08.02.2016 Портал внешнеэкономической информации
Обанкротившееся строительство сибирской электростанции «Полярная», по всей вероятности, оплатят налогоплательщики. Чешский экспортный банк, который на неудачный проект чешской компании PSGодолжил 6,8 млрд. крон (по нынешнему курсу – 279,8 млн. долл. США), намерен покрыть убытки путем госдотации в объеме 3,8 млрд. крон (156,3 млн. долл. США). При этом сам банк прикрыл денежные потоки в Сибирь из-за обмана со стороны российских поставщиков.
Если Чешский экспортный банк не получит денег, то своих собственных средств у него не хватит и Чешский национальный банк (Центробанк) теоретически может запретить ЧЭБу работать дальше. Это могло бы поставить под угрозу финансирование иных чешских инвестиционных проектов за рубежом, поэтому с большой вероятностью государство залатать дыру в бюджете ЧЭБа.
Генеральный директор ЧЭБа Карел Буреш пока оставляет данную ситуацию без комментариев. Аналогичным образом ведет себя глава наблюдательного совета Мартин Прос и Министр финансов Андрей Бабиш, чью ведомство является в Чешском экспортном банке мажоритарным акционером.
Ранее у ЧЭБа было несколько крупных провалившихся сделок. Однако «Полярная» имеет свои особенности. Если ранее банк «направлял» неудавшиеся проекты в ЭГАП, то на сей раз с сестринской организацией возникли проблемы.
Общество по гарантированию и страхованию экспорта приняло решение, что из 6,8 млрд. крон ЧЭБ получит только 1,3 млрд. крон (53,4 млн. долл. США). Сокращение страхового возмещения на 80% было обусловлено принципиальными сомнительными моментами, которые идут вразрез со страховым договором.
Прошлым летом ЭГАП подал заявление в суд на неизвестного виновника. По мнению специалистов общества, ни кредит, ни его страхование, по всей вероятности, не могли иметь места: отправка миллиардных сумм в Сибирь стала возможной только потому, что кто-то из руководства Чешского экспортного банка изменил договор после его подписания.
Результатом изменений в контракте стало отсутствие у электростанции договора с российскими регионами, которые бы гарантировали выкуп электроэнергии по выгодным ценам. Кроме того, российский инвестор должен был владеть земельным участком под электростанцию. Однако теперь оказалось, что земля находится в долгосрочной аренде, что в значительной степени ослабляет залог и усложняет взыскание.
Заявления в суд имеют место и на российской стороне. Вся проблема с финансированием возникла тогда, когда российские субпоставщики начали жаловаться, что не получают денег. Финансовые средства, которые чешская фирма PSGдавала российскому партнеру за проведение большей части наземных работ, потерялись.
Весь проект обанкротился даже несмотря на то, что за полярный круг было поставлено технологическое оснащение в размере свыше 2,5 млрд. крон (102,8 млн. долл. США). Не помогло и личное вмешательство президентов обеих стран.