28.12.2012 Нефть и Капитал №12/2012
Подлежит возврату. «Роснефть», купив ТНК-ВР, скорее всего продаст Нижневартовскую ГРЭС.
Нижневартовская ГРЭС находится в «сердце» российского ТЭК — в ХМАО, то есть по соседству с нефтяными промыслами, которые служат одновременно и источниками топлива для ее генерирующих мощностей, и основными потребителями. Черное золото Югры извлекать становится все труднее, и энергопотребление растет, и, по всей видимости, будет расти еще много лет.
Однако из этого посыла исходят все субъекты югорского ТЭК. В итоге в силу растущей конкуренции производство электроэнергии превратилось в округе из высокоперспективного бизнеса в довольно рисковый. А проект расширения Нижневартовской ГРЭС, когда-то выглядевший первой ласточкой интеграции топливных и генерирующих компаний, оказывается невостребованным.
Подлежит возврату. «Роснефть», купив ТНК-ВР, скорее всего продаст Нижневартовскую ГРЭС
В ноябре прояснилось будущее ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» (НВГРЭС), в которой «Интер РАО ЕЭС» принадлежит 75% минус одна акция, а оставшийся пакет — ТНК-ВР. Председатель правления «Интер РАО» Борис Ковальчук заявил, что его компания начнет переговоры о покупке этой доли с «Роснефтью» после того, как та приобретет бизнес ТНК-ВР. Ранее сама ТНК-ВР уже инициировала переговоры с энергетиками о своем выходе из НВГРЭС. В «Роснефти» до совершения «большой сделки» по покупке ТНК-ВР перспективы «маленькой» пока комментировать отказываются, но скорее всего госкомпания не станет держаться за этот актив — по причинам, о которых мы еще скажем.
Между тем Нижневартовская ГРЭС изначально является электростанцией «целевого назначения» — она «предназначена для покрытия мощностей тюменской энергосистемы, связанных с увеличением роста объемов добычи нефти и газа, и их транспортировки к месту потребления». На ее долю приходится сегодня почти 14% от общего объема установленных электрогенерирующих мощностей ХМАО-Югры, что делает станцию крупным участником западносибирского рынка и третьим по объемам производителем электричества в округе.
Другая отличительная черта НВГРЭС в том, что сейчас это единственная на российском оптовом рынке электроэнергии станция, которой совместно владеют энергетики и нефтяники. Ее пример показывает, что подобная кооперация, похоже, непродуктивна.
От подъема до спада
Нижневартовская ГРЭС известна тем, что, войдя в строй двумя равными по мощности очередями в 1993-м, а затем в 2003 году, оказалась последней крупной электростанцией, введенной в России в XX веке, и первой — в веке XXI.
В конце прошлого десятилетия в ходе реструктуризации РАО «ЕЭС России» эта станция стала первым активом, в который нефтяная компания (в данном случае — ТНК-ВР) вошла как миноритарный акционер, а не купила энергетическое предприятие полностью, как это сделали, скажем, «Газпром» или «ЛУКОЙЛ». В августе 2008 года ТНК-ВР приобрела 25% плюс одна акция в компании NVGRES HOLDING Ltd (NHL) — собственнице образованного ЗАО «Нижневартовская ГРЭС». Заплатив за пакет $230 млн, нефтяники планировали, что вместе с энергетиками увеличат установленную мощность НВГРЭС более чем наполовину за счет строительства двух новых блоков по 410 МВт каждый. Предполагалось, что в 2010 году в эксплуатацию будет введена первая очередь, в 2012-м — вторая. Но на исходе текущего года ясно, что план не выполнен.
Дело в том, что сделка по Нижневартовской совершалась на фоне пика добычи нефти в ХМАО, и в течение предшествующих 10 лет потребление электроэнергии в округе безостановочно росло довольно высокими темпами. Но к концу 2008 года стало очевидно, что глобальный спад нефтяных цен наложился на снижение добычи в Югре, усугубив процесс сокращения инвестиций в upstream, и в том числе — экономии на покупке электроэнергии. В 2009-м ее потребление в округе упало, и с тех пор темпы роста спроса, составлявшие ранее 2–2,5 млрд кВт-ч в год, сократились в 4–5 раз, притом что производство электричества продолжало расти куда более высокими темпами (см. «Больше, чем нужно»). Достаточно сказать, что избыток предложения электроэнергии в ХМАО, прежде непрерывно сокращавшийся, вырос от уровня 2008 года к нынешнему почти на 60% — до 16 млрд кВт-ч.
Понятно, что такой профицит даже при отправке части югорских киловатт в соседние области затрудняет сбыт, сбивает цены на оптовом рынке электричества и чувствительно бьет по НВГРЭС. В 2009–2010 годах выработка Нижневартовской ГРЭС снижалась. В 2011-м она было подросла, но за девять месяцев 2012 года снова сократилась, и на весьма существенные 13% (см. «Туда-сюда»). Еще более ощутимым оказалось ухудшение финансовых показателей. Притом, что цены на оптовом рынке в регионе за январь–сентябрь 2012 года снизились почти на 11%, у ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» прибыль от продаж упала на 36%, чистая прибыль — на 56%!
«Троянский конь» для НВГРЭС
В значительной степени такая ситуация связана с курсом югорских недропользователей на наращивание собственной промысловой генерации. Стремление сэкономить на закупках в данном случае подкрепляется требованием правительства повысить степень утилизации ПНГ.
Выработка электроэнергии «электростанциями потребителей» с 2007 по 2011 год в ХМАО выросла почти троекратно — с 2,8 млрд до 8,2 млрд кВт-ч в год. У нефтяников в крае сегодня действует около 40 собственных станцией различной мощности, и свой вклад в этот процесс внесло «внучатое» предприятие ТНК-ВР — «Славнефть-Мегионнефтегаз», запустив Покамасовскую и Ново-Покурскую ГТЭС. Эти небольшие по мощности станции стали тем не менее предвестниками поворота ТНК-ВР в ее энергетической политике. Двоякая роль компании, с одной стороны, как потребителя, которому выгодно снижать затраты на закупку электроэнергии, а с другой — как акционера генерирующего актива, заинтересованного в увеличении продаж электричества, порождала конфликт интересов. И оказался он разрешен в пользу профильного бизнеса.
Начиналось все с достижения вроде бы концептуального компромисса. Напомним, что в феврале 2011 года ТНК-ВР заключила соглашение с «Интер РАО» о поставках 66 млрд м3 газа в год в течение 18 лет для Нижневартовской ГРЭС. Источником поставок был определен Самотлор, расположенный к северу от НВГРЭС. В свою очередь нефтяная компания резервировала за собой покупку около 11 млрд кВт-ч ежегодно, то есть свыше 90% продукции НВГРЭС (между прочим, сейчас ТНК-ВР потребляет в ХМАО около 6,5 млрд кВт-ч в год). Такая сделка выглядела абсолютным успехом для Нижневартовской станции, и воодушевленный «Интер РАО» инициировал конкурс на генподрядчика строительства нового энергоблока № 3, а в июле того года наконец приступил к реализации проекта (см. «Еще один блок»). .
Однако через год, то есть — нынешним летом, стало ясно, что у ТНК-ВР энергетические планы радикально поменялись. Об этом свидетельствуют два совпадающие во времени и безусловно связанные друг с другом события. Компания объявила, во-первых, что хочет выйти из NHL и соответственно из НВГРЭС. Во-вторых, собирается построить к 2017 году собственную электростанцию на Самотлоре установленной мощностью 611 МВт, то есть в полтора раза большей, чем строящийся новый блок на Нижневартовской ГРЭС. Цель этого проекта — замещение покупной электроэнергии собственной. А ведь «Самотлорнефтегаз» сейчас берет с оптового рынка под 5 млрд кВт-ч в год! ТНК-ВР приняла такое решение, очевидно, на основе опыта эксплуатации своих уже действующих промысловых электростанций и анализа оптового рынка.
Изменение планов ТНК-ВР критическим образом ухудшило перспективы Нижневартовской ГРЭС. В результате «Интер РАО» отказалось от плана строительства блока № 4 и начало искать рынки сбыты за пределами Югры. В частности, появился проект строительства к 2017 году мощной ЛЭП 500 от НВГРЭС в Томскую область. Это решение представляется вполне оправданным, поскольку в ближайшие пять лет в ХМАО планируется запустить дополнительные мощности более чем на 2600 МВт, из которых свыше 550 МВт придется на станции предприятий-потребителей. По самым оптимистичным прогнозам, избыток ежегодной выработки вырастет в округе почти до 30 млрд кВт-ч. Энергетики, как, например, финский Fortum с проектом Няганской ГРЭС, уповают на спрос, рожденный освоением новых нефтегазовых месторождений на Ямале, но планы развития собственной генерации есть и в ЯНАО, так что отсев проектов скорее всего продолжится. И Нижневартовская ГРЭС, особенно после решения ТНК-ВР минимизировать когда-то зарезервированный у нее объем закупок, уже близка к тому, чтобы попасть в число аутсайдеров.
Проторенной дорогой
Как на эту ситуацию повлияет готовящееся поглощение ТНК-ВР «Роснефтью»? Комментарии по этому поводу госкомпания не дает, но ее практические шаги в выстраивании взаимодействия с энергетиками не позволяют рассчитывать на новый всплеск интереса к НВГРЭС.
Во-первых, «Роснефть» продолжит развитие собственной энергетики для сокращения закупок с рынка, ведь она уже встала на этот путь в Югре, запустив мощную ГТЭС на Приразломном. Правда, реализация озвученных планов ТНК-ВР по Самотлорской ГТЭС у «Роснефти» может быть менее масштабна. Ведь только для строительства станции необходимо свыше $1 млрд, а у госкомпании с покупкой ТНК-ВР сильно прибавляется инвестиционных планов и кредитных обязательств. Но самотлорский проект предусматривает постепенный запуск 13 генерирующих агрегатов, так что его реализацию технологически можно ограничить без проблем. Если «Роснефть» и «Интер РАО» согласуют новый компромиссный план резервирования энергии НВГРЭС, то цена доли нефтяников этом активе может оказаться несколько выше, чем при текущем раскладе.
Во-вторых, интерес «Роснефти» к участию в оптовой энергетике очень специфичен. Госкомпанию интересует только «РусГидро», владеющая и развивающая преимущественно водную энергетику (с самой низкой себестоимостью). В тепловой же (газовой) энергетике «Роснефть», похоже, видит себя только как поставщик топлива. Между «Роснефтью» и «Интер РАО», как известно, в конце октября было подписано 25-летнее соглашение о поставках на ТЭС энергогруппы 35 млрд м3 газа ежегодно. Им будет и природный газ, запасы которого «Роснефть» сейчас активно наращивает за счет поглощения «Итеры», ТНК-ВР, газовых активов «АЛРОСЫ», и отбензиненный ПНГ. В рамках этой сделки скорее всего перезаключат и нынешний контракт ТНК-ВР на поставку самотлорского газа для НВГРЭС. То есть партнерство будет развиваться по «наезженной колее».
И в данном случае весьма показательно сравнение объема газовых сделок и доходов от энергоактива. Стоимость контракта «Роснефти» и «Интер РАО» в текущих ценах на газ может приблизиться за время своего исполнения к 1,5 трлн рублей, а по поставкам топлива для НВГРЭС — свыше 125 млрд. Чистая же прибыль ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» составляет около 1 млрд рублей в год с понижательной тенденцией, из которых на долю ВИНК приходится 25%… Иными словами, для супер-гиганта, который создает Игорь Сечин на базе «Роснефти», такой актив, как НВГРЭС, — почти ничего.
Главным интересом нефтяных компаний по отношению к электроэнергетике стал сбыт газа, благо ОГК и ТГК покупают его по свободным, а не регулируемым ценам. Та же ТНК-ВР в уходящем году договорилась с ТГК-5 (Поволжье) о поставке минимум 15 млрд м3 в 2013–2030 годах, схожие контракты готовятся с ТГК-7 (Поволжье и Оренбург) и с ТГК-9 (Урал и Коми). Емкость российского рынка газа для ТЭС исчисляется миллиардами долларов в год, и, хотя соперничество на нем обостряется, он приносит нефтяникам больше доходов, чем участие в генерации. Энергетикам в таких условиях предстоит бороться за оптимизацию затрат и сохранение конкурентоспособности. И в этом деле может помочь конкуренция между поставщиками газа.
Еще один блок
НОВЫЙ БЛОК — уже на 402 МВт, то есть с меньшей площадью, чем первоначально планировалось, — стоимостью под 20 млрд рублей строит на Нижневартовской ГРЭС компания «Технопромэкспорт». Это будет бинарная парогазовая установка с тремя контурами генерации пара. Основное оборудование ПГУ представлено многовальной энергетической установкой 109FA производства General Electric с газовой турбиной PG9351FA мощностью 258,6 МВт с генератором 324H 50 Гц и паровой турбиной 109D12 на 143,2 МВт с генератором 9А5. Котел-утилизатор П-143 для блока производства российского «Атомэнергомаша» предоставит ОАО ИК «Зиомар». На энергоблоке будет установлена распределенная система управления на базе оборудования Siemens, локальные системы контроля и управления основным оборудованием станции, спроектированные и поставленные ЗАО «Интеравтоматика».