07.10.2009 Мировая энергетика
24 сентября по инициативе Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, являющегося в соответствии с госконтрактом Минэнерго России главным исполнителем работы по корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, был проведен семинар, посвященный обсуждению основных положений Сценарных условий развития электроэнергетики на 2010-2030 гг. и приоритетов развития электроэнергетики при корректировке Генеральной схемы.
Сценарные условия были разработаны в рамках выполнения работы по корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 г. и предназначены для формирования компаниями энергетического сектора собственных предложений по ее корректировке. Сценарные условия базируются на умеренном и оптимистическом прогнозах Минэкономразвития России по выходу из финансово-экономического кризиса и дальнейшему социально-экономическому развитию страны.
По прогнозу АПБЭ среднегодовой темп прироста электропотребления за период до 2020 года составит 1,9-2,5%. В целевом варианте прогноза потребность в установленной мощности электростанций возрастет с 193,4 ГВт, ожидаемых в 2009 г., до 293,8 ГВт в 2020 г. Новые вводы на АЭС предполагаются в размере 12,3 — 17,8 ГВт и принимаются в соответствии с работами по мониторингу Генеральной схемы и предложениям Госкорпорации “Росатом”. Новые вводы на ГЭС (ГАЭС) для умеренного и максимального вариантов предполагаются одинаковыми и принимаются в соответствии с работами по мониторингу Генеральной схемы в размере 10,0 ГВт, а также учитывают восстановление Саяно-Шушенской ГЭС с выходом на проектную мощность 6,4 ГВт к концу 2014 г. Потребность во вводах мощности на ТЭС должна составить от 50 до 67 ГВт.
В соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года (Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 1-р), целевым ориентиром является увеличение относительного объема производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии с 0,5 до 4,5 процента к 2020 г. Данный показатель будет учтен при корректировке Генеральной схемы.
На семинаре были обсуждены проблемы и принципы развития электроэнергетики, которые должны быть положены в основу корректировки Генеральной схемы.
Предложения по приоритетам развития электроэнергетики, рассмотренные на семинаре:
- Опережающее развитие электроэнергетики по сравнению с остальной промышленностью для обеспечения надежного электро- и теплоснабжения потребителей и недопущения инфраструктурных ограничений экономического роста (сохраняется принцип действующей Генеральной схемы);
- Опережающее развитие сетевой инфраструктуры по сравнению с развитием генерации для устранения сетевых ограничений и повышения эффективности использования существующих генерирующих мощностей, с учетом принципа разумной избыточности и приоритета надежности энергоснабжения потребителей (сохраняется принцип действующей Генеральной схемы);
- Минимизация рисков строительства новых генерирующих и электросетевых объектов (неопределенность спроса) за счет согласования со строительством промышленных предприятий – потребителей электрической и тепловой энергии и повышения ответственности потребителей за своевременный ввод заявляемых объектов;
- Предложение электроэнергии потребителям по доступным ценам, конкурентным с ценами на электроэнергию в основных развитых странах. При этом цены на электроэнергию должны обеспечивать потребности электроэнергетики в текущем функционировании и в инвестиционном развитии (обеспечить окупаемость инвестиций) и создавать стимулы для энергосбережения у потребителей;
- Обеспечение надежности электроснабжения потребителей за счёт ликвидации имеющегося в отдельных регионах дефицита генерирующих и сетевых мощностей;
- Ограничение ввода мощностей и доли в энергобалансе АЭС и ГЭС исходя из возможностей государственной поддержки их сооружения, с учетом их экономической эффективности, включающей затраты на компенсацию экологических последствий, строительство мощностей ГАЭС и затраты на выдачу мощности по линиям электропередачи (отказ от приоритета предельно возможного увеличения доли генерации, не использующей органическое топливо – АЭС и ГЭС).
- Повышение эффективности использования природного газа в электроэнергетике, демонтаж газомазутных паросиловых энергоблоков, отработавших ресурс и замена их на парогазовые установки, а также преимущественное развитие ПГУ на новых и действующих площадках в пределах прогнозных ресурсов газа для электроэнергетики;
- Замена приоритета увеличения доли ТЭС, использующих твердое топливо, на более взвешенный ориентир: вводы генерирующих мощностей, использующих в качестве топлива уголь, должны осуществляться только там, где они имеют экономические преимущества перед другими электростанциями или где использование угольного топлива диктуется соображения надежности энергоснабжения потребителей;
- Создание экономических и технологических условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности угольного топлива для электростанций по сравнению с природным газом, в том числе разработка чистых угольных технологий и создание на этой базе задельных проектов и замещающих энергоблоков для реконструируемых и новых угольных ТЭС;
- Развитие малой энергетики и развитие возобновляемых источников энергии для достижения целевых уровней доли в балансе электроэнергии, установленных Правительством Российской Федерации.
- Повышение эффективности функционирования электроэнергетики, в том числе за счет:
• снижения удельных расходов топлива на тепловых электростанциях путем внедрения современного высокоэкономичного оборудования, работающего на твердом и газообразном топливе;
• сокращения потерь электрической и тепловой энергии в сетях;
• повышения коэффициентов использования установленной мощности наиболее экономичных электростанций до лучших мировых образцов.
С докладом выступили директор по направлению «Перспективные балансы» А.В.Бобылев и директор по технологическому развитию энергетики В.В.Нечаев.
Презентация выступления А.В.Бобылева «Основные положения Сценарных условий развития электроэнергетики на 2010—2030 гг. и Приоритеты и проблемы корректировки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.» (формат PowerPoint, 2,2Mb);
Большинство участников семинара поддержало предложение АПБЭ о том, что количественные предложения по объемам ввода генерирующих мощностей для учета при корректировке Генеральной схемы будут разработаны на основании предложений генерирующих компаний с учетом оптимизации состава генерирующих мощностей по энергозонам в соответствии с экономической эффективностью (АЭС, ГЭС, ТЭС на угле и ПГУ на газе).
В обсуждении приняли участие представители компаний: ОАО «ОГК-1», ОАО «ОГК-4», ОАО «ОГК-6», ОАО «РусГидро», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Фортум» (ТГК-10), ОАО «РАО ЭС Востока», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Татэнерго», ОАО «Евросибэнерго», Концерн «Росэнергоатом», ОАО «СУЭК», ОАО «Роснефтьэнерго», Новоростовская ГРЭС, ОАО «Институт «Энергосетьпроект», ИНЭИ РАН.
Закрытое акционерное общество «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (ЗАО «АПБЭ») создано в августе 2005 г. До середины 2008 года единственным учредителем ЗАО «АПБЭ» являлось ОАО РАО «ЕЭС России». В настоящее время единственным учредителем ЗАО «АПБЭ» является ОАО «ФСК ЕЭС». Миссия агентства состоит в обеспечении субъектов электроэнергетики и государственных органов власти объективными данными о состоянии электроэнергетики, ее влиянии на экономику страны и окружающую среду, прогнозами развития электроэнергетики и комплексными аналитическими разработками для принятия эффективных краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. В 2007 г. во всех федеральных округах Российской Федерации созданы филиалы ЗАО «АПБЭ».
* Опережающее развитие электроэнергетики по сравнению с остальной промышленностью для обеспечения надежного электро- и теплоснабжения потребителей и недопущения инфраструктурных ограничений экономического роста (сохраняется принцип действующей Генеральной схемы);
* Опережающее развитие сетевой инфраструктуры по сравнению с развитием генерации для устранения сетевых ограничений и повышения эффективности использования существующих генерирующих мощностей, с учетом принципа разумной избыточности и приоритета надежности энергоснабжения потребителей (сохраняется принцип действующей Генеральной схемы);
* Минимизация рисков строительства новых генерирующих и электросетевых объектов (неопределенность спроса) за счет согласования со строительством промышленных предприятий – потребителей электрической и тепловой энергии и повышения ответственности потребителей за своевременный ввод заявляемых объектов;
* Предложение электроэнергии потребителям по доступным ценам, конкурентным с ценами на электроэнергию в основных развитых странах. При этом цены на электроэнергию должны обеспечивать потребности электроэнергетики в текущем функционировании и в инвестиционном развитии (обеспечить окупаемость инвестиций) и создавать стимулы для энергосбережения у потребителей;
* Обеспечение надежности электроснабжения потребителей за счёт ликвидации имеющегося в отдельных регионах дефицита генерирующих и сетевых мощностей;
* Ограничение ввода мощностей и доли в энергобалансе АЭС и ГЭС исходя из возможностей государственной поддержки их сооружения, с учетом их экономической эффективности, включающей затраты на компенсацию экологических последствий, строительство мощностей ГАЭС и затраты на выдачу мощности по линиям электропередачи (отказ от приоритета предельно возможного увеличения доли генерации, не использующей органическое топливо – АЭС и ГЭС).
* Повышение эффективности использования природного газа в электроэнергетике, демонтаж газомазутных паросиловых энергоблоков, отработавших ресурс и замена их на парогазовые установки, а также преимущественное развитие ПГУ на новых и действующих площадках в пределах прогнозных ресурсов газа для электроэнергетики;
* Замена приоритета увеличения доли ТЭС, использующих твердое топливо, на более взвешенный ориентир: вводы генерирующих мощностей, использующих в качестве топлива уголь, должны осуществляться только там, где они имеют экономические преимущества перед другими электростанциями или где использование угольного топлива диктуется соображения надежности энергоснабжения потребителей;
* Создание экономических и технологических условий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности угольного топлива для электростанций по сравнению с природным газом, в том числе разработка чистых угольных технологий и создание на этой базе задельных проектов и замещающих энергоблоков для реконструируемых и новых угольных ТЭС;
* Повышение эффективности функционирования электроэнергетики, в том числе за счет:
• снижения удельных расходов топлива на тепловых электростанциях путем внедрения современного высокоэкономичного оборудования, работающего на твердом и газообразном топливе;
• сокращения потерь электрической и тепловой энергии в сетях;
• повышения коэффициентов использования установленной мощности наиболее экономичных электростанций до лучших мировых образцов.
* Развитие малой энергетики и развитие возобновляемых источников энергии для достижения целевых уровней доли в балансе электроэнергии, установленных Правительством Российской Федерации.