14.07.2014 ТЭК России № 06, 2014
Министерство энергетики РФ планирует в октябре текущего года внести в Правительство доработанный проект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» («ЭС-2035»). О том, кто занимается подготовкой документа, какие мировые и российские тенденции будут в нем учитываться, а также об изменении содержания «ЭС-2035» в связи с вхождением Крыма в состав РФ журналу «ТЭК России» рассказал заместитель министра энергетики России Алексей Текслер.
Как давно существует практика создания энергетических стратегий?
— К вопросам энергообеспечения всегда было повышенное внимание. Но наиболее критичными эти вопросы становились в период ускоренного индустриального роста. Достаточно вспомнить План ГОЭЛРО, разработанный в 1920 году для проведения масштабной электрификации — основы индустриального рывка.
В современных условиях работа над корректировками энергетической стратегии ведется постоянно, поскольку с ней связаны все представления о социально-экономическом развитии. В 1992 году Правительство РФ одобрило «Концепцию энергетической политики России в новых экономических условиях», в марте 1993 года было дано поручение на разработку «Энергетической стратегии России на период до 2010 года».
Основные положения Стратегии приняты Правительством в 1995 году.
«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» утверждена Правительством в 2003 году, а на период до 2030 года — в 2009 году. Распоряжениями предусмотрена корректировка Стратегии не реже 1 раза в 5 лет. Сейчас Министерство энергетики занимается ее корректировкой с пролонгацией до 2035 года.
Нынешняя Стратегия сильно устарела?
— Действующую «ЭС-2030» приняли в разгар экономического кризиса 2008–2009 годов. Ее положения, как это следует из ежегодно проводимого мониторинга, адекватно отражали текущий ход посткризисного развития энергетики и экономики. Количественные параметры топливно-энергетического баланса оказались в пределах предусмотренного в «ЭС-2030» коридора, а механизмы «дорожной карты» в целом соответствовали задачам и приоритетам Стратегии.
Однако в мировой энергетике и российской экономике появились качественно новые вызовы, требующие существенной корректировки «ЭС-2030». Это:
• переход от ресурсной глобализации на мировом энергетическом рынке к стремлению ведущих стран-импортеров к диверсификации поставок и к собственной энергетической самодостаточности, что существенно изменило условия для российского экспорта;
• переориентация в мировой торговле от экспорта-импорта сырья к продаже новых технологий и сервисных услуг, к чему Россия оказалась не готова;
• затянувшаяся стагнация российской экономики, приведшая к снижению темпов роста внутреннего спроса на энергоносители и частичному замораживанию инвестиционных программ развития ТЭК.
Долгосрочный внешний вызов заключается в кардинальном ужесточении конкуренции на внешних энергетических рынках, что требует повышения гибкости экспортной политики, снижения издержек российских компаний, продуктовой и географической диверсификации экспорта. Внутренний вызов состоит в необходимости глубокой и всесторонней модернизации ТЭК России, включая создание эффективной и целостной институциональной системы, выход на качественно новый уровень развития инфраструктуры и новый технологический уровень.
Расскажите о работе над созданием проекта. Кто входит в состав рабочей группы по подготовке «ЭС-2035»?
— Комплекс работ по корректировке и пролонгации Энергетической стратегии проводит Минэнерго России. В 2013 году ведомство организовало открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка предложений по корректировке «ЭC-2030»на период до 2035 года». Контракт заключили с ЗАО «Глобализация и устойчивое развитие. Институт Энергетической стратегии».
К работе был привлечен широкий круг научно-исследовательских институтов и экспертов под общим руководством консорциума в составе: ЗАО «Глобализация и устойчивое развитие. Институт Энергетической стратегии», Института энергетических исследований РАН и Аналитического центра при Правительстве РФ. В декабре 2013 года на совещании в Минэнерго России по обсуждению проекта «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» вариант Стратегии, представленный генеральным директором ЗАО «Глобализация и устойчивое развитие. Институт энергетической стратегии», приняли за основу.
В марте 2014 года проект «ЭС-2035» был рассмотрен Общественным советом при Минэнерго России. Тогда приняли решение о создании профильных рабочих групп по рассмотрению и выработке предложений по корректировке проекта «ЭС-2035».
С учетом того, что документ должен быть согласован с долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, срок внесения в Правительство РФ проекта распоряжения об утверждении Энергостратегии назначен на октябрь 2014 года.
“Стратегия должна быть согласована с долгосрочным прогнозом социально-экономического развития РФ„ В настоящее время идет активная работа по корректировке «ЭС-2035» в рабочих группах, по результатам которой проект будет представлен на заключение в Экспертный совет Правительства РФ.
Учитывались ли в документе мнения других государственных структур и бизнеса?
— Да, конечно. Минэнерго России — головной исполнитель, но по поручениям Правительства РФ у нас есть федеральные органы и организации — соисполнители (это Минэкономразвития России, Минприроды России, Минтранс России, МИД России, Госкорпорация «Росатом»), а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти — Минрегион России, Минвосток России, ФСТ России, ФАС России (теперь их число пополнится новыми министерствами — по делам Крыма и по делам Северного Кавказа).
Первая редакция «ЭС-2035» была направлена на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти и крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса в феврале текущего года. Так, например, в полном объеме учтены конструктивные замечания Госкорпорации «Росатом», Минприроды, МИДа (одно из замечаний Министерства иностранных дел РФ касалось необходимости дополнения перечня основных вызовов во внешней энергетической политике положением об утрате Российской Федерацией лидирующей позиции в мире по добыче газа в результате роста производства сланцевого газа в США), учтены многие замечания и предложения Минэкономразвития, ФАС и ФСТ.
Первая редакция «ЭС-2035» по инициативе Минэнерго обсуждалась на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ с участием научной общественности, представителей компаний ТЭК, Минэнерго, Российского союза промышленников и предпринимателей, а также на заседании Общественного совета при Минэнерго.
Серьезные предложения и замечания поступают от компаний ТЭК: «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Роснефти», «Газпром нефти», «Интер РАО» и многих других.
Сейчас идет доработка Стратегии, рассматриваются и анализируются все поступающие предложения и замечания. Следует отметить, что это очень сложная и кропотливая работа. Если замечания, касающиеся уточнения формулировок или фактического статистического материала учесть достаточно просто, то разногласия по концептуальным положениям требуют проведения дополнительных модельных расчетов, поиска компромиссных, сбалансированных решений для согласования различных позиций и интересов.
Будет ли новая Стратегия разбиваться на временные этапы — краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный? Прокомментируйте, пожалуйста, содержание каждого.
— Этапность реализации — неотъемлемый атрибут стратегических документов. Если в краткосрочной перспективе мы имеем дело со сложившимися тенденциями и процессами, то по мере удаления горизонта планирования растет неопределенность, что требует совершенно иных инструментов планирования.
В «ЭС-2035» предполагается выделять три последовательных этапа:
• первый этап (2014–2020 годы) — это преодоление «узких мест» в развитии энергетической инфраструктуры и формирование основ инновационного развития ТЭК. На первом этапе должны быть созданы основы целостной институциональной системы энергетического сектора;
• второй этап (2021–2025 годы) — это формирование инфраструктуры новой экономики. Доминантой второго этапа будет повышение энергоэффективности, реализация инновационных и капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе и на полуострове Ямал, переход к глубокой переработке энергоресурсов;
• третий этап (2026–2035 годы) — это переход к энергетике нового поколения, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых углеводородных и неуглеводородных источников энергии, развитие интеллектуальных энергетических систем.
Можно выделить еще один — четвертый этап (2036–2050 годы) — инновационное развитие российской энергетики с переходом к принципиально иным технологическим возможностям высокоэффективного использования традиционных энергоресурсов и неуглеводородных источников энергии.
Стратегии задают целевые ориентиры, но будут ли указаны пути их достижения?
— Да, Стратегия предусматривает следующие механизмы для реализации задач:
• принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию основных положений настоящей Стратегии;
• включение в план действий Правительства РФ по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии;
• обеспечение учета основных положений Стратегии при разработке корпоративных и региональных стратегических документов и формировании инвестиционных планов и программ в сфере энергетики;
• совершенствование системы показателей результативности государственной энергетической политики;
• формирование системы мониторинга реализации Стратегии с использованием государственных информационных ресурсов, привлечением различных общественно-политических структур и объединений, представителей законодательной власти, средств массовой информации, научных центров и институтов;
• своевременное выявление и системный анализ происходящих изменений в целях предупреждения и преодоления негативных тенденций.
Если говорить непосредственно о мероприятиях государственной энергетической политики, то они сгруппированы по блокам недропользования, налоговой и таможенной политики, развития внутренних энергетических рынков, научно-технической политики и других.
Приложением к «ЭС-2035» является Сводный план («дорожная карта») мероприятий первого этапа реализации Стратегии. Насколько «ЭС-2035» может увязываться с действующими нормативно-правовыми документами, регулирующими отрасль?
— Энергетическая стратегия — это стратегический документ верхнего уровня, «документ для документов». Она не только может, она просто обязана увязываться с остальными отраслевыми документами. Положения Энергетической стратегии являются контрольными точками для актуализации отраслевых генеральных схем и программ, поэтому процесс подготовки Стратегии идет параллельно с корректировкой других отраслевых документов.
Какие глобальные тенденции учитываются в «ЭС-2035»? Например, уделено ли внимание прежде недооцененной «сланцевой революции»?
— Глубокая трансформация мировых энергетических рынков неизбежна. Нас ждет снижение спроса на энергоносители, сдвиг мирового спроса в сторону развивающихся стран, где Россия представлена ограниченно. В то же время традиционные для нас рынки будут демонстрировать долгосрочное торможение спроса. Крупнейшие потребители пересматривают свои энергетические стратегии с тем, чтобы обеспечить себе большую энергетическую самодостаточность.
Появление новых производителей, рост значимости нетрадиционных ресурсов углеводородов и ускоренное развитие возобновляемых источников энергии ведут к ужесточению конкуренции на ключевых мировых энергетических рынках. Наряду с долгосрочной тенденцией замедления внешнего спроса на энергоресурсы, это ведет к эволюции механизмов ценообразования и регулирования на мировых энергетических рынках.
Говоря об основных трендах, которые заложены в «ЭС-2035», я бы выделил следующие. Во-первых, усиление неравномерности регионального энергопотребления за счет быстро растущего потребления в развивающихся странах Азии. Основными секторами роста энергопотребления будут электроэнергетика, транспорт и промышленность.
Во-вторых, качественный скачок в структуре мировой энергетики, который мы прогнозируем к 2035 году: значительная часть прироста энергопотребления (34–35 % в мире) будет покрываться за счет нетопливных источников энергии, таких как атомная энергия и ВИЭ.
В-третьих, изменение направлений и объёмов межрегиональной торговли энергоресурсами за счёт существенного увеличения объемов поставок в Восточную и Южную Азию. Масштабный сдвиг в географии торговли энергоресурсами произойдет за счет освоения новых месторождений природного газа в Персидском заливе, Туркмении, Австралии, Арктике, роста роли нетрадиционных углеводородов, развития глобальной инфраструктуры транспортировки СПГ. Страны АТР станут самыми перспективными рынками сбыта сырой нефти — это единственный регион, где импорт нефти по сравнению с 2010 годом увеличится. Потребление газа в развивающихся странах Азии на треть будет обеспечиваться за счет импорта, основная часть которого придется на страны Ближнего Востока и СНГ. Очевидно увеличение зависимости Европы от импорта энергоресурсов, в большей степени — природного газа.
Северная Америка продолжит наращивать объемы добычи сланцевого газа и к 2020 году имеет все шансы стать крупнейшим в мире экспортером СПГ. На этом рынке появятся и новые крупные игроки: Австралия, которая к 2020 году обгонит Катар по объему мощностей сжижения, и Восточная Африка. Рост потребления угля в странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии увеличит объемы международной и межрегиональной торговли углем.
Все эти тенденции и будут определять положение России на мировых энергетических рынках в перспективе до 2035 года.
Компании в России активно проявляют интерес к разработке трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ). Как отражен в Стратегии прогноз добычи?
— Текущая добыча нефти на 77 % обеспечивается отбором из запасов крупных месторождений, обеспеченность которыми составляет 8–10 лет. Сумма разведанных и предварительно оцененных запасов легкой нефти составляет более 70 % от общего объема, из них около 20 % — это запасы залежей и месторождений, введенных в разработку в последние 5 лет.
Однако данные природой преимущества российской нефтяной базы заканчиваются. Нужно развивать технологии извлечения ресурсов. «ЭС-2035» предусматривает, что добыча нефти с газовым конденсатом в России в целом за 2010–2035 годы немного увеличится. Легкой нефти не хватит, придется вовлекать в разработку трудноизвлекаемые ресурсы Западной Сибири, в том числе баженовской свиты; тяжелые нефти в Поволжье; трудноизвлекаемые запасы Тимано-Печорской провинции. Активно будут разрабатываться запасы нефти на арктическом континентальном шельфе и в российском секторе Каспийского моря, будет задействован нефтегазовый потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая проекты на континентальном шельфе острова Сахалин.
Для этого потребуется более широкое внедрение методов увеличения нефтеотдачи (третичных и четверичных), освоение новых технологий добычи трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов нефти. Причем некоторые из этих технологий — в том числе добычи нефти на арктическом шельфе — приходится разрабатывать «с нуля». Для этого предусмотрено формирование системы специализированных наукоемких сервисных компаний.
В марте 2014 года в состав РФ вошли два новых субъекта — Крым и Севастополь. Отразится ли это на содержании «Энергостратегии до 2035 года»?
— Безусловно, отразится. Во-первых, необходимо обеспечить надежное энергоснабжение указанных регионов, в ближайшее время сделать их независимыми от энергосистемы Украины. Причем решить эту задачу надо так, чтобы цены остались приемлемыми для потребителей.
Минэнерго России совместно с Правительством Республики Крым и администрацией Севастополя начало проработку плана развития ТЭК Крыма.
В частности, программа развития энергетики полуострова предусматривает:
• модернизацию и строительство объектов генерации на территории Крыма;
• модернизацию и развитие сетевого комплекса Крыма, включая строительство линий электропередач;
• модернизацию газотранспортной системы и подземного хранилища газа, а также новое строительство с учетом перспективных потребностей полуострова Крым;
• расширение и вовлечение в разработку новых нефтегазовых месторождений региона, в том числе шельфовых;
• развитие производства и потребления газомоторного топлива с учетом уникальной экологической среды Крыма.
Все эти мероприятия найдут свое отражение в «ЭС-2035».
Еще одним аспектом, связанным с вхождением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, является введение различных санкций в отношении нашей страны. В ответ наша Стратегия предусматривает ускоренное развитие отечественного энергетического оборудования и технологий, а также диверсификацию направлений российского экспорта энергоресурсов.
Насколько обязательны для выполнения основные положения Стратегии?
— Энергетическая стратегия России утверждается распоряжением Правительства РФ. Ее положения учитываются при разработке стратегий и программ социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документов, служат ориентиром при разработке стратегий компаний ТЭК. Но это не догма. Система мониторинга Стратегии направлена на корректировку текущих ориентиров государственной энергетической политики при сохранении ее главной целевой направленности.
Биографическая справка
Алексей Леонидович Текслер родился 19 января 1973 года в г. Челябинске в семье служащих. В 1995 году окончил Норильский индустриальный институт по специальности «Экономика и управление в металлургии», инженер-экономист.
С 1990 года по 2007 год занимал различные должности в АО «Норильский горно-металлургический комбинат им.А. П. Завенягина» и ОАО «ГМК «Норильский никель», прошел путь от специалиста до генерального директора ООО «Норильский обеспечивающий комплекс», дочернего общества ОАО «ГМК «Норильский никель».
Имеет опыт государственной гражданской службы. В 2008–2009 года — глава администрации г. Норильска. С 2011 года работал управляющим директором — руководителем Красноярской бизнес-единицы ЗАО «Полюс».