20.11.2024 ТАСС
Глава Камчатки — о туристических ценах, регулировании бизнеса и развитии малой авиации на полуострове
В 2024 году власти Камчатки добились роста экономики, ужесточили миграционное законодательство, столкнулись с кризисом вертолетных перевозок и сделали ключевые шаги в реализации флагманского туристического проекта «Три вулкана». О том, как будет выглядеть Камчатка для жителей полуострова и о туристических ценах, о регулировании бизнеса и о развитии малой авиации на полуострове рассказал в интервью ТАСС глава региона Владимир Солодов.
<…>
Возвращение к советским энергопроектам
— Тема развития энергетической инфраструктуры стала ключевой на прошедшем Восточном экономическом форуме. Президент поручил уже до 1 марта 2025 года подготовить предложение по техническому обеспечению альтернативных источников энергии. Какие предложения будут у Камчатки?
— Камчатка уже сегодня один из флагманов в стране по возобновляемым источникам энергии: каждая третья лампочка на полуострове горит за счет них. Помимо энергии за счет ветра и солнца, у нас есть и дополнительные уникальные возможности. В первую очередь, это геотермальная энергетика, которой мы активно занимаемся. В 2024 году впервые с 70-х годов была вновь пробурена дополнительная скважина на Паужетском месторождении.
Паужетская ГеоЭС
Паужетская ГеоЭС — геотермальная электростанция с прямым использованием пара. Установленная мощность электростанции — 12 МВт. Геотермальный теплоноситель добывается из скважин, пробуренных на месторождении.
Также в отрасль активно идут инвестиции частных игроков. В частности, один из лидеров рынка добычи полезных ископаемых «Зарубежнефть» отрабатывает на Камчатке технологии бурения скважин под термоминеральную воду. Также в разработке и другие прорывные стратегические проекты. Мы активно прорабатываем вопрос строительства приливной электростанции, которая будет задействовать в качестве источника энергии перепады высот прилива. Они у нас на севере Охотоморского побережья максимальны в мире, и в перспективе это может быть очень серьезным драйвером развития всей экономики Камчатки и Дальнего Востока. Необходимо решить вопрос с логистикой электроэнергии, потому что на ту расчетную мощность, а она превышает 100 ГВт, мы не создадим потребителей в безлюдной части севера Камчатского края и Магаданской области. Задача в том, чтобы обеспечить ее логистику либо через «зеленый водород», либо другим путем, используя современные технологические достижения. Уверен, что в стратегической перспективе выход будет найден и этот проект будет одним из драйверов развития экономики Камчатки.
Если говорить о недропользовании в целом — это объективно один из драйверов экономики региона. При этом моя позиция заключается в том, чтобы ограничивать и геологоразведку, и добычу в местах сопряжения с ключевыми туристическими локациями. Особенно это касается проектов золотодобычи. На полуострове, в нетуристических местах, продолжается добыча рудного золота, есть перспектива в новой разведке.
— Вы подписали постановление, запретившее мигрантам работать в сферах образования, питания и торговли. Также на 2025 год распространится другой запрет — на работу мигрантов в сфере такси. Скажите, к каким социальным изменениям привели эти ограничения? Как эти решения отразятся на ситуации на рынке труда полуострова?
— По моему убеждению, долгие годы миграционная сфера работала практически без правил. И сегодня власти и страны в целом, и на местах взялись за ее регулирование. Эффект дают не ограничения, а простое наведение порядка: проверка экзаменов на знание русского языка, проверка документов и законности нахождения в России. И есть очень важная инициатива, которая сейчас обсуждается, она сводится к одному простому тезису: трудовой мигрант должен прибывать в Россию по приглашению работодателя, а работодатель должен нести ответственность за его занятость, выполнение всех требований законодательства и после окончания трудовых отношений гарантировать, что приезжий сотрудник возвращается в страну происхождения без ассимиляции. Эти логичные правила, к которым мы сейчас идем, я уверен, дадут свой эффект.
Конечно, возникнут и сложности, связанные с дефицитом трудовых ресурсов. Мы работаем над ними, и я хочу подчеркнуть, что такой подход совсем не означает отказ от приглашения иностранной рабочей силы. Мы понимаем, что в ряде отраслей, таких как стройка, например, очень сложно сегодня полностью отказаться от труда приезжих. Но ведь стройка — это проект временный. И по его завершении рабочие должны возвращаться в страну происхождения. Последовательное исполнение этих требований даст нужный результат.
<…>