12.10.2021 Энергетика Беларуси №20 (471)

Менее двух месяцев назад проектное научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «Белнипиэнергопром» возглавил новый руководитель – Виктор Владимирович ЮШКЕВИЧ.

Это далеко не новый человек для института – в «Белнипиэнергопром» Виктор Владимирович с 2009 г., работал ведущим инженером, заместителем главного инженера проекта, главным инженером проекта, а также заместителем директора по производству.

В беседе с корреспондентом «ЭБ» Виктор Юшкевич рассказал о положении дел в институте, о задачах на ближайшую перспективу, применяемых новых технологиях в проектировании и зарубежных проектах.

– Виктор Владимирович, что изменилось в работе института с момента вашего прихода сюда 12 лет назад?

– За все эти годы на предприятии произошли большие изменения – институт основательно продвинулся в своем развитии. На мой взгляд, главное, чего удалось достичь, – это внедрение 3D-проектирования объектов. Общие трехмерные модели, которые сегодня создаются нашими специалистами, помогают избежать различных коллизий во время проектирования и строительства, благодаря чему процесс возведения идет быстрее и более совершенно.

Также нельзя не отметить инновационное развитие в части технических решений по объектам. На сегодняшний день техника и технологии шагают семимильными шагами, поэтому в своей деятельности институт старается применять такие подходы, чтобы не отставать от развития и совершенствования самого оборудования, и нам это удается. Мы активно используем самое современное программное обеспечение. Прежде всего, это автоматизированная система расчетов, nanoCAD, Aveva E3D, Revit, Autodesk 3ds Max, Architecture, Engineering & Construction Collection, CREDO, программы для расчета трубопроводов на прочность и самокомпенсацию, программы для обработки результатов наблюдений за осадкой зданий и сооружений и многие другие.

Также мы разрабатываем множество схем теплоснабжения для наших городов, это у нас полностью делается в программе Zulu. Программно-расчетный комплект Zulu и ее модуль ZuluThermo позволяет моделировать режимы работы тепловой сети, анализировать аварийные ситуации, оценивать эффективность мероприятий по модернизации и перспективному развитию систем централизованного теплоснабжения.

В 2021 г. вышел модуль для расчета годовых тепловых потерь специально для Республики Беларусь в соответствии с действующим ТКП, который нами уже закуплен и осваивается. Все необходимое для нас программное обеспечение, которое появляется на рынке, мы стараемся осваивать, приобретать порой недешевые лицензии. Еще мы успешно внедрили автоматизацию делопроизводства, контроля выпуска документации, графиков выдачи взаимных заданий. Отмечу, что мы пошли не по закупке известного элемента на рынке, а наняли компанию, которая написала эту программу специально для нас, под нашу специфику, схему и отделы.

– А какой проект, реализованный в этот период времени, вы считаете наиболее значительным?

– В мою бытность главным инженером проекта одним из ключевых объектов предприятия было строительство ПГУТЭЦ 450 МВт в Ярославле. Объект является знаковым, так как его возведение начиналось «с нуля», с абсолютно «чистой» площадки. Это не была реконструкция или модернизация, а новое строительство полноценной ТЭЦ со всеми вспомогательными зданиями и сооружениями. Вся работа по проектированию, от задумки до генерального плана и компоновки, была за институтом. Именно здесь наши специалисты, не зажатые в рамках действующего корпуса, воплотили все свои задумки для создания максимального удобства при эксплуатации объекта. Подобранное оборудование полностью отвечало всем требованиям ПАО «ТГК-2». Когда в 2017 г. мы приехали на пуск объекта, то слышали только слова благодарности. Поэтому я в самом деле очень горжусь им, равно как и весь институт.

– На каких белорусских объектах сегодня заняты сотрудники предприятия?

– Как вы знаете, сегодня главной задачей отрасли является интеграция Белорусской АЭС в энергосистему. В прошлом году было введено много электрокотлов – на Гродненской ТЭЦ-2, Березовской ГРЭС, Минской ТЭЦ-4, Минской ТЭЦ-3, Минской ТЭЦ-2, Лукомльской ГРЭС, Могилевской ТЭЦ-2, Бобруйской ТЭЦ-2 и так далее – над каждым из этих проектов работал институт, и все они уже успешно эксплуатируются. А на сегодняшний день главными объектами в энергосистеме для нас являются пиково-резервные энергоисточники, совместно с компанией Siemens РУП «Белнипиэнергопром» занимается всеми четырьмя объектами. Следует отметить, что со вводом БелАЭС меняются балансы мощности в республике, и одной из ключевых задач для института является анализ состава действующего оборудования на станциях совместно с заказчиками. Также одним из ключевых объектов, не связанных с интеграцией БелАЭС в энергосистему, является реконструкция Минской ТЭЦ-3. Немаловажными можно назвать объекты по реконструкции, модернизации и замене тепловых сетей. В ближайшую пятилетку замене подлежит большой объем тепловых сетей, и нам совместно с РУП «БЕЛТЭИ» задачу по их проектированию необходимо выполнить.

– Каково ваше участие на зарубежных рынках?

– На данный момент мы обладаем большим пакетом действующих договоров в Российской Федерации. Нами ведется работа по следующим объектам: комплексная замена паровых турбин ТГ-3 и ТГ-2 на Смоленской ТЭЦ-2, комплексная замена паровой турбины ТГ-8 Тамбовской ТЭЦ, реконструкция Тамбовской ТЭЦ со строительством нового здания ГЩУ, реконструкция ПГУТЭЦ 450 МВт в г. Ярославле (осуществление авторского надзора за строительством береговой насосной станции и работы по внесению изменений в проектную документацию), энергообеспечение объекта «Иркутский завод полимеров» ООО «Иркутская нефтяная компания» (котельная и водоподготовка), водоподготовка для нужд комплекса замедленного коксования ПАО «Орскнефтеоргсинтез», производственно-отопительная котельная с парком жидкого топлива ООО «Афипский НПЗ», разработка рабочей документации по проекту «Рудник «Заполярный», комбинированная отработка оставшихся запасов вкрапленных руд месторождения «Норильск-1».

Также мы работаем над большим и амбициозным проектом в Российской Федерации «Балтийский химический комплекс», а именно разрабатываем рабочую документацию по объекту «Водопроводные очистные сооружения в составе объектов общезаводского хозяйства газохимического комплекса в составе Комплекса переработки этансодержащего газа» и по объекту «Комплексные промышленные очистные сооружения в составе объектов общезаводского хозяйства газохимического комплекса». Мы активно сотрудничаем с казахскими коллегами. В Казахстане недавно была принята программа перевода угольных станций на газ, и они заинтересованы в наших услугах.

– Какие требования к проектным организациям сегодня предъявляют заказчики?

– Как я уже говорил, сегодня большое внимание уделяется трехмерным моделям. Еще пять лет назад заказчик относился к ним несерьезно, сегодня уже понимается их важность и необходимость. Одни из главных преимуществ 3D-моделей – наглядность и гибкость. Заказчик может внести предложения по изменению проекта, сроков службы оборудования и его плановых ремонтов. К слову, в следующем месяце институт закупит новые 3D-сканеры, и при выездах для обследования мы будем делать подробную трехмерную съемку объектов. Эти сканеры – не из дешевых, но уверен, что они себя окупят и дадут необходимый эффект. Все чаще становятся востребованным инжиниринг под ключ, особенно на российском рынке. Мы серьезно размышляем над этим, но пока у нас нет таких ресурсов. Не исключено, что со временем мы к этому придем, но на ближайшую пятилетку такие цели не ставим.

– Если говорить о ближайшей перспективе, какие новые направления деятельности планируется развивать на предприятии?

– В связи с покупкой 3D-сканеров мы хотим рассмотреть геодезическое направление и в перспективе включить в состав института отдельное подразделение по выполнению данных работ. Оно понадобится нам на любом объекте, как на тепловых сетях, так и на электрических станциях. Также сейчас ходят разговоры о перспективах создания майнинг-ферм, и мы тоже изучаем это направление. Если в будущем появятся такие объекты, мы с удовольствием поучаствуем в их реализации.

– Постепенно технологические процессы автоматизируются, а вовлеченность в них людей минимизируется. Как вы думаете, сможет ли робот в будущем заменить проектировщика?

– Думаю, что все-таки нет. В проектировании чаще всего необходимо нешаблонное креативное мышление, которого на сегодняшнем этапе развития у машины нет. На данный момент в проектировании не обойтись без творческого подхода, ведь не бывает двух одинаковых объектов, для нас каждый объект индивидуален и имеет свои нюансы.

– Что цените в своем коллективе?

– В первую очередь хотелось бы отметить сплоченность. Я на самом деле очень горжусь нашим коллективом. Все прекрасно осознают, что мы – одна команда, и, если один винтик из этой системы убрать, это скажется на работе всего механизма. Без преувеличения скажу, что сегодня каждый работник института – это высококвалифицированный специалист. Не менее ценно, когда у работника есть стремление совершенствоваться. Приятно видеть, что более опытные сотрудники охотно помогают молодым специалистам разобраться в проблемных вопросах. Например, в нашем отделе строительных конструкций есть три подразделения, между которыми разделены все объекты. И если одно из подразделений уже закончило свой объект, оно всегда придет на помощь коллегам, у которых близится срок сдачи. В нашем деле без взаимовыручки, чувства долга и ответственности действительно не обойтись. Поэтому с уверенностью могу сказать, что люди – это наш золотой фонд.