25.04.2011 Журнал «Газпром» № 4
Единая техническая политика для газпромовской генерации
Активное участие «Газпрома» в электроэнергетике позволило компании в короткие сроки занять первое место по объему генерирующих мощностей в России и войти в десятку крупнейших производителей электроэнергии в мире. Рассматривая электроэнергетический бизнес как профильный для себя, придя в него всерьез и надолго, компания ведет разработку технической политики для генерирующих активов Группы, консолидированных под управлением ООО «Газпром энергохолдинг».
Цель технической политики – обеспечение надежной, безопасной и эффективной эксплуатации электростанций, а также повышение их конкурентоспособности на энергетическом рынке за счет оптимизации производственного и технологического потенциала. В основе ее идеологии лежит необходимость комплексного понимания процессов, происходящих в российской электроэнергетике (в экономическом, технологическом, правовом и прочих аспектах), и прогнозирование развития ситуации на годы вперед. На базе этой информации будут подготовлены требования к оценке технического состояния электростанций, предельного износа их оборудования, к организации ремонтов и технического обслуживания, обеспечению надежности и экономичности эксплуатируемого оборудования, выбору технических решений и мероприятий по модернизации, реконструкции, техническому перевооружению и реализации проектов нового строительства. Словом, создается алгоритм, по которому в ближайшие два десятилетия будет развиваться газпромовская генерация.
Актуальные задачи
На конкурсной основе был выбран подрядчик, который обеспечил разработку Концепции технической политики – Всероссийский теплотехнический институт (ОАО «ВТИ»). Интересно, что параллельно с этим «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) выполнял работу по анализу существующих систем организации и программ ремонта и технического перевооружения на некоторых типовых станциях.
Как поясняет первый заместитель генерального директора «Газпром энергохолдинга» Павел Шацкий, тем самым «работу по формулированию принципов технической политики мы сравнивали с теми подходами, которые используются в настоящее время. В результате были изучены ключевые моменты обеспечения надежности и эффективности энергетики, связанные как с состоянием оборудования, так и с системами организации воздействия на него, принятия решений по планированию с учетом всех внешних и внутренних факторов (рынок, экология, системные требования и др.). Поставленные задачи актуальны не только для энергетики “Газпрома”, но и касаются отрасли в целом. Они требуют консолидированных решений, создания новых отраслевых документов и нормативно‑технической базы, в первую очередь – восстановления утраченных систем инжинирингового сопровождения жизнеобеспечения энергетики. В концепции намечен путь к решению этих задач, что потребует от генерирующих компаний выполнения большого объема работ по обеспечению требований, изложенных в документе и обеспечивающих достижение поставленных целей».
Предложенная концепция была в целом одобрена на Научно‑техническом совете «Газпром энергохолдинга». Следующим этапом станет разработка каждой из генерирующих компаний («Мосэнерго», ТГК‑1, ОГК‑2, ОГК‑6) собственного положения о технической политике с учетом специфики ее фондов и необходимой детализации. Это работа (включая рассмотрение и одобрение этих положений на советах директоров) должна завершиться до конца текущего года. С 2012 года все компании ГЭХа, как вместе, так и по отдельности, начнут жить по новым единым правилам. Надо отметить, что в «Газпром энергохолдинге» уже формируются программы, которые начнут реализовываться в рамках технической политики. В частности, это касается ввода новых и вывода старых мощностей, в том числе и вне рамок договоров предоставления мощности (ДПМ).
Другой важный проект связан с тем, что Министерство энергетики РФ поддержало инициативу «Газпром энергохолдинга» по внедрению так называемых ДПМ по модернизации (см. журнал «Газпром», 2010, №1–2), которая предполагает формирование у генерирующих компаний стимулов для осуществления работ, связанных с повышением надежности энергетического оборудования. По словам Павла Шацкого, в третьем квартале текущего года ГЭХ направит в Минэнерго свои предложения по данному вопросу.
Ставка на экономичность
При этом практическую реализацию некоторых инициатив ГЭХ начинает, не дожидаясь окончательного решения Минэнерго.
Например, на Троицкой ГРЭС ОГК‑2 запланирована модернизация энергоблока №8 номинальной мощностью 485 МВт, который был введен в эксплуатацию в 1974 году. В связи с износом оборудования в настоящее время блок несет нагрузку не более 350 МВт. Реализация полной программы модернизации энергоблока позволит продлить эксплуатационный ресурс, повысить надежность и эффективность работы и вновь обеспечить нагрузку в 500 МВт. Кроме того, ожидается снижение выбросов золы на 160 тыс. т в год и сокращение ежегодных затрат на аварийно‑восстановительные ремонты.
Стоимость работ первого этапа составит 1,6 млрд рублей. Параллельно ОГК‑2 ведет разработку более глубокой программы модернизации Троицкой ГРЭС, требующей уже значительно больших затрат. Она может быть реализована при условии запуска эффективного механизма возврата вложенных инвестиций по аналогии с ДПМ. Схожие программы готовятся и в отношении других электростанций. Для реализации этих и последующих мероприятий (вплоть до 2030 года) определены принципы принятия технических решений и выбора оборудования по каждой конкретной электростанции, основанные на максимально объективной оценке ситуации, точности прогнозов, четкости понимания задач и нацеленности на конечный результат.
Еще одним важным аспектом является разработка на основе технической политики нормативной базы по ремонтному обслуживанию и программам воздействия на энергетические установки. Конечная цель всех мероприятий – повышение эффективности работы газпромовской электроэнергетики в целом, ключевым критерием оценки которой является экономичность. Так, документ предполагает повышение к 2020 году среднего КПД угольных тепловых электростанций (ТЭС) до уровня не менее 38 %, к 2030 году – не менее 41 %. По газовым ТЭС запланированы следующие показатели: КПД не менее 50 % к 2020 и 53 % – к 2030 году. Также масштабы технического перевооружения ТЭС с учетом новых вводов должны обеспечивать снижение среднего эксплуатационного расхода топлива на отпуск электроэнергии с 335 г у. т. на 1 кВт/ч до 300 г к 2020 году и до 270 г – к 2030‑му. С этими задачами связан и другой важный критерий – повышение экологической эффективности газпромовских ТЭС. До 2030 года планируется сократить удельные выбросы золы в 4 –5 раз, диоксида серы – примерно в два раза, оксидов азота – в полтора раза. Также ставится задача утилизации золошлаковых отходов, сокращения и в перспективе ликвидации золоотвалов на угольных электростанциях. Кроме того, предусмотрено существенное ограничение эмиссии парниковых газов.
Стоит отметить, что здесь техническая политика будет смыкаться с экологической, концепция которой также сейчас разрабатывается «Газпром энергохолдингом».