22.03.2024 Энергетика и промышленность России

Резкий рост стоимости оборудования может стать главной проблемой реализации программы модернизации тепловых станций, рассчитанной на 2022–2031 годы. Стоимость некоторых деталей увеличилась более чем на 200%.Анализируя промежуточные итоги выполнения программы по обновлению действующих ТЭС, Министерство энергетики заявило о возможном ее продлении примерно на 10 лет. Как отметил глава ведомства Николай Шульгинов, соответствующее решение может быть принято до конца текущего года.

Цели и задачи

Программа модернизации тепловых электростанций в РФ была запущена правительством в соответствии с поручением Президента РФ. Она рассчитана до 2031 года и предполагает обновление 46,5 ГВт генерирующих мощностей. Часть из них — 43 ГВт — должна быть модернизирована в ценовых зонах (европейская часть РФ и Урал, Сибирь), часть — 3,5 ГВт — в неценовых. Первые объекты вышли на оптовый рынок в начале 2022 года — были запущены энергоблоки Костромской ГРЭС, Омской ТЭЦ-4 и Невинномысской ГРЭС. По итогам 2022 года энергетики ввели в строй 2,3 ГВт обновленных станций, а к концу 2023 года — еще 2,2 ГВт. В начале текущего года начали работать модернизированные энергоблоки Гусиноозерской, Костромской и Пермской ГРЭС, входящих в Группу компаний «Интер РАО».

Согласно данным Минэнерго, на текущий момент реализованы уже 24 объекта на 5,2 ГВт.

Программа претворяется в жизнь за счет платежей оптовых потребителей энергии, а гарантированная доходность инвесторов составляет 14% годовых от проекта. Проекты, как ожидалось, должны были окупиться за счет повышенных платежей потребителей за мощность в течение 15 лет после запуска.

За срыв проектов модернизации предусмотрены штрафные санкции, размер которых может составлять от 30% до 45% в зависимости от объектов обновления и запланированного объема работ.

Правительство РФ в апреле 2022 года в рамках мер поддержки предоставило энергокомпаниям до конца года право сдвигать запуски проектов модернизации старых ТЭС без объяснения причин. Компания может сдвинуть запуск максимум на год, но кабмин оставил за собой право увеличить отсрочку.

По обозначенным ранее условиям программы все проекты модернизации разделены на категории в зависимости от мощности объекта, масштаба замены оборудования и так далее (для каждой категории обозначены эталонные затраты). В ходе работ модернизируются турбины, котлы и генераторы, если они выработали нормативный ресурс не менее чем на 125%, а их загрузка за предыдущие два года составляла не менее 60%. После проведения модернизации ТЭС должна работать в рынке не менее 15–20 лет.

Цена вопроса

Основной проблемой в деле обновления действующих ТЭС стала финансовая составляющая. Выступая на форуме «Электро-энергетика России: вызовы, стоящие перед отраслью, и потенциал для дальнейшего развития», директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации Андрей Максимов в качестве примера привел данные нескольких конкурентных отборов мощности новых генерирующих объектов (КОМ НГО — механизм конкурсного отбора инвесторов для строительства новых электростанций, который гарантирует окупаемость проектов за счет повышенных платежей за мощность).

По механизму КОМ НГО уже состоялось три отбора и сейчас идет четвертый.

«Первый отбор — Сакская ПГУ, мощностью 120 МВт. Стоимость — 36 млрд рублей. Второй — ТЭС Ударная. Ее мощность чуть больше 500 МВт, цена вопроса — 98 млрд рублей. Третий отбор — ТЭС в Бодайбинском районе Иркутской области на 550 МВт. Стоимость уже составляет 597 млрд рублей. Да, последний проект достаточно масштабен по сравнению с предшествующими, но цифры роста стоимости объектов весьма показательны и наглядно демонстрируют, как же сильно за несколько последних лет увеличилась стоимость оборудования, используемого производителями, — подчеркнул Максимов. — И тут не на кого попенять, поскольку это был конкурсный отбор, приходили разные участники и нельзя сказать, что они были готовы сильно упасть в цене. Потому что, для того чтобы снизить стоимость, оборудование где-то надо было купить дешевле, а сделать это в нынешних условиях невозможно».

По его словам, последний отбор сейчас идет по Сибири. Речь об объекте мощностью 1220 МВт и сумме в 1 трлн 438 млрд рублей.

Оборудование — камень преткновения

Многократный рост стоимости продукции энергетического машиностроения и сервисного обслуживания энергетического оборудования на сегодняшний день являются основной проблемой для участников программы модернизации ТЭС. Свои оценки уже сделали Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго вместе с производителями. И хотя цифры у ведомств несколько разнятся, но общий вывод очевиден — цены для многих стали неподъемными.

«Если ФАС оценивает рост стоимости оборудования в 37–47%, то мы делали отдельно детальную раскладку и получили другие данные. Так, достаточно дорогими стали ремонтные работы — рост составляет от 30 до 180%, увеличились затраты на сервис газотурбинного оборудования — от 45 до 177%. Рост цен на котлы угольные — 240%, на котлы газовые — 120%, замена паровой турбины — рост 77%, оборудование для перевода с ПСУ на ПГУ выросло в цене на 85%, а генераторы — на 71%», — подчеркнул Максимов, добавив, что речь идет о стандартном оборудовании, а не о каких-то уникальных инновационных разработках.

По словам спикера, принимая во внимание колоссальный рост стоимости оборудования, необходимого для проведения модернизации, говорить о возможном снижении цен на электроэнергию в перспективе не приходится.

Наказать нельзя простить

В феврале 2024 года Минэнерго сообщило, что в ведомство обратились энергокомпании с потенциальными отказами от 17 проектов модернизации на более чем 2 ГВт. Причина, которая заставляет их рассматривать такую возможность, вызвана в первую очередь проблемами с оборудованием.

В одних случаях речь идет о непоставках в обозначенные сроки, в других — о росте стоимости оборудования, который в принципе делает проекты убыточными до такой степени, что генерирующие компании готовы полностью отказаться от их исполнения, помня о суровых штрафных санкциях. Понятно, что подобные ситуации требуют альтернативных вариантов решений.

Еще весной 2023 года «Совет производителей энергии» (СПЭ) просил предоставить генерирующим компаниям возможность без штрафов выходить из проектов модернизации ТЭС, если резко выросли затраты на проект, а компания смогла предоставить подтверждающие это документы. В ту пору речь шла о 13 проектах общей мощностью 1,5 ГВт.

Тогда же в Минэнерго пообещали рассмотреть предложения энергокомпаний. Но предупредили, что не стоит ждать их одобрения в дефицитных районах (в том числе в Иркутской области).

Возможные судебные разбирательства осложнят общую ситуацию и могут привести к банкротству предприятий-изготовителей, а предусмотренные штрафы станут тяжелой ношей для генерирующих компаний.

Эксперты убеждены, что отсрочка будет востребована многими участниками программы. Актуальность она потеряет, как только отечественные машиностроительные компании смогут стабилизировать производство и оптимизировать каналы поставок компонентов, с которыми возникли сложности после ухода с российского рынка поставщиков вспомогательного оборудования. Вместе с тем, маловероятно, что цены снизятся.

Продолжению быть

Несмотря на возникающие трудности, действующая программа модернизации ТЭС будет выполнена — в этом ранее представители Минэнерго заверили корреспондента газеты «Энергетика и промышленность России», комментируя текущую ситуацию и возможность второго этапа программы. Но даже если придется переносить сроки завершения обновления того или иного объекта, это не окажет негативного влияния на российскую энергетическую систему, обладающую достаточным запасом прочности.