22.10.2014 Турбоатом

Генеральный директор завода «Южкабель» Владимир Золотарев:

  • Выстраивание политики кредитно-денежных отношений;
  • Таможенные пошлины
  • Снижение начислений на заработную плату.

— Сейчас правительство целенаправленно уничтожает машиностроение Украины. «Это делается, в частности, за счет того, что государство забирает валютную выручку, а предприятие вынуждено покупать валюту, чтобы приобрести комплектующие и сырье. На этих валютных операциях продукция «Южкабеля» теряет 3 % себестоимости, а значит, мы имеем более слабую позицию на мировом рынке, где чрезвычайно острая конкуренция. Кроме этого, за импортные комплектующие мы платим пошлину, тогда как готовый кабель завозится в страну без пошлин. То есть правительство делает все, чтобы кабельная промышленность в стране упала и никогда не поднялась.

На мой взгляд, в кредитно-денежной политике должны быть решены приоритеты, для отечественных, экспортно-ориентированных предприятий. Если завозится оборудование, нужно не накладывать НДС и все остальные пошлины, которые возмещаются через 3-4 года. Это же дополнительные проценты увеличения стоимости, доходящие до значения в 30 %.

Самое главное – предпринять шаги, чтобы заработную плату как-то оградить от разного рода начислений. Потому что сегодня начисления на зарплату самые высокие, по крайней мере, на Евроазиатском континенте точно. Если у нас они 57 %, то в Европе – 36 %. Подняв зарплату, мы могли бы увеличить рынок сбыта для своей продукции внутри Украины. Ведь люди не будут держать под это деньги, а будут расходовать их.

Генеральный директор Харьковского авиазавода Анатолий Мялица:

  • Доктрина. Поддержка отечественной науки и производителя;
  • Лоббирование вопросов машиностроения.

— Пока в правительстве нет доктрины на развитие промышленности. Нам нужно начать с освоения внутреннего рынка. В Украине достаточно предприятий, которые могут создавать современную авиатехнику, мы можем насытить внутренний рынок и гражданскими самолетами, и военными. Но на мои предложения никто в правительстве не откликается. Например, наши самолеты ХАЗ-30 уже несколько лет используются для подготовки военных летчиков. Мы предлагаем – купите их и продолжайте подготовку, но этого не происходит. А купят самолеты, наверное, в Чехии. Мы производим самолет Ан-140, который мог бы использоваться на трассах между областными центрами Украины. Но и это предложение не находит отклика.

Рынок самолетной продукции заполнен. Я все время конкурирую с двумя самолетами: С-295 и С-227G. Это такие же 10-ти тонники, но являются европейскими самолетами, другая поддержка. Наш самолет выигрывает по четырем параметрам из пяти, это конкурентоспособная продукция. Сегодня мы не просим денег из бюджета. Мы готовы работать на Украину, чтобы страна была экономически сильной. Меньше занимать, больше создавать рабочих мест. Мы можем возродить ХТЗ, Завод им. Малышева при определенной и правильной промышленной политике. Я просто прошу найти во всех программах место для промышленности и машиностроения.

Председатель правления ПАО «ФЭД» Виктор Попов:

  • Минимальный оборонный государственный заказ;
  • Сертификация предприятий согласно международным стандартам;
  • Принятие закона о свободной экономической зоне для высокотехнологических производств и наукоемких технологий;
  • Создание секторальных кластеров.

— Прежде всего, для того, чтобы машиностроение, особенно входящее в ОПК, не упало, необходимо иметь хотя бы минимальный оборонный государственный заказ.

Для развития машиностроения можно использовать разные методы, применяемые в мире, но в Украине пока не задействовали ни один из них. Например, никто не отменял точечные экономические зоны. Проект харьковского технополиса «Пятихатки» утвержден на местном уровне, подан в парламент, но не получилось его принять. Тем не менее, этот закон нужно продвигать. Там предусмотрены льготы для работодателей и для банковской сферы. Нужно также думать о создании секторальных кластеров на базе активных заводов, что позволяет осваивать производство новой техники.

Еще одна проблема, с которой столкнутся наши предприятия – это сертификация согласно международным стандартам. К примеру, авиация сегодня представляет собой глобальную мировую систему, и если нет соответствующего сертификата, то работать в этой системе не выйдет. Но, даже имея сертификат, найти работу практически невозможно, ведь экономические и политические риски все сводят на «нет».

Мы, по инициативе харьковских предприятий и совместно с Юридической академией, разработали Закон о свободной экономической зоне для высокотехнологических приозводств и наукоемких технологий. Утвердив его здесь, мы подали его в Парламент, и надо этот Закон двигать. Потому что в нем предусмотрены, прежде всего, льготы или условия для работодателя и рабочего, банковской сферы. Я уверен, что государство ничего не потеряет, а наоборот приобретет.

И еще хочу предложить создание секторальных кластеров на базе экономически активных предприятий. К примеру, у себя, на базе «ФЭД», мы создали кластер мехатроников, в который входят «Коммунар», ХАИ, предприятия из Запорожья, что позволяет без привлечения дополнительных средств создавать новые образцы авиационной техники.

Заместитель директора по экономическим вопросам ГП завод «Электротяжмаш» Алексей Довгий:

Рынок России.

— Сегодня все умалчивают о России, без которой мы не обойдемся. Мы контролируем 70 % тягового оборудования по российской железной дороге. Это Брянский и Коломенский машиностроительные заводы, Уральские локомотивы, Пенза. То есть мы достигли определенных успехов за последнее десятилетие. Прежде всего, благодаря качеству и цене. Если в этом году в Луганске было заказано 310 секций, то на следующий год заказ составляет всего 98. Плюс, как минимум 20% падает по России, наш завод – это 60 % экспорта в Россию.

Генеральный директор ГП «УкрНТЦ» Энергосталь» Дмитрий Сталинский:

  • Создание украинского банка реконструкции и развития;
  • Наука не должна быть налогоплательщиком в непосредственном виде.

— Модернизируют украинскую металлургию зарубежные компании. Мы получаем, в лучшем случае, разрисовку инжиниринга. У нас есть заказы на модернизацию, но они меньше зарубежных. Так происходит, потому что когда мы выходим на тендер и предлагаем более дешевый вариант модернизации отечественного технологического оборудования, наш европейский визави выходит с Европейским банком под 4 % годовых. Поэтому необходимо создание украинского банка реконструкции и развития, но этот банк должен быть честным.

Если мы хотим успешно загрузить машиностроение, то нельзя везти из-за рубежа сотни тонн элементарных изделий. К сожалению, мы даже вынуждены вкладывать это в наши проекты. Мне так диктует заказчик. А ему, в свою очередь, так диктует зарубежный инвестор.

И я не говорю о том, что мы можем сегодня в Украине сделать машину непрерывной разливки на конкурентном мировом уровне, хотя это разработано в нашей организации, и они работают по нашим лицензиям. Скажем, конвертер «под ключ» мы можем сделать, не выезжая из Харькова. Чтобы не быть голословным, я скажу, что у нас в Дзержинском районе города расположены только инженерные подразделения, а сам завод в Дергачах. Так вот мы в районе – крупнейший налогоплательщик. А во-вторых, разве выгодно государству, чтобы мы платили в год 80 миллионов налогов. Что это даст стране? Лучше, если бы из этих 80 млн. мне оставили бы половину, я готов ответить, куда я их дену. Я обновлю лабораторию в научных подразделениях, куплю лицензионные программы. Нам ничего не надо, ни поддержки, ни помощи. Кроме одного – дайте нам равные условия с зарубежными компаниями. Путь в Европу проложат инженеры и рабочие.

Директор ГП «Укргипротяжмаш» Оксана Сытник:

  • Сохранение кадров, в сегодняшней ситуации;
  • Легализация научных центров;
  • Университет европейского политикума.

— За последние годы в Украине одним из двигателей конкурентоспособности экономики было то, что уровень наших кадров соответствует среднеевропейскому и по образованию, и по опыту, и по способностям, а зарплата наших кадров соответствует среднеафриканским. Это было конкурентоспособным преимуществом нашей страны. Наверное, эта тенденция сохранится и это будет конкурентным преимуществом. Поэтому сохранить кадры, готовые работать в таких условиях – это самое важное. А сделать это можно благодаря системе государственной закупки.

Мы сильно ущемлены в плане информации. Ни на одном предприятии в стране не происходит массовое информирование людей и особенно предприятий о том, как собственно мы можем получить доступ на европейский рынок. Можно получать гранд, рассказывайте, проводите круглые столы, легализуйте научные центры, которые будут информировать людей.

Лоббируешь свои интересы – получаешь деньги либо поддержку. Мы, к сожалению пока это не умеем делать. В Украине созрела необходимость создать университет, который будет учить европейскому политикуму. Без лоббизма не пройдем.

Заместитель генерального директора ОАО «Харьковский тракторный завод им.С.Орджоникидзе» Игорь Лазаренко:

  • Лоббизм машиностроения на зарубежных рынках;
  • Госпрограммы машиностроения.

— Украина вышла на первые места по производству зерновых, масличных культур, что нельзя сказать о сельхозмашиностроении. Нужна сильная агрессивная политика завоевания новых рынков. Это конечно же Африка, Латинская Америка, Средняя Азия, те рынки, которые по емкости огромные. ХТЗ сегодня выпускает так называемые бюджетники. Эта техника обладает надежностью, необходимыми потребительскими свойствами и доступной ценой. Для развития нужно чтобы государство на уровне министерств поддерживало машиностроение. У нас сегодня нет отделов, которые бы поддерживали сельхозмашиностроение.

Если говорить о сельхозтоваропроизводителях, то на западе техника датируется до 70 % стоимости. Где наши госпрограммы?!

И.о. генерального директора ГНПП «Объединение Коммунар» Владимир Тарасов:

  • Государственный заказ;
  • Кооперация между предприятиями.

— Проблемы «Коммунара». Я поддерживаю наших коллег с ФЭДа. Летом у нас была японская делегация. Вначале переговоров они задали вопрос: «Какая доля госзаказа у вас на предприятии». И когда мы ответили — что у нас нет такого заказа, они нас не поняли. Хотелось бы поднять еще больную тему для «Коммунара», взаимоотношения с машиностроительными заводами. У нас половина производства направлено на вагоностроение. Все полки, двери, оконные рамы поездов – все выпускается на нашем заводе. 50 % трудового коллектива сейчас находятся в отпуске за свой счет.

Главный инженер ГП «Завод имени В.А. Малышева» Александр Шейко:

  • Модернизация.

У нас на сегодняшний день такая ситуация: есть много экспортных подписанных контрактов, над которыми завод работает. Но, к сожалению, на сегодняшний момент картина такова, что то крупносерийное производство, которое было построено, а оно строилось по принципу переменно-поточных линий, т.е. «станок-операция». Там работало тысячи специалистов, которые решали эту задачу. Сегодня объемы упали резко, и соответственно те контракты, которые мы имеем, требуют их выполнения, а технологии остались с прошлого века на 95 %. Сегодня мы испытываем постоянные трудности со сроками выполнения имеющихся контрактов.

Вижу сегодняшнее решение только в техперевооружении производства, которое должно поставить завод на новый уровень.

С точно зрения характеристики машин Евросоюза, то мы стоим на одном уровне, но в ценовом вопросе наша продукция несколько дешевле, поэтому более конкурентоспособна. Только финансирование в производство и техперевооружение является выходом в сложной сложившейся ситуации.

Генеральный директор ОАО «Турбоатом» Виктор Субботин:

  • Государственный протекционизм в сфере промышленного производства.

Государство должно оказать поддержку машиностроителям. Важно, чтобы государство на законодательном регуляторном уровне определило приоритетным развитие отечественного машиностроения. Помощь может быть даже не в денежном выражении в виде субсидий: просто нужно дать отечественным машиностроителям возможность выйти на украинский рынок. Для этого правительство может просто и быстро принять ряд мер, которые будут способствовать закупке товаров отечественных производителей, если они аналогичны зарубежным.

Народный депутат Украины VI созыва, кандидат в народные депутаты от партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко:

— Украина стремительно теряет промышленность, в частности, машиностроение. Превращение страны в сырьевой придаток Европы ни к чему хорошему не приведет. Потеряв промышленность, мы потеряем науку, а затем и образование. Это будет иметь страшные последствия для страны. Руководители промышленных предприятий видят это, с болью говорят о проблемах, и подсказывают как выйти из кризиса. Времени для решения проблемы остается все меньше. Время уходит, заводы сокращают производство, увольняют людей, и скоро они выйдут со своими проблемами к власти. Это может случиться уже в январе-феврале.

Всем промышленникам, и даже успешным, нужна государственная поддержка. Страна должна об этом говорить, политики должны кричать, правительство — реагировать. К сожалению, всю опасность сложившейся ситуации руководство страны до конца не оценивает.

Господдержка может иметь разные формы, в прошлом я инициировал льготы авиастроителям. Это огромные по площади предприятия, и для них льготы по земле дали возможность экономить значительные средства, которые они направляли на модернизацию производства. Можно оказать поддержку без финансирования, приняв меры по закрытию рынка для импортных изделий. Можно дать заводам минимальный государственный заказ, а для каждого крупного предприятия разработать отдельную программу поддержки. Так поступают многие страны.

Моя политическая сила в Верховной Раде в первую очередь займется двумя приоритетными направлениями: восстановлением экономики после нынешнего кризиса и восстановлением социальных стандартов. Мы проведем целый блок реформ, которые покажут внутренним и внешним инвесторам, что страна меняется.