25.11.2014 БЕЛТА
Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2030 года. В документе изложены концептуальные положения долгосрочного развития страны, обозначены основные приоритеты и направления деятельности государства и общества. Корреспондент БЕЛТА изучил проект стратегии и попытался представить, какой будет Беларусь в 2030 году.
Согласно проекту стратегии системообразующим блоком функционирования модели должно стать социально ориентированное, экономически эффективное и экологозащитное развитие страны с учетом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.
Главными факторами устойчивого развития называются человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны.
Для обеспечения устойчивого развития модель предусматривает взаимоувязанное, комплексное развитие всех ее элементов на основе соблюдения следующих критериев:
— максимизация роста социальной и экономической эффективности при недопущении ухудшения состояния природной среды;
— рациональное потребление благ и услуг в соответствии с научно обоснованными нормативами;
— соблюдение ограничений на ресурсы всех видов;
— максимальное сохранение экосистем в процессе природопользования на основе обеспечения сбалансированности кругооборота веществ.
Отвечая на вопрос, какой мы хотим видеть Беларусь через 15 лет, авторы проекта стратегии выделили пятнадцать основных пунктов:
1. Беларусь — независимое правовое демократическое государство, сохраняющее свою территориальную целостность и культурно-историческое наследие, участвующее в системе международного разделения труда, обладающее экоэффективными технологиями и знаниями, активно внедряющее инновации.
2. Национальным богатством является человек, для которого созданы комфортные и безопасные условия проживания и труда, развитая социальная инфраструктура, условия для духовного и творческого развития личности.
3. Высокая степень доверия населения страны к государственной власти достигнута благодаря четко отлаженному конструктивному диалогу государство-общество-бизнес, предсказуемости и прозрачности в деятельности органов государственного управления.
4. Основа экономики — конкуренция и современные развитые институты рынка.
5. Сформированы собственные фундаментальные научные школы мирового уровня, что позволяет занять лидирующие позиции по ряду направлений. Белорусская наука станет практико-ориентированной.
6. Республика Беларусь развивается на основе макроэкономической и финансовой стабильности, низкой инфляции, внешнеэкономической сбалансированности, достаточного уровня золотовалютных резервов.
7. Изменена отраслевая структура промышленности, основу которой составляют высокотехнологичные производства и инновационные промышленные кластеры.
8. Энергетическая безопасность страны достигается за счет внедрения энергоэффективных технологий в традиционной энергетике и вовлечения в энергобаланс ядерной энергии.
9. Сельское хозяйство активно использует технологии V и VI укладов. Основу сельскохозяйственного производства составляют крупные агропромышленные холдинги с сырьевыми зонами самообеспечения, специализирующиеся на глубокой переработке сельхозпродукции, кооперирующие с крупными торговыми сетями и создающие собственные логистические и сбытовые сети, в том числе за рубежом.
10. Беларусь будущего — это страна, в которой каждый гражданин может иметь качественное и доступное жилье.
11. Создан комплекс новых видов рыночных услуг. Ускоренными темпами развиваются профессиональные и деловые услуги (информационно-коммуникационные, консалтинговые, маркетинговые, рекламные, туристические, финансовые, аутсорсинг и инсорсинг), а также социальные услуги, повышающие качество жизни населения.
12. Активное использование механизма государственно-частного партнерства позволило создать современную инфраструктуру: высокоскоростные транспортные магистрали, развитую логистическую систему, современные аэропорты мирового уровня.
13. Беларусь целенаправленно реализует концепцию создания цифровой экономики, активно внедряются передовые информационные и телекоммуникационные технологии, создаются «умные города» и сети. Свободный доступ к лучшим информационным базам мира является неотъемлемой частью систем образования и здравоохранения, бизнес-коммуникаций, общения. Создано электронное правительство, что позволило повысить качество услуг для граждан и бизнеса.
14. Система органов местного управления и самоуправления мотивирована в эффективном управлении местными ресурсами и несет ответственность за комплексное развитие своих территорий, гарантирует финансовую самостоятельность регионов.
15. Сформирован и эффективно функционирует «природный каркас» страны в виде национальной экологической сети, элементы которой пространственно взаимосвязаны между собой, а также интегрированы в общеевропейскую экологическую сеть.
Авторы документа полагают, что стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений.
Поставленная стратегическая цель предусматривает два этапа ее реализации. Основной целью первого этапа (2016-2020 годы) является переход к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно-институциональной трансформации с учетом принципов «зеленой» экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения. На втором этапе (2021-2030 годы) планируется переход к сильной устойчивости развития, росту духовно-нравственных ценностей и достижению высокого качества человеческого развития на основе дальнейшего становления «зеленой» экономики, ускоренного развития высокотехнологичных производств и услуг.
Целевым критерием качества человеческого потенциала выступает индекс человеческого развития. В этой связи предстоит решить амбициозную задачу — в мировом рейтинге этого показателя войти в первые сорок стран с очень высоким уровнем человеческого развития (против 53-го места в 2013 году среди 187 стран мирового сообщества).
В качестве целевого критерия конкурентоспособности страны выступает вхождение в тридцатку лидеров по индексу экономики знаний. Критериями качественных структурных преобразований станут сокращение к 2030 году в два раза разрыва производительности труда со среднеевропейским уровнем; повышение доли высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП (до 8-10% в 2030 году); снижение энергоемкости ВВП за 2016-2030 годы — на 35%.
Критерием оценки создания благоприятной бизнес-среды является 30 позиция Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка Doing business (против 57 позиции в отчете 2014 года).
Рост экспортного потенциала страны должен стать основой для обеспечения внешнеэкономической сбалансированности экономики и положительного сальдо платежного баланса, достаточного уровня золотовалютных резервов, устойчиво безопасного уровня внешнего долга. Критериями реализации данного приоритета являются рост доли белорусских товаров на мировом рынке и выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами.
Согласно проекту концепции, необходимы действенные механизмы экологизации национальной экономики, способствующие улучшению охраны окружающей среды и рациональному природопользованию, развитие экологического образования и совершенствование управления субъектами хозяйствования с целью повышения их ответственности за обеспечение экологической безопасности, минимизацию возможного вреда, наносимого природной среде экономической деятельностью, стимулирование их к увеличению уровня использования отходов в качестве вторичного сырья.
Ожидаемыми результатами реализации намеченных задач в контексте трех основных компонент устойчивого развития станут:
— увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 77 лет;
— рост ВВП за 2016-2030 годы в 1,5-2,0 раза;
— достижение ВВП на душу населения к 2030 году $30-39 тыс. по ППС (против 17,6 в 2013 году);
— повышение затрат на научные исследования и разработки — до 2,5% от ВВП в 2030 году;
— рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды — до 2-3% к ВВП в 2030 году;
— сокращение объемов выбросов парниковых газов на 15% по сравнению с 1990 годом.
Проект национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года
<…> 2.4 Развитие топливно-энергетического комплекса
2.4.1 Основные направления развития ТЭК
Стратегической целью развития топливно-энергетического комплекса является удовлетворение потребностей экономики и населения страны в энергоносителях на основе их максимально эффективного использования при снижении нагрузки на окружающую среду.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию задач, включающих:
– модернизацию и развитие генерирующих источников энергосистемы, электрических и тепловых сетей путем внедрения высокоэффективного оборудования, применения современных передовых технологий с выводом из эксплуатации менее экономичного и устаревшего оборудования;
– диверсификацию видов и поставщиков топливно-энергетических ресурсов при формировании топливно-энергетического баланса страны с увеличением объемов их хранения;
– максимально возможное с учетом экономической и экологической целесообразности вовлечение в топливный баланс собственных топливно-энергетических ресурсов;
– финансовое оздоровление энергоснабжающих организаций.
Критериями достижения поставленных задач станут:
– снижение доли доминирующего вида топлива (природного газа) в валовом потреблении ТЭР с 60 процентов в 2013 году до 52 процентов в 2030 году;
– уменьшение доли доминирующего поставщика энергоресурсов (России) в общем импорте ТЭР с 98 процентов в 2013 году до 75 процентов в 2030 году;
– замещение в топливном балансе 5 млрд. куб. м импортируемого природного газа и снижение уровня выбросов парниковых газов на 7-10 млн. тонн в год после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС;
– повышение уровня энергетической самостоятельности страны (отношение объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению ТЭР) с 14,5 процентов в 2013 году до 18 процентов в 2030 году.
На первом этапе (до 2020 года) развитие ТЭК будет нацелено на повышение энергоэффективности действующих ТЭЦ и развитие неуглеродной энергетики.
Приоритетными задачами в этот период являются:
– реконструкция и модернизация действующих и замена выбывающих мощностей с внедрением инновационных энергоэффективных технологий;
– завершение модернизации нефтеперерабатывающих заводов и увеличение производства светлых нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью;
– формирование оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и его интеграция в общий электроэнергетический рынок государств – членов ЕАЭС.
В целях решения поставленных задач предусматривается:
– внедрение парогазовых газотурбинных и газопоршневых технологий для производства электрической и тепловой энергии с КПД не менее 57 процентов;
– ввод в эксплуатацию 2 блоков Белорусской АЭС суммарной мощностью порядка 2400 МВт, строительство объектов на местных видах топлива;
– увеличение глубины переработки нефти с 73,7 процентов в 2014 году до 92 процентов в 2020 году;
– разработка и принятие Закона Республики Беларусь «Об электроэнергетике;
– обеспечение прозрачности затрат на всех стадиях производства, передачи (транспортировки), распределения и продажи электрической, тепловой энергии и природного газа;
– разработка нормативных правовых актов, стимулирующих использование местных видов топлива.
Предстоит реализовать инвестиционные проекты:
в традиционной энергетике:
– создание ПГУ-35 МВт на Гомельской ТЭЦ-1;
– реконструкция Минской ТЭЦ-3 с заменой выбывающих мощностей;
– реконструкция турбин №3 и №4 с применением современных парогазовых технологий (установка ГТУ-25 МВт) на Могилевской ТЭЦ-1;
в возобновляемой энергетике:
– строительство Полоцкой ГЭС (21 МВт) и Витебской ГЭС на реке Западная Двина;
– строительство ветроэнергетического парка в районе н.п. Грабники Новогрудского района;
– строительство на территории Ельского района генерирующего объекта «Гомель II» общей максимальной установленной электрической мощностью до 14,31 МВт, площадки «Ельск» по выработке электроэнергии на основе естественного солнечного излучения;
– строительство на территории Брагинского района генерирующего объекта «Гомель II», площадки «Брагин II», расположенной западнее д. Соболи, по выработке электроэнергии на основе естественного солнечного излучения;
в нефтепереработке:
– строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков в ОАО «Мозырский НПЗ»;
– строительство комплекса замедленного коксования нефтяных остатков в ОАО «Нафтан».
В добыче топливно-энергетических полезных ископаемых особое внимание будет уделено исследованию и разработке высокопроизводительных информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства.
В долгосрочной перспективе (2021–2030 годы) основной целью развития ТЭК станет повышение энергетической самостоятельности страны за счет вовлечения в энергобаланс ядерного топлива, развития ветро-, гидро-, гелио- и геотермальной энергетики. Акцент будет сделан на развитие возобновляемых источников энергии. Предстоит расширить сотрудничество в рамках СНГ с Европейским союзом, Китаем, международными организациями, способствующее трансферту технологий и системных решений в области энергоэффективности и использования ВИЭ.
Планируется, что общий рынок углеводородов ЕАЭС будет создан к 2025 году. Это позволит государствам – членам ЕАЭС обеспечить координацию своих действий и повысить за счет этого конкурентоспособность на мировом рынке, а также получать продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Основными направлениями развития ТЭК станут:
в ветроэнергетике:
– строительство ветропарков с крупными установками единичной мощностью не менее 1 МВт и поэтапной локализацией данного производства;
в гидроэнергетике:
– реконструкция и модернизация малых гидроэлектростанций, строительство гидроэлектростанций на крупных реках. В случае экономической и экологической целесообразности возможно строительство гидроаккумулирующей станции для регулирования потребления электрической энергии после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС;
в использовании биогаза:
– создание биогазовых установок на животноводческих комплексах, в производстве пищевых продуктов, полигонах отходов в крупных городах, а также его технологическое применение. Использование биогаза должно осуществляться как для производства электрической и тепловой энергии, так и на различных видах транспорта и в быту (газификация деревень). Планируется организация производства отечественных биогазовых установок;
в солнечной энергетике:
– использование гелиоводонагревателей и различных гелиоустановок для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и бытовых целях, а также применение энергии солнца для выработки электроэнергии;
в геотермальной энергетике:
– внедрение тепловых насосов, в том числе за счет установления дифференцированных по зонам суток тарифов, создания в республике производства отечественных тепловых насосов (отдельных компонентов к ним).
Кроме того, планируется строительство энергоисточников на древесном топливе и локализация производства оборудования (узлов, деталей, конструкций) для них. Реализации подлежат также проекты по использованию других видов источников возобновляемой энергии, в том числе отходов растениеводства, твердых коммунальных отходов, биодизельного топлива, топливного этанола.
В целях достижения поставленных задач необходимо:
– увеличение государственных инвестиций в энергетические инновации посредством финансирования НИОКР;
– проведение политики, направленной на устранение неэкономических барьеров, обеспечение прозрачных, предсказуемых и гибких стимулов для развития возобновляемой энергетики;
– содействие интегрированию чистых энергетических технологий в энергосистему путем поддержки таких технологий, как умные электрические сети (SmartGrids);
– создание условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в энергетику. Инвестора, в первую очередь, интересуют гарантии устойчивого возврата инвестиций, приемлемый уровень цен на возобновляемую энергию и адекватный уровень инвестиционных рисков, при котором сроки реализации проектов позволяют инвесторам возместить вложенные средства.