02.02.2012 Московские Новости
В течение всего 2011 года в России шло снижение темпов роста промышленного производства, а к концу года наблюдалась почти нулевая динамика. Так, по итогам года индекс ИПЕМ-производство вырос на 2,5%, ИПЕМ-спрос — на 3,4%. При этом в декабре 2011-го прирост индекса ИПЕМ-производство по отношению к декабрю 2010-го составил всего 0,2%, а индекса ИПЕМ-спрос — 2,6%. (Оба индекса высчитываются на основе косвенных макроэкономических параметров — электропотребления (ИПЕМ-производство) и погрузки на железнодорожном транспорте (ИПЕМ-спрос).
Среди ключевых факторов, которые определяли развитие промышленности в 2011 году, можно выделить три: 1) инерционный рост; 2) рекордные государственные инвестиции при стагнации частных; 3) стабильный спрос со стороны внешнего рынка на товары российского экспорта.
Инерционный рост
Динамика индексов в течение года характеризовалась высокими показателями в течение первой половины 2011 года (индекс ИПЕМ-производство рос в среднем на 4,2%) и стабильно низкими — во второй (0,8%). Высокие показатели начала года были связаны с посткризисным ростом отраслей, которые начали восстанавливаться самыми последними (т.е. только в 2010 году), таких, например, как машиностроение.
Кроме того, в первой половине года сохранялось действие антикризисных программ правительства. Прежде всего — программ по поддержке потребительского спроса на произведенные в России автомобили: утилизации «автохлама» и льготного кредитования. Последние утилизационные сертификаты были выданы еще весной, но автомобили по ним производились вплоть до осени 2011 года. Льготное же кредитование продолжалось до конца года, а эффект от него будет чувствоваться и в начале 2012 года. Более того, программа льготного кредитования в 2011 году оказалась еще более востребованной, чем в 2009–2010 годах. Было выдано более 263 тыс. кредитов при плане в 200 тыс. Льготные кредиты обеспечили более 30% всех выданных в России автокредитов. Основным бенефициаром обеих программ стал «АвтоВАЗ». Поэтому вполне логично, что к концу 2011 года его продажи не просто перестали расти, а серьезно упали: в декабре 2011 года падение составило 15% к декабрю 2010 года.
Затухание факторов посткризисного восстановления и господдержки при отсутствии новых «драйверов» роста привели во второй половине 2011 года к резкому снижению индексов, что свидетельствует об инерционном росте, близком к стагнации.
Рекордные госинвестиции
Основные надежды на продолжение роста промышленного производства после завершения посткризисного «отскока» были связаны с активизацией внутреннего спроса — потребительского и инвестиционного.
Активизация потребительского спроса почти полностью вылилась в рекордные показатели импорта и почти не повлияла на промышленность (кроме автомобильной). Активизация же инвестиционного спроса характеризовалась, с одной стороны, стагнацией частных инвестиций, с другой — значительными государственными инвестициями, что в среднем дало внушительный результат по приросту инвестиций в основной капитал в 2011 году. По данным Росстата, в 2011 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал вырос на 6,2%.
Среди причин стагнации частных инвестиций можно назвать следующие:
— инвесторы откладывали реализацию инвестиционных проектов в ожидании макроэкономической определенности, а также завершения электоральных циклов в России;
— в последние годы инвесторы столкнулись с удорожанием инвестирования в Россию, открыть предприятие в которой стало не только дольше, но уже и дороже, чем в развитых странах;
— большинство предприятий столкнулось с ухудшением финансово-экономических результатов ввиду резкого роста издержек на труд и энергоресурсы при не всегда благоприятной конъюнктуре цен на их продукцию.
Отражением ситуации с частными инвестициями стал рекордный отток капитала из России по итогам 2011 года.
Рост же государственных инвестиций в экономику был вызван разгаром «госстроек» — проектов, связанных с Олимпиадой-2014 в Сочи и саммитом АТЭС. Кроме того, побили рекорды и инвестиционные программы государственных монополий. Только на долю государственных инфраструктурных компаний пришлось 3,5 трлн руб. инвестиций. А «Газпром» по объему инвестпрограммы в 1,28 трлн руб. вполне может стать по итогам года лидером среди всех компаний мира.
Стабильный внешний спрос
В 2011 году экспорт российских товаров остался на уровне 2010 года (-0,1%). Экспорт газа вырос на 10,3%, угля — на 11,8%. Экспорт нефти снизился на 1,3%, черных металлов — на 4,2%, цветных — на 4,6%. На фоне заявлений о падении потребления металлов на рынке Китая и снижении цен на биржах перспективы стагнации рынка металлов крайне негативны, так как фактически отражают замедление инвестиционной активности в мировой экономике.
Некорректные оценки Росстата
Итоговые годовые значения индексов ИПЕМ намного ниже, чем предварительные данные официальной статистики, согласно которым прирост индекса промышленного производства (ИПП) в 2011 году составил 4,7%. Разница в оценках принципиальна: 2,5% по расчетам ИПЕМ — это инерционный рост промышленности, а «официальные» 4,7% — очень высокий показатель, который говорит о стабильном промышленном росте на уровне докризисных темпов. На взгляд ИПЕМ, эта цифра сильно завышена, и вот почему.
Во-первых, при подсчете оперативных индексов Росстат ориентируется на фактические данные только по достаточно узкому кругу крупных предприятий. Для предприятий, не попавших в выборку по причине недостаточно больших объемов производства, используются статистические оценки, которые базируются на пролонгации тенденций предыдущих периодов (прошлого года).
Во-вторых, при подсчете оперативных данных о промышленном производстве перечень товаров-представителей ограничивается всего около 800 наименованиями, тогда как при уточнении ИПП используется примерно в четыре раза более подробная номенклатура товаров.
Это два основных фактора, но есть и другие: некорректный учет выпуска оборудования с длительным производственным циклом, специфический учет теневой деятельности и т.д.
Базовые макроэкономические и промышленные показатели связаны устойчивыми корреляционными зависимостями. Например, существуют устойчивые зависимости между ростом экономики и ростом электропотребления. Обычно изменение данных зависимостей происходит очень медленно, а зафиксировать заметные изменения возможно не чаще, чем каждое десятилетие. Это означает, что вышеуказанные зависимости остаются стабильными в течение достаточно продолжительных периодов времени, если только не происходит революционных изменений в структуре экономики или, например, технологической революции, быстро изменяющей энергоэффективность промышленных процессов. Прошедший год не принес в Россию ни экономической, ни технологической революции.
Рост потребления электроэнергии в 2011 году был зафиксирован на уровне всего 1,2%. Значимых факторов годового роста электропотребления два — погода и промышленность. Рост промышленности на 4,7% должен был обеспечить рост электропотребления не менее чем на 2,3%. Если же говорить о погоде, то «холодный» ноябрь компенсировал «теплый» декабрь, поэтому в годовом выражении влияние погодного фактора невысоко.
Взгляд в 2012 год
Риски для развития промышленности в 2012 году исходят из тех же тенденций, которые мы наблюдали в 2011 году. Однако единственный «драйвер» внутреннего рынка 2011 года — государственные инвестиции — в 2012 году может исчезнуть. Например, инвестиционная программа «Газпрома» на 2012 год сокращена на 40%. А в ответ на принятые правительством решения об ограничении цен и тарифов на электроэнергию о сокращении инвестиционных программ заявили и энергокомпании.
Поэтому улучшение инвестиционного климата должно стать одной из ключевых задач экономической политики правительства как в кратко-, так и в среднесрочной перспективе. Окончание электорального цикла, формирование нового правительства, определение направлений развития страны на среднесрочную перспективу в целом может активизировать в 2012 году часть «отложенных» инвестиций.
Новым ограничителем роста промышленности в 2012 году может стать железнодорожная инфраструктура. В 2011 году ускорился процесс ухода грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный, даже среди массовых групп грузов (строительных). Для обеспечения высоких темпов роста промышленного производства решение проблем развития железнодорожного транспорта должно стать первоочередной задачей.