03.10.2022 Энергетика и промышленность России

После того как зарубежные компании покинули российский рынок, отрасль энергомашиностроения оказалась в весьма невыгодном положении. Производители газовых турбин в полной мере ощутили степень своей зависимости от западных компонентов и встали перед вопросами: как от этого уйти и чем заменить? Конечно, процесс замены небыстрый, и участникам отрасли буквально до основания приходится разбирать современное российское энергомашиностроение, чтобы понять, каких же деталей не хватает в этом сложном пазле и как их создать?

Фото с сайта geh-sgt.ru

Как в текущих реалиях производить газовые турбины, как их обслуживать собственными силами, максимально продлевая им «жизнь», и каковы перспективы этого рынка, эксперты обсудили на LXIX научно-технической конференция по проблемам газовых турбин.

Как пояснил на сессии президент ОАО «ВТИ», член комиссии РАН по газовым турбинам Гурген Ольховский, главная задача отрасли сейчас — наладить производство внутри страны и не зависеть от сторонних поставщиков.

«Практика последних лет привела к тому, что мы фактически утратили отрасль турбиностроения, предпочитая закупать все за рубежом. Серьезный урон нанесен и в целом всему энергомашиностроению в стране. Восстановление этих направлений должно стать политикой нашего правительства, поскольку отражается на жизненном уровне населения страны, его существовании и независимости.

Сейчас на российских ТЭЦ стоят паровые турбины, спроектированные еще 50 и 70 лет назад. И меняют их на устаревшее оборудование, потому что это дешевле. Если говорить о перспективах, нам нужно ежегодно выпускать по 10–15 турбин. Но пока у производств хватает мощностей лишь на две турбины в год. Такие объемы проблему не решат — турбины не окупятся. Вместе с тем, я понимаю, что вопрос этот достаточно сложный, ведь мы говорим об организации заводского изготовления. Быстро такой процесс наладить непросто».

Нужна кооперация

Как отметили в компании «ИЦ Газотурбинные технологии», вопрос производства турбин в значительной степени зависит от состояния станкостроения и машиностроения. Энергомашиностроителям не хватает оснащения оборудованием. В стране его попросту не у кого купить.

В «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» отмечают нехватку необходимых компонентов.



Гурген Ольховский, президент ОАО «ВТИ», член комиссии РАН по газовым турбинам:
«Если говорить о перспективах, то нам нужно ежегодно выпускать по 10–15 турбин. Но пока у производств хватает мощностей лишь на две турбины в год. Такие объемы проблему не решат — турбины попросту не окупятся».


«На всех предприятиях нашего холдинга стоят иностранные турбины и полноценно обслуживать их, без использования зарубежных компонентов, просто невозможно. Остро стоит вопрос производства турбинных лопаток — в России их сейчас не выпускают. Основная проблема энергомашиностроения — производство элементов горячего тракта. Это технологии, до которых иностранные коллеги допускали нас в последнюю очередь. Им выгоднее было не обучать нас этому, а продавать нам втридорога.

Еще одна проблема — вопросы закупочной политики. Каждый раз мы вынуждены проводить конкурсы и определенные согласования. Нередко это приводит к абсурдным ситуациям, когда в стране есть лишь один производитель деталей и мы готовы на сотрудничество, но по закону вынуждены проводить конкурентную процедуру.

Тем не менее к текущему моменту мы уже освоили ремонт частей горячего тракта. Начали переходить на собственные системы управления больших газовых турбин и делаем акцент на поддержании их работы. Сейчас у нас есть успехи в самостоятельном обслуживании турбин, значительно снижены затраты на эти процессы. Но отрасли сегодня нужны кооперации, не просто в виде договоров и кластеров, а в виде отдельных компаний с четкими компетенциями»,– заявил генеральный директор «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» Александр Рогов.

Восстановить разрушенное

Однако производство лопаток для газовых турбин планируют восстановить совсем скоро. Об этом рассказал генеральный конструктор компании «Силовые машины» Александр Ивановский. Ранее «Силовые машины» производили газовые турбины совместно с немецким концерном Siemens, который в мае 2022 года покинул российский рынок. Однако сейчас завод «Современные технологии газовых турбин» (СТГТ, ранее «Сименс технологии газовых турбин») продолжил работу, несмотря на уход иностранного инвестора.

«Мы понимаем, что создание газовых турбин в России требует дооснащения производства. Сейчас мы создаем центр по заготовке лопаток для газовых турбин большой мощности. Мы уже отливаем их, и постепенно это производство наращиваем. Инвестиции на данный проект получены, и про лопаточный аппарат полноценно можно будет говорить уже в следующем году. В перспективе мы будем обслуживать и те турбины, которые создаем. Но для понимания дальнейшего развития отрасли необходима кооперация и площадка для нее», — уверяет Александр Ивановский.


Александр Рогов, генеральный директор «Газпром энергохолдинг индустриальные активы»: «Мы начали переходить на собственные системы управления больших газовых турбин и делаем акцент на поддержании их работы. Есть успехи в самостоятельном обслуживании турбин, также значительно снижены затраты на эти процессы».


Как подтвердил главный конструктор по ГТУ для электростанций и объектам их применения «ОДК-Авиадвигатель» Даниил Сулимов, кроме того что у отечественных компаний появилось желание приобретать турбины мощностью до 25 мВт, появился спрос на новые турбины и замену оборудования западных производителей.

«Сегодня мы и сами ищем партнеров по изготовлению деталей для газовых турбин. У нас был оплачен ряд станков, но из-за рубежа мы их не получили. Так что вопрос покупки похожего оборудования в России для нас актуален. Мы видим, что проблема увлечения западными турбинами приводит сегодня к непредсказуемым результатам.


Даниил Сулимов, главный конструктор по ГТУ для электростанций и объектам их применения «ОДК-Авиадвигатель»: «Неожиданно свалился огромный заказ авиационных двигателей, из-за чего справляться с задачей производства газовых турбин стало сложнее. И если раньше мы искали заказчиков, то сегодня, если вы решите заказать у нас турбину, придется ждать до 2024–2025 года».


Также после введения западных санкций на нас неожиданно свалился огромный заказ авиационных двигателей, из-за чего справляться с задачей производства газовых турбин стало сложнее. Если раньше мы искали заказчиков, то сегодня, если вы решите заказать у нас турбину, придется ждать до 2024–2025 года»,– объяснил Даниил Сулимов.

Для отрасли сохраняются и всевозможные меры поддержки. «Все субсидии, которые действовали в прошлые годы, остаются. В Петербурге наиболее популярная программа сейчас — компенсация по лизинговым платежам: предприятие может компенсировать 50% лизинговых платежей за предыдущий год из бюджета города. Это безвозмездные средства, их объем — до 20 млн руб. В 2021 году основной упор был сделан на привлечение инвестиций в промышленность, и за год мы увидели беспрецедентный рост средств в отрасли. Однако наблюдается нехватка персонала для промышленности, и мы фактически в ручном режиме занимаемся подготовкой кадров», — поделился заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Алексей Яковлев.

Вектор возможного развития

В «Газпром ВНИИГАЗ» подчеркнули, что вопросы энергетической эффективности и экологичности до настоящего момента регулировались финансированием и являлись второстепенными. Сейчас же ситуация меняется: происходит удорожание природного газа, что требует повышения эффективности эксплуатации газокомпрессорных станций. Наблюдается дефицит отечественного газотранспортного оборудования и задела крупных инновационных технико-технологических решений; системная перестройка маршрутов и объемов транспортировки газа; диверсификация продуктов транспортировки.


Алексей Яковлев, заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга: «В 2021 году основной упор был сделан на привлечение инвестиций в промышленность, и за год мы увидели беспрецедентный рост средств в отрасли. Однако наблюдается нехватка персонала для промышленности, и мы фактически в ручном режиме занимаемся подготовкой кадров».


В целом же специалисты сходятся во мнении, что сегодня необходимо решать вопросы экологической политики, старения и разгрузки «старых» газотранспортных систем, унификации технологий и оборудования, создания и применения нового оборудования. Но главное — это уход от импортозависимости. Однако как быстро этот процесс удастся осуществить, эксперты пока не могут однозначно спрогнозировать.