04.03.2011 РБК Daily

Энергомашиностроение — вопрос национальной безопасности, говорится в разработанной Минпромторгом стратегии развития отрасли до 2030 года. Правительство опасается, что через несколько лет импортное оборудование вытеснит продукцию российских машиностроителей. Чтобы этого не случилось, власти готовы пойти на создание таможенных барьеров на пути импорта. Кроме того, вдохнуть вторую жизнь в отечественных производителей турбин и котлов должны инвестиции в размере 312 млрд руб. до 2030 года.

Российские промышленники отстают от иностранных конкурентов во многих отраслях, но у энергомашиностроения еще есть шанс на сохранение своих позиций. Помочь этому должна разработанная и утвержденная на днях Минпромторгом стратегия развития отрасли на 2010—2020 годы и на перспективу до 2030 года. В течение двух месяцев она будет рассмотрена правительством. Общий объем финансирования стратегии оценивается до 2030 года в 312,37 млрд руб. (из бюджета 37,93 млрд руб.), до 2020 года в 157,37 млрд руб. (из бюджета 22,33 млрд руб.)

Согласно документу к 2020 году России потребуются новые мощности на 76 ГВт в базовом варианте и 90 ГВт в максимальном, а к 2030 году 173 и 228,5 ГВт соответственно. При этом отечественные предприятия могут обеспечить ввод только 5—6 ГВт в год, то есть не могут полностью закрыть потребности отрасли.

Разработчики стратегии предлагают придерживаться государственно-частного партнерства: правительство определяет и софинансирует разработки, поддерживает их за счет госрегулирования, а частники обязуются их внедрять. Именно последний вариант должен решить главную проблему недостаточного уровня НИОКР из-за разобщенности отрасли и разорванного цикла разработки и внедрения. Это следствие прекращения существования единого заказчика — РАО «ЕЭС России», говорится в стратегии. Как отметил РБК daily гендиректор «Силовых машин» Игорь Костин, частный бизнес сможет сделать гораздо больше при увеличении доли финансирования НИОКР со стороны государства. «Особенно это касается создания перспективных образцов продукции, что требует не только серьезных финансовых вложений, но и площадок, где образцы смогут проходить испытания в режиме реального времени», — отметил он.

image_2 (original)Сейчас только 5% российских мощностей работает на зарубежном оборудовании, но исходя из анонсированных планов энергокомпаний эта доля к 2020 году может превысить 20%, что уже угрожает энергетической безопасности России. Но в случае реализации стратегии доля проектов энергоблоков с использованием зарубежного оборудования должна составить к 2025 году не более 10%. При этом Минпромторг предлагает законодательно закрепить преференции для отечественных компаний при участии в поставках оборудования энергокомпаниям. Кроме того, ведомство предлагает использовать таможенные меры для ограничения импорта.

Перед отечественными производителями ставится задача обеспечить не только внутренний рынок, но и нарастить экспорт: с 3 ГВт в 2012 году до 10 ГВт в 2020 году, а в 2030 году и вовсе занять 15% мирового рынка против нынешних 2%, то есть обогнать Siemens (сейчас у них 10%) и догнать Alstom (16%).

 

В краткосрочной перспективе чиновники предлагают уже знакомое решение — создание крупных СП c ведущими зарубежными фирмами c условием максимальной локализации. Но замглавы Минпромторга Андрей Дементьев говорит, что аналогий с автопромом здесь нет. «Нет требований по глубине локализации, по перечню операций, так как почти все компетенции, которые существуют в отрасли, у нас есть, — поясняет он. — В этой отрасли никому не интересна отверточная сборка, а СП с мировыми лидерами (Alstom, Siemens) дают выигрыш по времени».