26.09.2014 Газета «Знамя», №9 (5736)
Команду уральского турбинного завода этот девиз Томаса Эдисона вдохновляет ежедневно. Поиск лучших оптимальных решений заставляет постоянно двигаться вперед, искать наиболее эффективные технологические решения как для строительства новых теплоэлектростанций, так и для модернизации существующих. о самых интересных примерах разработок, о новых моделях турбин мы попросили рассказать заместителя главного конструктора Уральского Турбинного завода Тараса Шибаева.
— Каков вектор сегодняшних разработок УТЗ?
— Сегодня рынок предъявляет жесткое требование — выпуск турбин с высокой степенью эффективности, высоким КПД. Считаю, что в достижении этой цели нашему заводу удается идти на одном уровне с мировыми производителями турбин.
Конструирование турбин — отрасль очень консервативная, так как собственно в самой турбине довольно трудно найти резервы по увеличению эффективности. Сейчас для нас основным направлением разработок, и надо сказать, что это мировая тенденция, является совершенствование системы регулирования. Мы совершили огромный скачок, уйдя от старых гидромеханических систем к электрогидравлическим (на турбинах УТЗ электроника начала применятся с конца 90-ых гг. – прим.ред.). Кроме того, за последние два года мы значительно расширили объем функций, которые выполняют наши системы регулирования и защиты. Теперь они управляют работой не только турбины, но и вспомогательного оборудования. В ближайшем будущем мы планируем перейти на более совершенные типы исполнительных механизмов.
— Что это дает потребителю?
— В первую очередь, это упрощает работу с турбоустановкой. Если раньше машинист должен был иметь большой опыт и навыки управления турбиной, то сейчас автоматика и электроника позволяет большую часть операций выполнять простым нажатием кнопки. Во-вторых, и это очень важно для энергетики, совершенные системы регулирования минимизируют ошибки, связанные с человеческим фактором. В-третьих, современная автоматика позволяет станциям выполнять требования рынка электрической энергии и мощности и работать в системе нормированного первичного регулирования частоты. Это «высший пилотаж» для энергетиков.
— Что еще, кроме совершенствования систем регулирования, вы сегодня предлагаете заказчику?
— Еще одно из направлений работы — применение современных материалов для изготовления турбин, речь идет как о специальных сплавах для отливки заготовок, так и использовании специальных составов для покрытий.
Кроме того, применение современного программного обеспечения позволяет производить более точный расчет элементов турбин на прочность. За счет этого уменьшается металлоемкость, изыскиваются дополнительные резервы для повышения надежности и эффективности турбины. Не так давно мы стали предлагать заказчикам цельнокованые роторы турбин, они более надежны и долговечны. Сегодня наш станочный парк позволяет обрабатывать роторы в таком конструктивном исполнении. Также благодаря оснащению завода новыми высокопроизводительными станками с ЧПУ нами освоен выпуск новых типов лопаток, в частности лопаток с цельнофрезерованным бандажом, с диафрагмой с фрезерованными каналами.
— Над какими конкретно моделями турбин сейчас работаете?
— Спектр выпускаемых УТЗ турбин чрезвычайно широк. При этом надо отметить, что каждая турбина создается под заказчика, соответственно мы ищем наиболее оптимальные для конкретной ситуации конструкторские и технические решения. И каждый такой проект – ступень вверх. Но есть прорывные, если можно так назвать, проекты, которые выводят конструкторскую мысль на качественно иной уровень. Из таких проектов я хотел бы отметить разработку турбин Т-295/335-23,5 (ведется для Мосэнерго), Т-125/150-12,8 (для Казахстана), турбин для атомных объектов. В этих проектах мы нашли ряд очень необычных для нас конструктивных решений.
К примеру, в проекте турбины Т-125/150-12,8 перед нами стояла очень интересная задача создать теплофикационную турбину, которая не уступала бы аналогичным моделям конкурирующих фирм и на конденсационных режимах. Мы значительно пересмотрели проточную часть, перепрофилировали её, с привлечением научных институтов, разработали новую конструкцию цилиндра высокого давления. В этой турбине будут использованы цельнокованые ротора. Мы рассчитываем, что этот проект будет работать на перспективу, и турбина станет достойной заменой своей предшественницы Т-100.
— УТЗ активно ведет проекты по модернизации ТЭЦ. Речь идет о простой замене вышедшего из строя оборудования или конструкции существенно перерабатываются?
— Сегодня все заказчики после модернизации хотят получить оборудование с повышенными технико-экономические показателями. Все хотят иметь, так называемые, «зеленые» мегаватты, то есть повышение мощности при сохранении расхода пара и, соответственно, топлива. Поэтому модернизация турбины это, я бы сказал, очень творческая конструкторская работа, в которой используются все возможные новейшие разработки. В качестве примера приведу модернизацию турбин серии Т-100 на Усть-Каменогорской ТЭЦ и Павлодарской ТЭЦ-3(на этой станции проект реализуется в настоящее время). После модернизации эти турбины смогут набирать мощность свыше 130 МВт.