25.12.2017 Газета ТГК-14 «Энергия Забайкалья и Бурятии» №4 (52)
Ответственность
– Алексей Анатольевич, Вы 24 года работаете в одной компании, начав карьеру с машиниста-обходчика. Сейчас Вы – генеральный директор. Не надоело на протяжении десятилетий заниматься, по сути, одним и тем же?
– Вы считаете работу энергетика скучной? Категорически с Вами не согласен. Из английского языка в русский пришло выражение «можно вечно смотреть на три вещи: как горит огонь, течет вода и работает другой человек». Так вот, каждый день, да что там день, круглосуточно, круглогодично мы занимаемся тем, что переводим энергию из одного состояния в другое. Только вдумайтесь в смысл нашей работы. Из неодушевленной энергии топлива, которое поступает на станцию, мы делаем энергию для уютной и комфортной жизни людей. Как может быть скучной работа по управлению энергией?
– Получается, что работники энергетической отрасли необыкновенные люди, которые научились управлять энергией?
– На наших предприятиях работают действительно необыкновенные люди, преданные своей профессии. Энергичные, ответственные, добросовестные и надежные. Потому что ответственность у нас огромная. Семь теплоэлектростанций, 52 котельных, сотни километров трубопроводов, пять тысяч человек персонала. Это только то, что можно выразить в цифрах. А за всем этим стоит уют и комфорт жизней сотен тысяч жителей Республики Бурятия и Забайкальского края. И вот это посчитать уже невозможно. Просто невозможно даже представить себе цену ошибки в нашей работе, когда от неправильного решения могут пострадать эти люди. Поэтому права на такое решение, права на ошибку у нас нет.
Есть понимание
– Алексей Анатольевич, вот так плавно от праздничной темы мы перешли к реалиям жизни. Уходящий год, чем он запомнился для компании?
– Во-первых, раз уж мы производственники, то поговорим о техническом переоснащении. Начнем с Республики Бурятия. На Улан-Удэнской ТЭЦ-1 мы начали реализацию проекта стоимостью почти в полмиллиарда рублей. Планируем в рамках инвестиционного проекта полностью заменить выработавшую свой ресурс паровую турбину №6. Вместо нее установим более современную турбину с противодавлением марки ПР-30-90/10/1,2. Все работы будут произведены в соответствии с программой в сфере теплоснабжения Улан-Удэ, утвержденной правительством Республики Бурятия. Особо хотелось бы отметить, что в Екатеринбурге на Уральском турбинном заводе, работы по изготовлению агрегата уже начались. В следующем году начнем строительно-монтажные работы и на самой станции. В 2019 году турбина будет установлена. Реализация проекта позволит улучшить технико-экономические показатели работы станции и значительно повысить надежность энергоснабжения столицы Республики Бурятия.
На Читинской ТЭЦ-1 реализуется не менее значимый инвестиционный проект. Здесь с 1965 года эксплуатируется турбоагрегат №1. Сами понимаете, что за полвека он практически выработал свой ресурс. В уходящем году заключен договор с ПАО «Силовые машины» «Ленинградский металлический завод» на поставку турбины ПР-60-90 и разработку проектно-сметной документации. В настоящий момент выполняется разработка проектно- сметной документации, проводятся обследования и изыскания. Осенью следующего года ждем поставку первого оборудования, тогда же начнем его установку. Реконструкция позволит повысить экономичность работы и увеличит тепловую мощность станции. Что немаловажно, проект позволит снизить экологическое воздействие на окружающую среду. Ведь перевод турбины на противодавление это одно из самых эффективных решений в современной теплоэнергетике. Это позволит значительно сократить потребление охлаждающей воды. Годовой забор воды из озера Кенон после реконструкции уменьшится на 11 миллионов кубических метров воды, что значительно сократит тепловое влияние ТЭЦ на озеро. И, кстати, стоимость проекта составляет более 600 миллионов рублей.
– Говоря об итогах года, Вы сказали «во-первых». А что во-вторых?
– Во-вторых, это взаимодействие и понимание со стороны органов власти в регионах присутствия в решении серьезных задач по обеспечению энергобезопасности и Забайкальского края, и Республики Бурятия. Осенью мы принимали участие в первом Байкальском региональном инфраструктурном форуме. На его площадках обсуждалось множество самых разнообразных проблем, связанных с энергетикой Республики Бурятия. Но, пожалуй, самым главным вопросом, вынесенным на широкое обсуждение, стал проект реконструкции или, будем говорить откровенно, достройки Улан- Удэнской ТЭЦ-2.
Понимаете, в чем необычность ситуации? Республика Бурятия в плане энергоснабжения регион самодостаточный. А вот ее столица Улан-Удэ по численности населения единственный в Сибири и на Дальнем Востоке город, не сбалансированный с точки зрения электроэнергетики. Если вдруг произойдет любая авария на ЛЭП, снабжающих город, или произойдет их перегрузка из-за низких температур, то быстро осуществить переток электрической мощности не удастся. Это автоматически приведет к тому, что придется сливать теплоноситель, чтобы не разморозить всю систему. И, соответственно, город придется эвакуировать.
– Какая-то мрачная картина, даже не хочется ее представлять. Неужели нет выхода из создавшейся ситуации?
– Согласен, представлять не хочется, но нужно быть готовыми к любому повороту событий. Выход из ситуации, пожалуй, только один – реконструкция Улан-Удэнской ТЭЦ- 2 и выход ее на новые мощности, как по электрической, так и тепловой энергии. Стоимость такого проекта составляет порядка 33 миллиардов рублей. Это огромная сумма, и без государственной поддержки такой масштабный проект невозможно реализовать собственными силами. Но попасть в программу финансирования в рамках договоров поставки мощности мы не можем, так как, повторюсь, электрических мощностей Республики Бурятия хватает. Получается замкнутый круг, и в одиночку энергетикам его не разорвать. И вот на площадках БРИФа мы и получили поддержку нашего проекта от руководства региона. Проектом заинтересовался и Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов. Нами отправлен в Министерство энергетики России пакет документов с обоснованием строительства двух энергоблоков на Улан-Удэнской ТЭЦ-2. Думаю, совместно с руководством Бурятии мы сможем сдвинуть дело с мертвой точки.