13.02.2012  SmartGrid

Российская энергетика остро нуждается в модернизации. Износ оборудования достигает 70%. Но как ни парадоксально, у инвесторов мало стимулов вкладываться возбновление отрасли. Вопрос модернизации российской энергетики с учетом интересов инвесторов и государства обсуждались в Москве в рамках недели российского бизнеса.

Среди участников и гостей форума были представители государственных структур, компаний электроэнергетики и предприятий энергетического машиностроения, а также инвесторы и крупные потребители энергии.

Российская энергетика требует серьезных инвестиций, но еще не может гарантировать возврата инвесторам средств, направленных на модернизацию основных фондов. В общем проблема комплексная.

Валентин Межевич: 1-й заместитель председателя комитета СФ РФ по экономической политике.

— Первый вопрос, который необходимо начать решать, и сегодня он уже должен решаться — это вопрос решения проблемы привлечения денег в модернизацию действующих основных фондов и решение проблемы возврата инвестиций. Для того, чтобы это было привлекательно. И третья проблема она, как говорится, в этой цепочке финансовой есть – это необходимость привлечения длинных денег, кредитов на приемлемых условиях. Это решает уже четвертую проблему – не раскачивать цену для потребителей. Мы реально подошли к границе платежеспособного спроса, когда (я не говорю о населении) – часть промышленности не может переварить эту цену на электрическую энергию, становится неконкурентноспособным.

Некоторые эксперты указывали, что до сих пор рыночные механизмы в энергетике не работают.

Андрей Буренин, Председатель Наблюдательного совета НП «Совет производителей энергии».

— Рынка у нас собственно как не было, так и нет. Регулятор в последние два года предпринял достаточный набор жестких, последовательных и логичных шагов по переводу энергетики в ручное управление. И это у нас не претензия к Регулятору (их у нас много, дай бог им всем здоровья) вопрос заключается в том, что электроэнергия и тепло являются у нас безусловно вопросом не рыночным а скорее политическим.

Крупный бизнес также ждет начала полноценного функционирования рынка.

Денис Долгов, вице-президент, начальник главного управления энергетики ОАО «Лукойл»

— Ключевой задачей электроэнергетики кровеносной системы экономического организма в целом по прежнему является создание полноценного рынка, цены на котором не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения. Участники конкурируют, снижая свои издержки.

Прозвучало предложение – объединить на рынке электроэнергию и мощность, как единый товар.

Денис Долгов

— Мы надеемся, что новое правительство, которое придет к власти весной 2012 года будет реализовывать предложения экспертной группы по реформе электроэнергетики, курируемой 1 вице-премьером Игорем Шуваловым. Эти предложения в частности предлагают объединить энергию и мощность, чтобы торговать на рынке единым товаром. Такая идея реализована в Скандинавии на рынке Норд Пул, притом достаточно успешно.

Представитель ФАС дал общую оценку процессов слияний и приобретений в электроэнергетике за последние годы, подытожив деятельность рынка конкурентных отборов мощности и проанализировал вопрос совершенствования законодательства о естественных монополиях.

Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России.

— Можно говорить о предельных уровнях тарифов, которые являются базовыми для того, чтобы обеспечить условия социально-экономической стабильности с одной стороны, то есть гарантировать доступность электроэнергии и мощности для экономики государства, а с другой стороны послужить точной гарантией для того, чтобы в отрасль приходили инвестиции.

Специалисты признают важность регулирующей функции государства, но указывают на необходимость оптимизации процессов управления отраслью.

Бизнес и вовсе заинтересован в создании единого государственного регулятора в сфере энергетики.

Валентин Межевич: 1-й заместитель председателя комитета СФ РФ по экономической политике.

— Рынок без регулятора – это анархия. Поэтому государство выступает своими федеральными органами исполнительной власти, такими, как Министерство энергетики, Министерство по экономическому развитию, Федеральная служба по тарифам, ФАС и в рынке тепловой энергии Министерства регионального развития выступает как регулятор. К сожалению, не всегда действия одного регулятора корреспондируется с действиями другого. И поэтому мы слышали фразу, которая звучала в выступлениях, что мы нуждаемся в каком-то едином регуляторе, который будет отвечать за развитие отрасли в целом. Минимум два регулятора в отрасли все равно будет, но вопрос кореляции их действий одновременных на общую цель – вот это нам нужно сегодня еще усовершенствовать.

Представители крупной промышленности не довольны некоторыми действиями со стороны государственных органов.

Александр Старченко, директор по энергетике ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

— В чем проблема с этой государственной политикой: с одной стороны государство вроде бы озаботилось тем, что надо построить какие-то новые дополнительные мощности из-за того, что когда-то в будущем наступит тот крест Чубайса, о котором уже забыли, с другой стороны государство в лице министерства энергетики и некоторых политиков ГД делает все, чтобы запретить, усложнить или сделать как можно менее эффективной экономически модернизацию собственных энергомощностей промышленных предприятий.

Ряд существенных проблем обозначил представитель крупного зарубежного инвестора в российскую энергетику. Дорого обходится топливо, газ и уголь. Мешают не равные с государственными компаниями условия по налогообложению имущества да и эффективность инвестиций просчитать не просто.

Сергей Тазин, председатель совета директоров ОАО «Э.ОН Россия»

— Так как в энергетике долгие деньги и возврат инвестиций долгосрочный – необходимо последовательность в принятии решений и предсказуемость. Пусть эти решения или планы будут не совсем привлекательны, но по крайней мере об этом мы будем знать заранее, к этому будем мы готовиться. Горизонт планирования 1 год он ничего не решает, горизонт планирования должен быть 20-30 лет, иначе мы энергетику загоним и потом вот эти проблемы, стоимость их будет в разы выше, чтобы их решить.

Представитель министерства по энергетике рассказала о работе по недопущению планового роста тарифов в 2011 году.

Валерия Банникова, заместитель директора департамента развития Министерства энергетики РФ.

-Совокупно эффект снижения расходов отрасли составил более 70 млрд рублей, собственно мы добились в целом по стране – рост не выше 112%. Достаточно хорошие результаты. Для этого пришлось применять достаточно не популярные меры, может быть не все с ними были согласны, но пришлось.

Минэнерго считает, что соответствующие поручения Правительства выполнены успешно, теперь все мысли о развитии отрасли в 2012.

Валерия Банникова, заместитель директора департамента развития Министерства энергетики РФ.

— По объектам ФСК существенное снижение имелось у нас в октябре-ноябре, мы снижали по поручению правительства инвестпрограмму ФСК, как и других государственных компаний в целях недопущения роста тарифов в 2012 году.

Участники указывали на причины неопределенности с тарифами.

Василий Зубакин, заместитель начальника главного управления энергетики ОАО «Лукойл»

— Механизм балансирования интересов потребителей инфраструктуры и генераторов не до конца отлажен. Дело в том, что потребители видят постоянно растущие цены, которые сейчас несколько притормозились в результате определенных усилий, в том числе усилий законотворчества. Но все ожидают с трепетом 1 июля, когда цены снова могу скачкообразно подрасти.

Тем временем, у генерирующих компаний при выполнении инвестпрограмм возникают вопросы к качеству оборудования и технологиям

Андрей Буренин, Председатель Наблюдательного совета НП «Совет производителей энергии».

— В настоящий момент все генераторы в России реализуют комплексные энергетические программы. Это большие объемы средств, в максимально короткие сроки мы строим новые мощности, и все столкнулись с одними и теми же проблемами. Поскольку в России достаточно долгое время такого рода строек не было, то сейчас есть большие проблемы найти нормальных EPC-контракторов, проектантов, нормальных поставщиков оборудования (сразу надо сказать, что зарубежные поставщики во многих случаях не видят нашу страну в качестве приоритетов для себя, поэтому ставят нас в последнюю очередь на поставки) и в этом плане мы понимаем, что наша производственная база машиностроителей тоже в достаточной степени не ожидали, не были готовы к этому спросу.

Сейчас действительно мало поставщиков качественного оборудования, даже речь идет не столько о качестве, а то что мы по многих направлениям поставок отстаем в развитии от передовых технологий в мире и в этом плане нам предстоит догонять достаточно существенно.

В конце дискуссии слово взяли потребители в лице крупного бизнеса и рассказали о своем опыте по взаимодействию с энергокомпаниями.

Елена Зимарева, руководитель строительной компании, председатель Союза энергопотребителей Красноярского края.

— Что произошло с бизнесом в прошлом году? Помните, что было в январе? В январе цена поднялась по сравнению с декабрем на 42%, в феврале на 47%, а в марте на 52%. Бизнес не знал куда идти, что делать, обращался к Правительству, к Путину. Мы как потребители по одному в нашей энергосистеме совершенно не интересны, мы не может отстаивать свои права, к нам ужасное отношение всех энергетических организаций: и сетевых, и сбытовых компаний, и проверяющих.

Совсем яркий пример неприличного отношения к инвестору обнаружился в ситуации с газотурбинной электростанцией Коломенской В Москве. Объект был построен по распоряжению властей города, инвестор реализовал проект, станция успешно снабжала теплом и электроэнергией Южный административный округ столицы. А с 3 января вдруг оказалась не нужной и сейчас простаивает.

Александр Недостоев, директор ГТЭС «Коломенская»

— На сегодняшний день станция стоит. Станция отключена была МОЭКом от своей теплосети, станция работает как когенерация и без утилизации тепла в сети МОЭК она вырабатыть электроэнергию не может.

Инвестор не может получить от МОЭК четкого объяснения причин расторжения договора в одностороннем порядке. Люди заряжены на работу, но дело стоит.

Александр Недостоев, директор ГТЭС «Коломенская»

— Не знаю что светит. Светит в нашей стране, если разум у кого-нибудь не включится, то инвесторам сигнал – а стоит ли вообще инвестировать в энергетику.

По итогам дискуссии конференция рекомендовала Правительству и Министерству энергетики предусмотреть возможность возврата инвестиций в модернизацию электроэнергетики, в том числе энергетического машиностроения.

Предложения также касались льгот по налогообложению производства и ускорению разработки нормативно-правовой базы. Кроме того, уже в текущем году необходимо существенно поддержать в сфере энергетики проектов с высокой инновационной составляющей, и обратить внимание на меры энергосбережения. А среди первоочередных задач – уход от административных методов управления энергетикой к экономическому регулированию и саморегулированию . Также отмечалось, что необходимо надежно увязать развитие энергетики с общим экономическим развитием России.

Валентин Межевич: 1-й заместитель председателя комитета СФ РФ по экономической политике.

— Один из шагов – создание топливно-энергетического баланса, которым все будут руководствоваться , это будет документ, который будет двигать в правильном направлении вопрос согласования нормативной базы, который по 2 рынкам идет. Это тепловая электрическая энергия, чтобы они обязательно учитывали друг друга.

Участники дискуссии не раз подчеркивали, что энергетика должна наконец повернуться лицом к потребителю, ведь за ним вся национальная экономика России.