14.05.2009 13:30, Привалова Мария (Finam.ru)

Проводя реформу большой энергетики, власти забыли позаботиться о малой. Разговор о необходимости наконец-то заняться развитием последней шел в среду на заседании комитета Госдумы РФ по энергетике. В настоящее время законодательно даже не закреплено само понятие «малая энергетика», сетуют чиновники. Лишь условно к этой категории принято относить генерации общей установленной мощностью до 25 МВт. Между тем, по данным комитета, в РФ в настоящее время действуют до 50 тысяч различных электростанций средней единичной мощностью 340 кВт и суммарной мощностью 17 тыс. МВт (8% от общей установленной в России мощности), вырабатывающих до 50 млрд кВтч. «Малая энергетика — это не что-то новое, что надо внедрять и создавать с нуля, — говорит председатель комитета Юрий Липатов. — Это энергетика коммунальная, она должна входить в общую систему энергетики страны и регулироваться в едином законодательном поле с «большой» энергетикой».

Структура российской электроэнергетики и производства тепла, по мнению комитета, плохо приспособлена к расширению участия в них малых энергетических установок, работающих как на основе традиционных видов топлива, так и возобновляемых источников энергии (гидро-, солнечная, ветровая энергия и т.п.). Законодательная поддержка малой генерации отсутствует. Единственным исключением являются некоторые положения ФЗ 35 «Об электроэнергетике», касающиеся генераций, работающих на возобновляемых источниках. И то, по мнению директора «Энерджи-Инвест» Анатолия Копылова, эти положения сформулированы законодателями недостаточно ясно. «В итоге закон и правила рынка, которые сегодня действуют, фактически не позволяют работать малой генерации», — считает он. В частности, существуют проблемы с продажей электроэнергии на розничном рынке. «Как только вы пытаетесь продать либо всю, либо избыточную для вас электроэнергию, вы сталкиваетесь с дискриминацией, — говорит г-н Копылов. — До тех пор пока не будет решена эта проблема, воз малой энергетики останется там, где сейчас находится».

Малая энергетика позволяет решить задачу электро- и теплоснабжения удаленных и энергодефицитных районов страны, а также создает дополнительную мощность на случай пиковых нагрузок или экстремальных случаев и резервные источники энергопитания для социально значимых и стратегически важных объектов (медицинских, военных и производственных комплексов). В результате повышается надежность всей энергетической системы государства. «Создание распределенной сети генерирующих источников малой энергетики, расположенных непосредственно в месте потребления, способствует существенному повышению качества и надежности энергоснабжения, снижению электрических потерь в существующих сетях», — говорит исполнительный директор НП «Всероссийский технологический научно-исследовательский институт» Анатолий Ливинский. Развитие малой энергетики, по словам председателя подкомитета Госдумы РФ по малой энергетике Георгия Леонтьева, также позволяет диверсифицировать топливно-энергетический баланс страны за счет увеличения использования местных видов топлива. Более того, опыт развитых стран показывает, что строительство ТЭЦ малой мощности взамен крупных энергоблоков позволяет уменьшить суммарные затраты на модернизацию энергетики до 30%.

Однако экономическая эффективность российских малых генераций значительно ниже, чем в западных странах, замечает директор Всероссийского теплотехнического института Гурген Ольховский. «Стоимость наших газотурбинных электростанций с агрегатами мощностью 4-8-12-25 МВт в 1,5-2 раза больше, чем за границей», — говорит он. Причинами такого положения дел, по его словам, в частности, являются отсутствие реальной конкуренции, произвольное ценообразование на рынке, а также устаревшие стандарты. В свою очередь г-н Ливинский отмечает, что, по идее, срок окупаемости инвестиций при использовании газотурбинных установок должен быть в 3-5 раз ниже, чем в большой энергетике, а себестоимость электроэнергии — в 1,5-2 раза ниже.

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Синюгин полагает, что к развитию малой энергетике нужно подходить избирательно. «Если в изолированных территориях это зачастую единственный и наиболее эффективный способ развития энергоснабжения, то в ряде случаев мы имеем обратные сигналы, — предупреждает он. — Особенно в крупных городах, — там несинхронизированное развитие малой энергетики снижает эффективность, в частности, крупных ТЭЦ». Поэтому готовить отдельную государственную программу по развитию малой энергетики, как это предлагает комитет по энергетике Госдумы, по мнению г-на Синюгина, нецелесообразно. Вопросы развития малой энергетики, по его словам, будут отражены в готовящемся сейчас проекте Энергетической стратегии России до 2030 года. Также чиновник пообещал поддержать усилия комитета по доработке пакета нормативных актов, касающихся поддержки функционирования малой энергетики на основе возобновляемых источников энергии.

Leave a Reply