23.03.2010 «Восточно-Сибирская Правда» №39

Энергетики обновляют оборудование электростанций

Программа надёжности ОАО «Иркутскэнерго» в этом году существенно расширилась. Затраты на ремонт оборудования станций и сетей увеличились приблизительно на 30%. Выполнение программы находится под надзором государства, которое с начала года ужесточило контроль ремонтных работ на энергообъектах. Параллельно власти вместе с энергетиками и учёными ведут подготовку Концепции надёжности электроэнергетики РФ. Одним из основных вопросов документа остаётся вопрос о том, как правильно оценивать состояние оборудования станций, которые снаружи старые, но новые внутри.

Большой ремонт

В 2010 году «Иркутсэкнерго» намерено инвестировать в надёжность своих объектов 3,4 млрд. рублей, сообщил заместитель генерального директора по производству энергии – главный инженер Евгений Новиков.

«В связи с кризисом мы перенесли часть работ с 2009 года, поэтому сейчас программа расширилась», – уточнил он. Только ремонтные затраты в этом году превысят прошлогодние примерно на треть. Программа, по словам Новикова, включает масштабную подготовку ТЭЦ, в частности замену поверхности нагрева на котлах. «В следующем отопительном сезоне ожидается рост потребления энергии, поэтому требования к тепловой генерации растут», – пояснил он.

В рамках повышения надёжности системы энергетики продолжают проект «Малый юг» по соединению систем теплоснабжения Иркутска и Ангарска. Предусмотрены также вложения в тепловые сети в Братске, Усолье-Сибирском, Черемхове. «Меняем целые участки, делаем новые типы изоляции, чтобы потом 30–40 лет к ним не возвращаться», – уточнил Новиков. В программе надёжности, по его словам, традиционно заложены работы по электрике – замена релейных защит на станциях и перевод управления станциями на автоматические цифровые системы.

Серьёзный блок мероприятий относится к топливоподаче. Как рассказал Новиков, нынешняя зима показала, что энергетикам и угольщикам предстоит решить много проблем в этом вопросе. «Особое внимание в программе уделено Ново-Иркутской ТЭЦ. На эту станцию сейчас максимальная нагрузка, работают практически все котлы, идёт постоянная подача топлива и съедание угольного склада», – отметил главный инженер «Иркутскэнерго». <…>

По старым правилам

«Мы ожидали, что по результатам расследования аварии на СШГЭС сильно изменится нормативная база. Появится что-то вроде противоаварийных циркуляров с конкретными предписаниями, которые в советское время присылало Минэнерго. В этот раз пока всё остановилось на разговорах о вибрационном состоянии гидроагрегатов», – рассказал Евгений Новиков. По его словам, требования надзорных органов пока не изменились, поскольку нормативно-техническая база осталась прежней – «свод законов, по которому живут технари». «Пока в этой ситуации больше нашего творчества. Мы делаем многое сверх того, что предусмотрено действующими правилами, в частности те же системы вибромониторинга», – добавил Новиков.

Единственное, в чём после катастрофы в Хакасии государство изменило правила, – это ужесточение контроля со стороны системного оператора. «Минэнерго хочет показать своё участие и использует этот ресурс. Уже сейчас системный оператор отслеживает запасы топлива, которые должны быть не ниже нормы, – сообщил Евгений Новиков. – Под контроль взяты и ремонтные программы на станциях. Если энергетики решат изменить сроки и номенклатуру программы, то придётся объясняться на очень высоком уровне. Речь ведь идёт о социальной ответственности и жизнеобеспечении населения».

«Срок службы можно продлевать до бесконечности»

В будущем государство, вероятно, усилит свой контроль за надёжностью объектов и введёт обязательный мониторинг состояния оборудования. Минэнерго РФ уже инициировало разработку новой Концепции надёжности электроэнергетики РФ, посчитав недостаточными существующие меры по обеспечению надёжности станций после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Разработкой документа занялась комиссия во главе с директором Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН Николаем Воропаем. «Общий анализ состояния объектов энергетики необходим, поскольку этими вопросами последние двадцать лет никто не занимался и отработанной системы мониторинга нет», – уверен он. По словам Евгения Новикова, предстоит прежде всего оценить ситуацию с балансом энергопотребления в разных регионах. «В Сибири большая зависимость от воды. К примеру, выработка на Ангарском каскаде может колебаться от 40 млрд. до 60 млрд. киловатт-часов. То есть 20 млрд. кто-то должен выработать, если будет малая вода», – добавил он.

Одна из основных тем концепции – как правильно оценивать состояние производственных фондов. Только проверять дату выпуска было бы неверным. Существуют и пятидесятилетние котлы, которые постоянно ремонтируются: от них почти ничего «своего» не осталось, потому что все части уже поменяли. При этом по экономике работы к котлам претензий нет. Как подтвердил заместитель руководителя Прибайкальского управления Ростехнадзора Илья Стёпкин, установленный заводами-изготовителями срок службы оборудования (в частности по ГЭС – не менее 30 лет) лишь определяет срок его безаварийной эксплуатации, но не является окончательным. При регулярных ремонтах и заменах отдельных узлов оборудование может работать ещё достаточно длительное время. «Знаете, учёные Всесоюзного теплотехнического института в одном очень уважаемом журнале написали, мол, бытует мнение, что физический ресурс оборудования в электроэнергетике исчерпан и, того и гляди, завтра начнутся массовые разрушения. На самом деле срок службы оборудования можно продлевать до бесконечности при условии своевременного и качественного технического диагностирования и ремонта, – сказал Новиков. – Такого принципа мы и придерживаемся, уходить в глобальные замены, в том числе и на ГЭС, не видим смысла».

Leave a Reply