19.11.2021 РСМД
В сентябре–октябре 2021 г. перебои в подаче электроэнергии были зафиксированы более чем в 20 провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения КНР (далее — провинции). В большинстве регионов они затронули промышленные предприятия и коммерческие организации. Были введены ограничения на кондиционирование помещений и наружное освещение. В северо-восточных провинциях Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян отключения начались без предупреждения, причем они затронули даже общественно-значимые объекты (не работали светофоры, давала сбой система водоснабжения). Последнее совершенно нетипично для Китая, где электроэнергетика функционирует так, чтобы максимально защищать население и предприятия социальной сферы от возможных технологических и экономических шоков.
С учетом включенности Китая в глобальные цепочки создания стоимости влияние энергетического кризиса ощущалось как в КНР, так и за рубежом на предприятиях в самых разных отраслях (от автомобилестроения и производства смартфонов до выпуска картонных упаковок).
В сообщениях СМИ неслучайно упоминается, что настолько масштабных и продолжительных отключений электроэнергии не было в Китае уже около 10 лет. Действительно, за это время на фоне исчерпания ресурсов старой модели развития в этой стране происходили структурные преобразования в экономике и промышленности, стали замедляться темпы роста ВВП. В результате снизились и темпы роста потребления электричества, сократилось количество часов эксплуатации генерирующего оборудования. Крупнейшая по установленным мощностям и объему производства электроэнергии система в мире в последние годы характеризовалась наличием избыточных мощностей. Таким образом, ситуация, сложившаяся в электроэнергетике страны после окончания острой фазы пандемии, совершенно нетипична для электроэнергетики конца 2010-х гг.
Вместе с тем нельзя сказать, что осенний кризис 2021 г. стал абсолютной неожиданностью. Проблемы с энергоснабжением отмечались в Китае и в конце 2020 г. Кроме того, летом 2021 г. в отдельных провинциях Китая происходили отключения электроэнергии и проводились мероприятия по перераспределению нагрузки на сеть.
Сравнительный анализ факторов, повлиявших на формирование кризисных явлений в 2011 и 2021 гг., позволяет обнаружить целый ряд совпадений. Подобные параллели, с одной стороны, указывают на возможный циклический характер этих явлений, обусловленный колебаниями цен на энергоносители и экономическими процессами. С другой стороны, они свидетельствуют о том, что за 10 лет, несмотря на многочисленные реформы в отрасли, ключевые противоречия так и не были решены. В Китае по-прежнему не хватает гибкости ни в вопросах диверсификации структуры генерации для минимизации угроз энергетической безопасности, ни в механизмах ценообразования в условиях незавершенного перехода к рынку, ни в подходах к управлению и реализации директив центра на местах.