструкции действующих электростанций в Венгрии, включая ГЭС, сообщило правительство РФ по итогам встречи вице-премьера РФ Александра Новака и главы МИД Венгрии Петера Сийярто на полях Российской энергетической недели.

«В ходе встречи российская сторона выразила готовность принимать участие в реализации проектов строительства новых, модернизации и реконструкции действующих объектов электроэнергетики в Венгрии, а также гидроэлектростанций», — говорится в сообщении.

РИА Новости выступает информационным партнером Российской энергетической недели-2025.

15.10.2025 СГК

Представить новую экологичную технологию розжига котлов — электроионизационную — на заседании научно-технического совета Ростехнадзора планируют в ближайшее время директор Новосибирской ТЭЦ-3 Андрей Бабенков и генеральный директор компании «КОТЭС Инжиниринг» Дмитрий Серант. Также участие в обсуждении примет руководство Красноярской ТЭЦ-2. При положительном решении ведомства это позволит распространить опыт ТЭЦ СГК на другие станции России.

Разработчик новой экологичной технологии и руководители станций, которые ее внедрили, представят результаты совместной работы. Ростехнадзор будет решать, можно ли включить плазменный розжиг пылеугольных котлоагрегатов в действующие федеральные нормы и правила. Суть новой технологии розжига пылеугольных котлов — в использовании устройства с электроионизационными воспламенителями. Оно позволяет разжечь холодную пылеугольную смесь и обеспечить стабильное и полное ее сжигание. При этом исключен темный дым — неизбежный при растопке на мазуте. «Есть федеральные нормы и правила безопасности эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением.

Наши котлы попадают под действие этих нормативов. Согласно нормам, пуск котла осуществляется на жидком или газообразном топливе. Твердое топливо плохо загорается, при этом взрывоопасно», — пояснил Андрей Бабенков. Розжиг при помощи электро-ионизационных воспламенителей — инновация, которая ранее массово не применялась. Компания КОТЭС вышла на Центральное управление Ростехнадзора и Минэнерго РФ с предложением внести изменения в правила — добавить строку о возможности розжига при помощи электричества.

15.10.2025 Т Плюс

Генеральный директор «Т Плюс» Павел Сниккарс встретился с Министром энергетики Республики Беларусь Денисом Морозом на полях РЭН-2025. Стороны обсудили дальнейшее сотрудничество в рамках соглашения, которое компания подписала с «Белэнерго» на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2025 года.

Так, одним из пунктов договора стала совместная работа по замещению иностранного оборудования и обмену опытом в области модернизации объектов. На РЭН Павел Сниккарс и Денис Мороз обсудили возможность совместного сервиса газовых турбин. Данный вопрос планируется детально проработать в ближайшем будущем.

 «Т Плюс» вместе с партнёрами активно развивает компетенции по комплексному обслуживанию действующего газотурбинного парка: проводит инспекцию оборудования с заменой капитальных частей и ремонтом деталей горячего тракта. Помимо этого, ведётся работа по внедрению отечественного оборудования. Так, «Т Плюс» запланировала провести модернизацию Пермской ТЭЦ-14 и Саратовской ТЭЦ-2 со строительством ПГУ-100/105 МВт. Компания делает ставку на эксплуатацию линейки отечественных турбин, так как это важный шаг к технологическому суверенитету не только России, но и Союзного государства в целом.

15.10.2025 Т Плюс

Российские газотурбинные установки обладают существенным потенциалом для модернизации, но замещение таких мощностей потребует дополнительных шагов. Об этом рассказал заместитель Генерального директора ПАО «Т Плюс» Александр Фролов на панельной сессии «Новые отечественные машиностроительные технологии на благо развития электроэнергетики РФ» форума «Российская энергетическая неделя – 2025».

Он уточнил, что одной из таких мер может стать «типизация» строительных и технологических решений, в частности, использование парогазовых установок мощностью 100—105 МВт (ПГУ-100/105), которые более эффективно будут обеспечивать жителей теплом и электроэнергией. 

«Типовые проекты для строительства тепловых электростанций и теплоэлектростанций представляют собой стандартизированные комплексы зданий и сооружений, рассчитанные на определённые мощности и обеспечивающие унификацию оборудования, строительных конструкций и инженерных решений», — объяснил он. 

В качестве примеров Александр Фролов привёл типовые проекты главных корпусов ТЭЦ, которые предусматривают блочное строительство с унифицированными конструкциями, значительно ускоряющими монтаж и снижающими стоимость. 

«Кроме того, типизации позволяет экономить площади застраиваемых территорий и объединять инженерные коммуникации», — пояснил он, добавив, что, помимо энергетических блоков, существуют также типовые проекты вспомогательных зданий, инженерных рабочих мест и т. д. 

«Таким образом, типовые проекты ТЭЦ позволяют стандартизировать строительство станций различной мощности, снижая затраты и сроки и повышая качество сооружений благодаря унификации и модульности», — подчеркнул он. 

По словам Александра Фролова, такая типизация выведет замещение мощностей парогазовой генерации на новый, более системный и технологически развитый уровень. 

Он также напомнил, что разрабатываемые блоки ПГУ-100/105 вписываются в схему теплоснабжения городов с населением от 100 до 300 тысяч жителей, потребляющих от 35 до 70 гигакалорий тепловой энергии в час. 

При этом заместитель Генерального директора напомнил, что в состав типового проекта ПГУ-105 входит первая газовая турбина F-класса российского производства ГТЭ-65.1, но для неё потребуется разработка нового котла-утилизатора. Он добавил, что установка ГТЭ-65.1 запланирована на Пермской ТЭЦ-14 и Саратовской ТЭЦ-2. Он также сказал, что ПГУ-105 можно эффективно использовать при совместном производстве электрической и тепловой энергии (когенерации). 

«Благодаря эффекту масштаба в перспективе использование ПГУ-100/105 может стать новым словом в теплоснабжении городов», – заключил он.

15.10.2025 Минэнерго РФ

Министр энергетики Российской Федерации Сергей Цивилев принял участие в панельной сессии «Таланты и лидеры: как подготовить кадры для энергетики будущего», которая состоялась в рамках Российской энергетической недели 2025. Мероприятие стало площадкой для обсуждения ключевых подходов к подготовке инженерных кадров для топливно-энергетического комплекса страны.

В своём выступлении Глава Минэнерго подчеркнул необходимость развития русской инженерной школы как базы для подготовки технических специалистов и залога успешного будущего отрасли. Он также отметил роль инженеров в обеспечении конкурентоспособности страны.

Особое внимание Сергей Цивилев уделил подготовке высококвалифицированных кадров для ТЭК.

«Перед российским топливно-энергетическим комплексом стоит задача – нам нужно подготовить около 300 тысяч сотрудников ТЭК к 2030 году. Это должны быть высокообразованные, мотивированные, интеллектуальные специалисты, умеющие работать в команде и брать на себя ответственность», — подчеркнул он.

Глава Минэнерго рассказал о реализации программы энергоклассов в школах. Сегодня в стране компаниями ТЭК создано порядка 500 инженерных классов, в которых обучаются 10,5 тысяч школьников.

В свою очередь, Минэнерго РФ совместно с Минпросвещения и компаниями ТЭК разрабатывает комплексную модель развития инженерных классов, включающую наставничество, геймификацию, практические занятия, отраслевые олимпиады и конкурсы.

Ожидается, что эффект по трудоустройству выпускников проявится через 5–10 лет после реализации проекта, а до 2030 года основное внимание будет уделяться развитию образовательной инфраструктуры, наставнических связей и формированию бренда профессии инженера.

В ходе сессии обсуждалась роль Министерства энергетики как квалифицированного заказчика подготовки инженерных кадров, Минпросвещения как регулятора образовательной экосистемы и компаний ТЭК как стратегических партнёров. Взаимодействие строится на федеральном и региональном уровнях, включает формирование компетенций, проведение отраслевых олимпиад и конкурсов, разработку типовых решений для школ, а также информационную и методическую поддержку энергоклассов в регионах.

Сергей Цивилев подчеркнул, что развитие инженерной школы и подготовка кадров остаются стратегическим приоритетом Министерства энергетики РФ и одним из ключевых факторов энергетической безопасности страны.