02.04.2013 РБК ТВ
<Обсуждение проекта Схемы и Программы развития ЕЭС России, программы развития Дальнего Востока>
Виктор Кудрявый, научный руководитель Центра оптимизации управления в электроэнергетике, член Совета директоров Холдинга МРСК
Впервые объявлено общественное слушание по такому проекту. Это приличный труд: там 350 страниц, надо его прочитать, просмотреть, обменяться мнениями… Не так важно, как мы угадаем, сколько надо ввести новых мощностей, тем более, что само государство в лице федеральных органов и регионов не очень четко дает заказ: один заказ у нас оптимистический, другой базовый, третий пессимистический, пойдем по третьему… Важно, что сейчас особое положение, которого не было никогда, а на востоке оно наиболее обострено. Тариф достиг уровня, когда дальнейшее финансирование развития энергетики тарифным методом просто невозможно. Минэнерго говорит: 40 млрд — бюджет, остальное — частное… Посмотрим при рассмотрении программы.
Второе: очень важна способность структуры решать такие задачи. Мы имеем достижения за последние годы: формально введены огромные мощности, но эти мощности все неметаллоемкие и на твердом топливе, по трудозатратам в 5-6 раз меньше. Как правило, это не на новом месте осваивается территория, а пристраивается очередной блок. На востоке предстоит решать другие задачи. И тут оказывается, что снова вылезают те вопросы, которыми поднял энергетику Китай, которые поднимал Советский Союз… А заказчики способны интегрировать, управлять таким процессами на крупных комплексах? Ответственно могу сказать – нет. Проектно-строительный комплекс способен решать такие задачи? Может быть, 2-3 объекта и не более того.
Поэтому важно создание условий для решения такой короткой программы – 7 лет промелькнут мгновенно. Нужно форсировать именно создание условий. В программе должен быть специальный раздел: создание условий для выполнения намеченных планов.
Я немного сказал вам об ответственности государства. К сожалению, даже в Москве борются мощности под запросы, загружаются потом на 10%. Мы так разорим всю страну. Экономику ввода надо особенно смотреть. Минэнерго смотрело эти вопросы, но такие задачи поставлены сейчас впервые. Подключить Якутск к единой системе — это хорошо звучит, но это очень дорого, ненадежно и такой цели нет. Каждый раз это экономика считает. <…>
Александр Григорьев, руководитель департамента исследования ТЭК, ИПЕМ
— Действительно, общественное обсуждение — очень приятная новость, и я подтверждаю, что с таким мы сталкиваемся впервые. Буквально год назад на форуме «ТЭК в XXI веке» я приводил в пример Британское правительство, которое проводило самое широкое обсуждение. И компании энергетические, аналитические центры – все заинтересованы, все имеют возможность направить свои предложения, которые потом рассматриваются на парламентском уровне и пр. Этот механизм есть, и очень приятно видеть, что у нас такие вещи тоже происходят, что мы в русле мировых тенденций.
Где мы не в русле мировых тенденций: с чего началась реформа в электроэнергетике, к тому мы и вернулись спустя десятилетие с лишним.
Я хотел бы пару слов сказать о ситуации с задолженностью на рынках: на розничном, на оптовом. Потому что ситуация, может быть, и не достигла того, что было на Дальнем Востоке в те годы, но, тем не менее, она угрожающая, и это признается на самом высоком уровне. Проводятся какие-то меры, но ирония такая есть: с чего начали, к тому и пришли.
Вопрос в том, что дальше. Безусловно, обоснованность инвестиций, налаживание контроля за этим, потому что действительно – все ли проекты нам нужны, потому что есть где-то речь о наших геополитических интересах, межгосударственных отношениях и т.д. — тут деньги уходят на второй план. Но есть такие проекты, где играет роль экономика. Всегда нужно считать, что выгоднее: строить электростанцию или тянуть туда сеть, повысится надежность или не повысится, во что это обойдется. А по ценам и тарифам мы вплотную подошли к развитым странам. Допустим, по США для промышленных потребителей на октябрь 2012 года – мы все, догнали. Сейчас на пути у нас Европа, которая не имеет таких энергоресурсов, как мы. Но если ничего не предпринимать активно, возможно, догоним и Европу. <…>