21.06.2013 Расшифровка трансляции
Александр Новак, Министр энергетики Российской Федерации
…Вопрос сегодняшней дискуссии заключается в некоторых развилках: каким способом нам мотивировать снижение энергоемкости и повышение энергоэффективности.
Есть два таких известных способа. Один способ – это метод экономического стимулирования, второй способ – метод жесткого регламентирования по отношению к техническим, технологическим, экологическим требованиям, которые во всем мире используются.
В каждом способе есть свои плюсы и минусы. Если говорить об экономическом стимулировании, понятно, что переход в электроэнергетике с ПСУ на ПГУ возможен и эффективен, если это будет более дорогая цена на газ, при которой будет маржинальных доход, позволяющий окупать инвестиционные затраты на переоборудование. Не секрет, что сегодня при таких ценах на энергоресурсы, какие у нас есть, мы имеем в этой отрасли недостаток маржинального дохода для переоборудования. Хотя у нас 37 ГВт мощностей из 223 фактически составляют старые ПСУ.
И здесь огромный резерв по снижению энергоемкости и повышению энергоэффективности, поскольку понятно, что КПД ПСУ на сегодня в районе 35%, а если внедрить новые ПГУ этот коэффициент может быть повышен до 55-60%, то есть до самых высоких уровней, что в свою очередь значительно снизит потребление энергоресурсов.
В целом если говорить о последствиях мне кажется, что экономические методы стимулирования они очень важны. Основная задача состоит в том, чтобы создать механизмы, которые позволили бы привлечь инвестиции в наши энергоемкие отрасли. В частности если брать теплоэнергетику, я считаю, что мы можем это сделать и сегодня Минэнерго работает над новой моделью рынка, над продолжением тех реформ, которые сегодня происходят для создания возможности привлечения инвестиций в электроэнергетику, для обновления, модернизации, строительства новых мощностей. В соответствии с нашей программой мы до 2020 планируем модернизировать около 50 ГВт можностей. Это очень большая цифра, для этого нужно создавать экономические стимулы, инструменты, в первую очередь это долгосрочные двусторонние договоры между потребителем и производителем, которые позволили бы обеспечить приток необходимых инвестиций на обновление и модернизацию основных фондов.
Огромный резерв мы видим в тепловой энергетике. За последние годы значительно снизилась когенерация, то есть это когда работает оборудование одновременно на производство электроэнергии и тепла, и в этой связи значительно понизилась эффективность ТЭС. Мы ставим перед собой задачу как Минэнерго также в этом году предложить новую модель рынка тепла, которая позволила бы создать экономические стимулы для модернизации тепловых и электроэнергетических станций.
Чуваев, Фортум
Я бы хотел прокомментировать дружеский пендель и сферу ЖКХ: сколько дружеских пенделей раздавалось в сфере ЖКХ с самой высокой ноги. А воз и ныне там.
Сколько раз пытались эту историю стимулировать с точки зрения энергоэффективности, повышая тарифы ЖКХ на 6% при этом газ рос на 15%. А воз и ныне там.
Вчера был интересный круглый стол по промышленности и инновационному развитию, где выступали РУСАл, представитель Солерса Махов и все говорили, что цена на газ и цена на электроэнергию убивает конкурентноспособность российской промышленности. Все говорили, что нам пора слезать с нефтяной иглы. Я задал вопрос: слезать с нефтяной иглы это когда энергоносители должны стоить дешево или дорого?
Все ответили, что энергоносители должны стоить дорого, иначе стимула слезать с нефтяной иглы нет никакого, ни у кого. Если бы авиационный керосин стоил столько же, сколько стоил в Советском союзе, мы до сих пор бы летали на ИЛ-18, при этом электроэнергетика, которая потребляет 65% от всего газа до сих пор летает на ИЛ-18 а может на ИЛ-2.Стимула для модернизации за пределами ДПМ нет никакого. Более того, был единственный стимул – это рост цены на газ, до уровня доходности, который сейчас пытаются убрать. Если рост цены на газ как предлагают сейчас некоторые министерства будет 5%, 5% и 0% и т.д., то о модернизации электроэнергетики можно будет забыть.
Рост цены на газ. Давайте мы сравним наш газ с тем, что в мире происходит с газом. Если мы возьмем США с ее сланцевой революцией, то цена на хенри хап на 45% ниже, чем цена на Урале. А это сравнимые примерно вещи, не считая транспортировки. Если цену сравнить с Европой, цена на газ в России в 3 раза ниже, чем в Европе. Цена в Европе дошла до того, что с учетом возобновляемых источников энергии, около 100ГВт которые работают на газе – стоят на выход. Если они чего-нибудь не сделают там. А это наше потребление газа, потому что Европа потребляет наш газ.
Кстати, еще один момент. Цена на элеткроэнергию. Сетевой тариф для потребителей дошел до 45%. Это дает прекрасную возможность, чтобы потребителям уходить от сетей и строить свою генерацию. Чтобы 45% взять себе или разделить с генерирующей компанией.
Еще один вопрос, который я хотел бы затронуть – строительство котельных и убиение ТЭЦ, комбинированной выработки, это хорошо или плохо.
На котельных тариф на тепло на 30-40% выше, чем на ТЭЦ (новых котельных). На старых тариф будет в 2 раза выше, при этом рынок не дает рыночных сигналов для модернизации.
Если говорить про Финляндию, Данию – там просто вышел запрет на строительство конденсационной генерации. Сейчас у них 80% тепла вырабатывается в комбинированной выработке. Это огромные резервы для повышения энергоэффективности.