21.05.2012 ИПЕМ
Понятие «инновационное развитие промышленности» заключено в возможности стабильного развития и обновления средств производства, технологических процессов, а также улучшения качества и номенклатуры выпускаемой продукции. А каково основное условие стабильного развития? Прежде всего, стабильное финансовое положения, ведь для того, чтобы инвестировать в инновации, необходимы свободные финансовые ресурсы – собственные средства, – т.к. кредитование инноваций в России фактически отсутствует. Более того, прибыль необходима для окупаемости инноваций – т.е. как стимул для осуществления инвестиций.
В этой статье мы попробовали оценить возможные перспективы российской промышленности на ниве инновационного развития с учетом анализа текущего состояния объемов и структуры инвестиций в промышленности и оценки возможных изменений с учетом реализации основного сценария социально-экономического развития.
Инвестиционные потребности и возможности отраслей промышленности
Универсальным индикатором стабильного развития компании или отрасли является объем инвестиций. Более того, структура инвестиций сегодня является отражением структуры промышленности завтра. Но инновационный потенциал различных отраслей промышленности отнюдь не одинаков, а, значит, далеко не все инвестиции в реальный сектор экономики способствуют инновационному развитию.
В России основными потребителями инвестиционных ресурсов и до кризиса, и сегодня являются предприятия сырьевого сектора и энергетики, т.е. отрасли предыдущих технологических укладов. Современные высокотехнологичные отрасли в процентном соотношении получают самый минимум инвестиционных ресурсов1. Неконкурентоспособность технологичного сегмента отечественной промышленности на перспективу усугубляется тем, что основные инвестиционные ресурсы в России направлены в сторону низкотехнологичного сектора (67% в 2008 г.). (Рисунок 1)2.

Рисунок 1 Инвестиции в отраслях промышленности до кризиса, 2008 г. Источник: расчеты ИПЕМ по данным Росстата
Как видно из диаграммы (Рисунок 1), в число наиболее динамично инвестировавших отраслей (справа по горизонтальной оси) попали электроэнергетика, добыча нефти и газа и автопром. Повышенная инвестиционная активность в электроэнергетике и, отчасти, в добывающих отраслях объясняется необходимость преодоление накопленного недоинвестирования. Автопром же попал в группу с высокой инвестактивностью в основном из-за солидных инвестиций, направленных на открытие новых производств иностранными компаниями.
Общий же тренд очевиден: наиболее качественные с точки зрения перспективной отдачи инвестиции (высокая доля идет на освоение новой продукции) осуществляют более высокотехнологичные отрасли – электротехника, судостроение и авиастроение, но их доля в общем объеме инвестиций очень мала. И, наоборот, наибольшие физические объемы инвестиций сосредоточены в низкотехнологичных отраслях – электроэнергетике, добыче нефти и газа, металлургии и пищевой промышленности.
Сырьевая и низкотехнологичная доминанта в структуре инвестиций в основной капитал объясняется следующими причинами:
Потребностями: сырьевой сектор характеризуется высокой капиталоемкостью продукции, т.е. высокая доля сырьевых отраслей в общих инвестициях отчасти оправдана тем, что для получения единицы выручки этим отраслям требуется в 2 раза больше инвестиций, чем в среднем по промышленности. Однако при этом надо понимать и обратную связь – с единицы инвестированных средств в будущем мы получим выпуска продукции в разы меньше, чем в технологичных отраслях (Рисунок 2).

Рисунок 2 Капиталоемкость отраслей промышленности России, 2010 г. Источник: расчеты ИПЕМ по данным Росстата
Возможностями: главным источником инвестиций является прибыль, а стимулом к инвестированию — ожидаемая прибыль в будущем. Поэтому концентрация прибыли (простота и надежность ее получения) в сырьевом сегменте экономики и отраслях первого передела определяет их логичное лидерство в структуре инвестиций в промышленности.
Для оценки инвестиционной активности в ИПЕМ была смоделирована карта инвестиционных потребностей и возможностей отраслей промышленности в 2010 г. (Рисунок 3), где инвестиционные потребности интерпретированы как отношение инвестиций к стоимости основных средств (учитывается различная капиталоемкость отраслей промышленности), а инвестиционные возможности — как отношение инвестиций к прибыли.

Рисунок 3 Карта инвестиционных потребностей и возможностей отраслей промышленности на выходе из кризиса, 2010 г. Источник: расчет ИПЕМ по данным Росстата
Поместив в центр координат среднее значение соответствующих показателей по промышленности, мы получаем 4 квадранта инвестиционного поведения различных отраслей.
- Квадрант (1) – внешние (новые) инвесторы для отрасли. Квадрант включает отрасли, где идет активное инвестирование относительно прибыли, получаемой отраслью, что достигается в автомобилестроении и производстве резиновых и пластмассовых изделий за счет прихода новых внешних инвесторов (компаний), развивающих проекты по локализации, а в судо- и авиастроении – за счет господдержки. При этом инвестиционный процесс все равно недостаточно активен для расширения производства (увеличения доли в общем промышленном производстве) по сравнению со средними показателями для промышленности России.
- Квадрант (2) – инвестиционные лидеры. Отрасли этого квадранта концентрируют 60% инвестиций в промышленности. Высокий коэффициент обновления основных средств свидетельствует о будущем росте доли этих отраслей в структуре промышленного производства. Инвестиции обеспечиваются высокой прибыльностью, что также упрощает им привлечение кредитных ресурсов.
- Квадрант (3) – отрасли без дефицита источников финансирования. Сюда попала, например, нефтепереработка, где, с одной стороны, процесс обновления основных средств выше, чем в среднем по промышленности, с другой, — доля прибыли, которая идет на инвестиции, одна из самых низких по промышленности, что ставит под сомнение доводы нефтепереработчиков о дефиците средств для модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.
- Квадрант (4) – отрасли, отстающие в инвестиционном развитии. Например, в металлургии это связано с сокращением инвестиционных планов в кризис, а в такой отрасли, как производство электрооборудования – с системными проблемами развития отрасли.
Таким образом, высокая доля сырьевого сектора в структуре инвестиций объясняется не только капиталоемкостью добывающих отраслей, но и опережающим развитием в сравнении с технологичными отраслями.
Примечательно, что в структуре прямых иностранных инвестиций в российскую промышленность на долю обрабатывающей промышленности приходится около 70%, но данный факт является, скорее следствием законодательных ограничений на ПИИ3 в сырьевой сектор и энергетику России, чем роста инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей для иностранных инвесторов.
Также необходимо упомянуть, что согласно выборочным обследованиям инвестиционной активности организаций российской промышленности в целях учета направлений инвестирования в основной капитал, на первом месте со значительным отрывом лидирует желание организаций заменить изношенную технику и оборудование, а уж на последнем месте стоит вопрос увеличения рабочих мест и производственных мощностей. Среди факторов, ограничивающих инвестиционную активность, выделяются, прежде всего, такие, как недостаток собственных средств, неопределенность экономической ситуации в стране и высокие проценты по кредитам для предприятий промышленности.
Прогноз социально-экономического развития и перспективы отраслей промышленности
Мы давно привыкли, что стоимость энергоресурсов и других товаров и услуг инфраструктурных отраслей, в России ниже, чем в большинстве стран мира, тем более развитых стран. На данный момент это утверждение уже не соответствует действительности (Рисунок 4).

Рисунок 4 Соотношение цен на продукцию и услуги инфраструктурных отраслей в России и США. Источник: Росстат, U.S. EIA, расчеты ИПЕМ
В 2011 г. цены на электроэнергию в России для промышленности стали на 20% выше, чем в США даже не по паритету покупательной способности, а по абсолютным курсам. Сегодня даже у многих машиностроительных неэнергоемких предприятий электроэнергия стала второй по величине статьей затрат после оплаты труда.
Стоимость автомобильного топлива в России уже давно находится на мировом уровне, а некоторое преимущество сохраняется лишь по стоимости газа и грузовых железнодорожных перевозок, т.е. в тех отраслях, где либеральные реформы пока не оказали решающего влияния на стоимость продукции.
Россия больше не может занимать место в мировом промышленном сообществе, конкурируя за счет низких производственных издержек, как большинство развивающихся стран. Выход один – конкуренция за счет инноваций: качества и современных технологий – путь стран экономически развитых. Для этого необходимы инвестиции, которые, как мы уже выяснили, полностью зависят от того, какой объем прибыли образуется у компаний различных отраслей промышленности.
Целью данной статьи является ответ на вопрос о перспективах инновационного развития промышленности в условиях ускоренного роста цен и тарифов на услуги инфраструктурных отраслей. Этот вопрос в различном контексте встает каждый год, поэтому ИПЕМ разработал экономико-математическую модель, основанную на структуре затрат отраслей промышленности и четырех инфраструктурных монополий — электроэнергетики, газовой, нефтяной и железнодорожной отраслей. В последствие экономико-математическая модель была адаптирована для использования в виде программного продукта iExpert. Модель использует в качестве исходных данных прогнозы социально-экономического развития Минэкономразвития и создана для ответа на два главных вопроса:
- какой предельный максимальный рост цен на услуги инфраструктурных монополий могут выдержать промышленность и население;
- какой предельный минимальный рост цен могут выдержать сами инфраструктурные монополии при запланированных объемах инвестиций.
Само существование таких пределов объясняется неэластичностью спроса на продукцию и услуги инфраструктурных монополий по цене (Рисунок 5).

Рисунок 5 Верхний и нижний пределы цены на продукцию и услуги естественных монополий
Помимо этого модель позволяет оценивать отраслевую сбалансированность социально-экономического развития на основе динамики затрат и собственных цен в отраслях промышленности для оценки перспективного экономического состояния и возможностей для инвестирования. Так, для целей текущего исследования, можно оценить производственную рентабельность самых высокотехнологичных отраслей промышленности (видов деятельности ОКВЭД): производство машин и оборудования (DK), производство электрооборудования (DL), производство транспортных средств (DM). А для сравнения можно привести, например, металлургию, среднетехнологичную отрасль, которая до последнего момента являлась одной из отраслей-лидеров (высокая рентабельность, стабильная динамика производства, высокая доля экспорта, стабильные инвестиции и т.д.).

Рисунок 6 Динамика цен инфраструктурных монополий и рентабельность некоторых обрабатывающих отраслей, рассчитанная в рамках параметров прогнозов МЭР
Как показывают расчеты, чем дальше, тем больше приоритет будет отдаваться интересам инфраструктурных монополий и уже к 2018 году, некоторые отрасли промышленности будут поставлены на грань рентабельности. Причина проста – рост цен на товары и услуги инфраструктурных монополий будет стабильно превышать рост цен на продукцию отраслей промышленности, а резервов повышения внутренней эффективности в промышленности хватит ненадолго.
Металлургия – одна из ведущих отраслей промышленности России, но если прогнозам МЭР суждено сбыться, в ближайшие 6-7 лет она утратит это звание: рентабельность цветной металлургии упадет в 3 раза, а черной – в 4 раза к уровню 2010 года.
Машиностроительные отрасли и в настоящий момент находятся в гораздо более сложном положении – их рентабельность далека о той, какую демонстрируют эти же отрасли в развитых странах. И, судя по прогнозам, до 2018 года, в котором Минэкономразвития запланировало очередной кризис, ничего не изменится: производственная рентабельность будет находиться на уровне 4-8%.
Выводы. Перспективы инновационного развития промышленности в условиях доминанты развития инфраструктурных отраслей
Текущая структура инвестиций в промышленности такова, что в ближайшие годы доля добывающих отраслей, электроэнергетики и низкотехнологичных отраслей первого передела в промышленном производстве будет неизбежно увеличиваться. А значит, инновационный путь развития российской промышленности и экономики снова останется целью, декларируемой лишь на словах.
Изменить ситуацию можно, лишь если у компаний высокотехнологичных отраслей появятся средства для налаживания нормального инвестиционного процесса. Но, как показывает даже беглый анализ основных параметров прогноза социально-экономического развития, диспропорции в экономике будут только продолжать нарастать. Цены и тарифы инфраструктурных монополий (издержки промышленности) будут расти гораздо более высокими темпами, чем цены производителей, особенно в высокотехнологичных сегментах. Даже металлургия, которая сейчас является одной из самых стабильных обрабатывающих отраслей, будет испытывать такое давление базовых издержек, которое приведет к значительному снижению рентабельности и, немаловажный факт, потере конкурентоспособности на внешних рынках.
Сторонники ускоренного роста цен и тарифов в инфраструктурных отраслях утверждают, что рост цен ведет к снижению потребления ресурсов, т.е. к повышению энергоэффективности. Это конъюнктурное и заведомо искажающее суть понятия «естественная монополия» утверждение. Объем потребления, например, электроэнергии практически не зависит от цены, она как воздух для человека – его будут покупать, сколько бы он не стоил! Более того, внедрение энергоэффективных технологий также требует денег, и не может идти в отрыве от повышения общего технологического уровня производственных процессов и выпускаемой продукции: энергоэффективный завод, выпускающий черно-белые телевизоры – нонсенс.
Такие перспективы роста цен на электроэнергию, газ и другие базовые ресурсы в среднесрочном периоде не оставляют шансов высокотехнологичным отраслям на достойный финансовый результат, что, в свою очередь, полностью исключает возможность опережающего инвестирования, в сравнении с добывающими и низкотехнологичными отраслями первого передела. А значит, реальные предпосылки для инновационного развития российской промышленности фактически отсутствуют.
1 Технологичность отраслей – понятие довольно абстрактное, но в общем контексте может быть сформулировано следующим образом: любая отрасль эксплуатирует высокотехнологичные средства производства, применяет современные технологии и т.д., но показателем технологичности отрасли является сложность (инновационность, технологичность, степень передела, доля добавленной стоимости) конечной продукции.
2 Отношение (доля) общего объема инвестиций в нефинансовые активы к прибыли (горизонтальная ось) характеризует абсолютную (относительно состояния самой отрасли) инвестиционную активность отраслей. Значение больше 1 означает, что объем прибыли не покрывает объема осуществляемых инвестиций, а, значит, недостающая часть инвестируется за счет привлеченных средств. Отношение (доля) затрат, идущих на освоение новой продукции к прибыли (вертикальная ось) характеризует качество инвестиций, их нацеленность на повышение технологического и инновационного уровня выпускаемой продукции. Отношение (доля) инвестиций отрасли в общем объеме инвестиций в промышленности (диаметр круга) отражает отраслевой срез инвестиционной активности. По нему можно прогнозировать структуру промышленного производства на среднесрочную перспективу.
3 ПИИ — Прямые иностранные инвестиции