20.01.2021 Журнал Интер РАО «Энергия без границ», №6 (65), декабрь 2020 — янв 2021
Отбор проектов модернизации ТЭС на 2026 год удалось провести с пятой попытки, отделив от конкурса по газовым турбинам.
Отбор проектов модернизации ТЭС с использованием не выпускаемых пока в России газовых турбин должен был стать
одним из ключевых событий на отечественном энергорынке
в этом году. Регуляторы решили совместить его с ординарным
конкурсом на модернизацию, который должен был состояться
1 апреля. Однако пандемия коронавируса и разногласия об условиях
отбора ПГУ-проектов вынуждали власти четырежды переносить
оба конкурса. В итоге 1 декабря «Системный оператор» объявил
результаты планового отбора проектов модернизации на 2026 год
(КОММод-2026), в ходе которого были выбраны проекты мощностью
3,8 ГВт. Таким образом, суммарно за первые пять лет действия
федеральной программы будет обновлён 21 ГВт мощностей, вложения генераторов окажутся в разы меньше прогнозных – менее 250 млрд рублей. А отбор проектов с использованием ПГУ отложен в пятый раз – к весне регуляторы и сектор должны договориться о ценовых условиях надстройки ПСУ газовыми турбинами.
Весной этого года власти планировали провести третий отбор проектов в рамках программы модернизации ТЭС. В ходе двух предыдущих конкурсов регуляторы обкатывали методику отбора и корректировали их правила «на ходу». Первый отбор ожидаемо прошли наиболее простые и наименее затратные проекты обновления: расходы на реализацию 30 проектов модернизации суммарной мощностью 8,6 ГВт составили 61,6 млрд рублей. Дополнительно по квоте Правительственной комиссии по развитию
электроэнергетики, составлявшей в тот момент 15% от объёма первой трёхлетки (11 ГВт), было отобрано ещё 15 проектов мощностью чуть менее 1,8 ГВт. Несмотря на меньший объём, расходы по ним даже превысили конкурсную часть и составили 63,5 млрд рублей.
Впрочем, суммарные капзатраты на программу модернизации в 2022–2024 годах (125,1 млрд рублей) всё равно оказались в три раза ниже прогнозных – 374 млрд.
То, что в секторе найдутся игроки, которые будут недовольны результатами конкурса, было понятно ещё до его проведения. Главным итогом стартового отбора, проведённого в апреле прошлого года, в кабмине сочли произошедшее снижение прогнозных расходов
на 30–40%. Но после объявления результатов ТГК-2 предложила пересмотреть их из-за того, что основной объём «залповой» квоты оказался распределён между конденсационными станциями (ГРЭС),
а не ТЭЦ. Власти не стали останавливать процесс, но приняли решения пересмотреть критерии конкурса, а также разово увеличить квоту правкомиссии на 2025 год и отменить её на последующих конкурсах. В результате на втором конкурсе, состоявшемся в прошлом сентябре, для проектов обновления ТЭЦ существенно выросла: из 25 отобранных заявок (4 ГВт) 20 касались ТЭЦ и ГРЭС, несущих теплофикационную нагрузку. Суммарные расходы на эти проекты оцениваются в 32,9 млрд рублей. Модернизация в 2025 году оборудования на 16 электростанциях (2,8 ГВт), выбранных по финальной квоте правкомиссии, обойдётся ещё в 50,5 млрд рублей. В ходе второго отбора средний удельный CAPEX всех проектов 2025
года вырос на 1,5%. Но, как указывал тогда аналитик «ВТБ Капитал» Владимир СКЛЯР, удорожание произошло в основном из-за объектов, победивших на общем конкурсе. Удельные капзатраты таких проектов увеличились на 15%, а по квоте правкомиссии, наоборот, снизились на 49%. При этом средняя стоимость проектов по-прежнему оставалась низкой – более чем вдвое меньше прогнозных значений.
ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ ТОРМОЗЯТ ПРОЦЕСС
Таким образом, после отбора проектов на первые четыре года 10-летней программы между генераторами было распределено 208,5 млрд рублей при прогнозном показателе в 490,5 млрд. В начале этого года «Совет рынка» переоценил затраты на программу модернизации, снизив оценку с 1,8 млрд до 1,3 млрд рублей. К этому моменту ключевым вопросом программы стало применение парогазовых установок (ПГУ), надстройка которыми действующих паросиловых
блоков позволяет существенно повысить эффективность и рентабельность традиционной генерации. Газовые турбины до сих пор не производятся в России, в настоящий момент отечественные (прежде всего «Силовые машины» Алексея МОРДАШОВА) и иностранные (Siemens, General Electric) компании пытаются развернуть их собственное или локализованное производство. Потенциальные производители обещают наладить серийный выпуск ПГУ к середине 2020-х годов. Но пройти отбор в рамках действующих
условий программы модернизации проекты с использованием газовых турбин не могут – они всегда будут дороже любого проекта обновления ПСУ.
Заявив о необходимости создания отечественных ПГУ как одного из важных элементов энергобезопасности страны, власти решили создать условия для обкатки такого оборудования. В условиях экономии средств на первых отборах регуляторы объявили о проведении одновременно с КОММод-2026 специального конкурса проектов с применением экспериментальных (инновационных) газовых турбин отечественного производства – КОММод-ПГУ. Под него внутри программы модернизации была выделена квота
на 2026–2028 годы в 2 ГВт.
В связи с тем, что результаты КОММод и спецконкурса газовых турбин должны быть учтены в традиционном ежегодном конкурсном отборе мощности (КОМ), сдвоенный отбор по программе модернизации был назначен на 1 апреля. К этому времени правительство должно было определить условия спецконкурса, основным оказался ценовой вопрос. Первый перенос сроков выглядел логичным – страну к этому времени как раз накрыла первая волна пандемии COVID-19, президент Владимир ПУТИН объявил
в России период «нерабочих дней», у кабмина были более насущные проблемы. КОММод-2026 и КОММод-ПГУ последовательно переносились на 1 июля, 1 сентября, 1 октября и 1 декабря. Всякий раз решения об очередной сдвижке оформлялись или накануне, или в день истечения нормативных сроков, то есть на финальном этапе подачи ценовых заявок. К осени стало понятно, что ключевая проблема – в турбинном отборе: предложенные регулятором финансовые условия не устраивали игроков рынка. Проводить конкурс было бессмысленно – генераторы дали понять, что не будут
подавать заявки из-за заниженных ставок. В ноябре ситуация усугубилась из-за кадровой ротации в энергетическом блоке правительства: глава Минэнерго стал вице-премьером по ТЭК, отобрав часть полномочий у Юрия Борисова, освободившееся кресло занял глава «Русгидро» Николай Шульгинов. В этих условиях
чиновники услышали мнение сектора и согласились разделить КОММод-2026 и КОММод-ПГУ. Основной конкурс с пятой попытки состоялся 1 декабря, что открыло путь для проведения КОМа на этот же год. А спецотбор КОММод-ПГУ отложен до весны, сроки реализации проектов сдвинуты на год – теперь предполагается, что эти модернизированные мощности вернутся на рынок в 2027–2029 годах.
«ИНТЕР РАО» НЕ ОТДАЁТ ЛИДЕРСТВА
Вечером 1 декабря «Системный оператор ЕЭС» опубликовал результаты третьего отбора проектов в рамках программы модернизации. В 2026 году поставки потребителям должны будут возобновить 15 энергоблоков суммарной мощностью 3804,8 МВт, из которых 169,8 МВт составит прирост мощности. В первой ценовой зоне (1 ЦЗ, Центр и Урал) отбор прошли восемь проектов суммарной мощностью 3019,9 МВт (прирост – 144,9 МВт); во второй (2 ЦЗ, Сибирь) – семь проектов на 784,9 МВт (прирост – 24,9 МВт).
Уже по традиции почти половину разыгранных мощностей забрало «Интер РАО»: в программу пришли пять проектов компании (четыре в 1 ЦЗ и один – в 2 ЦЗ) суммарной мощностью 1749,9 МВт, или 45,9%
всего объёма. Проект обновления второго блока Пермской ГРЭС «Интер РАО» на 850 МВт оказался крупнейшим отобранным на 2026 год.
По одному проекту в 1 ЦЗ также реализуют «Юнипро» (второй блок Сургутской ГРЭС-2, 830 МВт), «Т Плюс» (125 МВт в Удмуртии) и ТГК-16 (100 МВт в Татарстане). Кроме того, в список генераторов, обновляющих мощности в 1 ЦЗ, вошла «Сибирская генерирующая компания» (СГК), основная деятельность которой ранее была сконцентрирована в 2 ЦЗ. Выкупив у «Энел Россия» угольную Рефтинскую ГРЭС, структура СГК – «Кузбассэнерго» – выиграла право обновления блока на 315 МВт. Это пока единственный проект модернизации угольной генерации в 1 ЦЗ: 41 проект, выбранный на конкурсах на 2022–2026 годы в Центре и на Урале, касается газовых
мощностей.
При этом в Сибири под модернизацию пока попадают исключительно
угольные энергоблоки. Помимо проекта ТГК-11 «Интер РАО» на 100 МВт, в 2 ЦЗ в 2026 году будет реализовано ещё шесть модернизационных проектов. «Иркутскэнерго» через дочернюю БЭК
получила право обновить 150 МВт на Иркутской ТЭЦ-10, остальные пять проектов (534,9 МВт) приходятся на долю СГК. Относительно минимальных цен первого отбора (так называемый показатель экономической эффективности, по сути, одноставочная цена
на энергию после модернизации (LCOE)) максимальные ставки на втором конкурсе в 1 ЦЗ выросли на 30%, но на третьем снизились на 7,2%. Если в 2022– 2024 годах показатель составлял 1600–1782,77 рубля за 1 МВт•ч, то в 2026 году вилка составляет 1796,77–1930,35. В Сибири прирост от минимального LCOE (вилка первого отбора 1640,13–
2227,07) угольной генерации на втором конкурсе составил 31,6%, в 2026 году максимальный показатель вырос ещё на 12% (2229,02–2416,84). Самым дешёвым на КОММод-2026 оказался проект обновления Ново-Стерлитамакской ТЭЦ БГК, самым дорогим – обновление 200 МВт Томь-Усинской ГРЭС СГК.
«По итогам отборов фактический капекс составил примерно 35% от учтённого в прогнозе, при этом капекс проектов в среднем на 20% ниже предельно допустимого капекса для таких проектов исходя из заявленного состава работ», – заявили в «Совете рынка».
Как подсчитали в регуляторе, суммарные вложения в проекты модернизации 15 энергоблоков мощностью 3,8 ГВт в 2026 году составят 40,115 млрд рублей против прогноза в 125,4 млрд. Таким образом, общие вложения генераторов в обновление мощностей в первую пятилетку реализации федеральной программы составят
248,615 млрд рублей, что позволит обновить около 21 ГВт мощностей.
Стоит отметить, удельные капзатраты на модернизацию в 2026 году составили лишь чуть более 10,5 тысячи рублей за 1 кВт установленной мощности против прогнозного показателя почти в 30,5 тысячи. Для сравнения средние удельные капзатраты по проектам на 2022 год составляли 5,3 тысячи рублей за 1 кВт, на
2023 год – 7,2 тысячи, на 2024 год – 8,5 тысячи. При этом обновление угольной генерации в Сибири по-прежнему обходится более чем вдвое дороже модернизации газовых ТЭС в центральной России.
ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ ПРЕДСТОИТ УМЕСТИТЬ В «КАЛЬКУЛЯТОР»
Первые отборы на 2022–2025 годы были стартовыми и интересовали экспертов рынка «сами по себе», так как правила постоянно обсуждались и корректировались. В этом году в центре внимания оказался именно «газотурбинный отбор», стандартный КОММод не
предвещал сенсаций. Но в сентябре стало понятно, что очередная сдвижка сроков отбора (тогда с октября на декабрь) обусловлена дискуссией о стоимости энергоблоков на экспериментальных газовых турбинах средней (от 65 МВт) и большой (от 100 МВт) мощности. Максимальный CAPEX был определён на уровне в 70 тысяч рублей за 1 кВт, но стоимость проекта складывается из разных мероприятий, каждое из которых также имеет ограничение по цене. После детальных расчётов участники рынка пожаловались на слишком низкую общую цену проектов и попросили проводить индексацию по каждому мероприятию. Минэнерго предлагал ввести индексацию на уровне 1,5, Минпромторг – 2, «Силмаш» настаивали на увеличении
индекса до 2,7.
«Дискуссия важна, так как от её исхода напрямую будет зависеть – придут ли инвесторы с машиностроителями на отбор, будет ли конкуренция и в итоге будут ли созданы условия для создания локализованных отечественных газовых турбин», – указывал «Совет производителей энергии» в обращении, опубликованном в СМИ в ноябре.
Энергетики предложили «не пороть горячку», провести конкурс в части ПСУ 1 декабря, так как никаких разногласий об условиях его проведения на рынке фактически не было. Соблюдение сроков КОММод необходимо не только для последующего проведения КОМа на 2026 год, но и для того, чтобы генкомпании успели законтрактовать оборудование и своевременно вернуть генерацию на рынок. Относительно отбора с использованием инновационного отечественного оборудования подобных опасений на рынке не было. Его необходимо перенести «на первый или второй квартал», чтобы выработать нормативную базу, балансирующую интересы ФОИВов, генераторов, потребителей и машиностроителей.
«Очередная версия проекта постановления, которая размещена на
regulation.gov.ru, не отвечает тем требованиям, которые генераторы высказывали, и те запросы, которые направляли в адрес вице- премьера и министра энергетики, не в полной мере нашли отражение в актуальной редакции постановления. Ключевое из расхождений находится в части удельных капитальных затрат. Само постановление содержит лимит в 70 тысяч рублей, но его невозможно выбрать по калькулятору. В настоящий момент есть движение, есть работа, которая делается по актуализации этого калькулятора», –
заявил 13 ноября член правления, руководитель блока стратегии и инвестиций «Интер РАО» Алексей Маслов.
Несмотря на эти разногласия, «Системный оператор ЕЭС» 13 ноября
начал приём заявок и на КОММод-2026, и на КОММод-ПГУ. Спустя неделю регулятор сообщил, что на этапе сбора технических параметров получил 22 заявки на модернизацию с использованием ПГУ на 2027–2028 годы. Но участие в первом, техническом, этапе отбора не гарантировало, что его энергетики продолжат участвовать в конкурсе и подадут ценовые заявки 30 ноября – 1 декабря. В этой ситуации о логичности переноса КОММод-ПГУ стали говорить и рыночные аналитики. Проведение отборов при отсутствии заинтересованности со стороны генераторов снизит уровень конкуренции, отмечал Владимир СКЛЯР.
«Целью КОМмод-ПГУ является поддержка отечественных производителей турбин, создание истории бесперебойной операционной работы экспериментальных турбин и повышение покупательской уверенности в качестве оборудования, сроках реализации и долгосрочной надёжности турбин. В этих условиях ограничения, накладываемые калькулятором стоимости
проекта через лимиты на индивидуальные работы, выглядят технической заминкой, мешающей достижению поставленных целей. Проводить конкурс КОММод-ПГУ сейчас – без решения этих
проблем – значит существенно сузить конкуренцию на отборе. Перенос срока отбора за границы решения проблем со стоимостью индивидуальных работ – в интересах всех: и производителей оборудования, и потребителей», – полагал г-н СКЛЯР.
Доводы сектора услышали в правительстве, но это, как всегда, произошло в последний момент. В середине ноября источники в кабмине сообщили, что решение о переносе КОММод-ПГУ на весну и сроков реализации проектов на 2027–2029 годы принято на уровне двух вице-премьеров Юрия БОРИСОВА и Александра НОВАКА. Впрочем, официальные документы были подписаны только 30 ноября, а опубликованы – за несколько часов до истечения срока подачи ценовых заявок на оба отбора. В итоге «Системный оператор» вечером 1 декабря обнародовал результаты КОММод-2026 и «забыл»
о конкурсе газовых турбин до весны. Пока новым ориентиром для проведения отбора ПГУ в секторе называют 1 апреля. Но точная дата будет зависеть от скорости, с которой представители отрасли и чиновники смогут согласовать условия отбора, которые устроят все заинтересованные стороны.