«Эксперт Online»/2 сентября 2009, 15:16

Минэнерго и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предлагают увеличить в 2010 году темпы роста розничных тарифов на электричество для промышленных потребителей на 6,2% к уровню прошлого года – вместо одобренных правительством 5%. Чиновники объясняют это необходимостью обеспечения финансирования ремонтно-восстановительных работ на Саяно-Шушенской ГЭС, а также оказанием поддержки другим генерирующим компаниям, на которые легла временная нагрузка по замене мощностей гидростанции, пострадавших в результате аварии.

Вместе с тем «финальной договоренности еще нет», подчеркнул в интервью Reuters один из правительственных чиновников в разговоре о совещаниях, которые на эту тему уже проводило Минэкономразвития, дорабатывая прогноз социально-экономического развития страны. Увеличение тарифов для промышленности на электроэнергию на 5% в 2010 году было заложено Минэкономразвития в социально-экономический прогноз на ближайшие три года. В июле президиум правительства его одобрил, но практически все энергетические компании заявили, что им этого мало. Дело не только в том, что все познается в сравнении – на этот год ФСТ подняла тариф тепловым станциям на 17%, атомной генерации – более чем на четверть, а гидрогенерации – почти на треть. За счет чего, кстати, генерирующие компании в первом полугодии этого года показали чудеса рентабельности по сравнению с первым полугодием прошлого года, когда в стране наблюдался пик потребления электроэнергии: ОГК-1 (контролируется государственной энергокомпанией «ИнтерРАО»), например, увеличила свою чистую прибыль в 12 раз. Дело в том, что в следующем году тепловых генераторов ожидала обратная ситуация – тариф повышался на 5%, а цена основного топлива, природного газа, на 15%.

Однако затем в развитие этой ситуации вмешалась авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая перекроила энергетическую карту не только Сибири, но и всей страны. Сейчас правительство одной рукой пытается вместе с хозяином этой станции – гидроэнергетическим холдингом «Русгидро» – найти 40 млрд рублей на ее восстановление. А другой – ограничить объективный рост цен на свободной части рынка электроэнергии, который возникает из-за того, что дешевую гидроэнергию сейчас замещает дорогая угольная генерация. Повышение правительством тарифов в данном случае – шаг почти неизбежный (потому как идти в другом направлении – сокращать прибыль, а значит, и возможности исполнения инвестпрограмм энергокомпаний, – оно вряд ли решится). Другое дело, что шаг этот будет ограниченным: с 1 января будущего года, когда вступят в силу новые тарифы, по регулируемым (тарифным) ценам в стране будет продаваться лишь 30% электроэнергии, а к концу года весь рынок должен быть уже полностью либерализован (кроме цен для населения). И хоть сейчас правительство вместе с регуляторами рынка – «Администратором торговой системы» и НП «Совет рынка» – вырабатывает механизм сглаживания роста цен, их уровень в условиях недостатка электроэнергии пока плохо поддается прогнозам.

Сами же территории готовятся к худшему раскладу. К примеру, в Республике Алтай с 1 октября планируется на год ввести ограничения энергоснабжения, потому как за это время, по расчетам республиканского правительства, республика недополучит 2−2,5 тыс. кВт/ч электроэнергии, или до 2,5% потребляемой электрической мощности. График временных отключений, как пояснили в пресс-службе правительства республики, будет составлен таким образом, чтобы они минимально касались объектов жизнеобеспечения и федеральных структур. Готовясь к предстоящим отключениям, алтайцы начали проверку работоспособности всех автономных дизельных электростанций (ДЭС), находящихся в эксплуатации на территории республики, независимо от их ведомственной принадлежности. И ускорили монтаж ДЭС в 200 кВт на мазутной котельной в селе Акташ Улаганского района.

В Кузбассе, чей уголь сегодня активно сжигается на сибирских ТЭС, также сегодня обсуждали вопросы энергосбережения. Вице-губернатор по ЖКХ и дорожному хозяйству Александр Наумов представил на заседании коллегии администрации Кемеровской области проект плана действий в этом направлении. Планируется продолжать работу по реконструкции и замене теплосетей (за минувшие 11 лет коммунальщики региона обновили и построили 1,8 тыс. км новых теплотрасс, или 49% от всей протяженности сетей, в результате чего степень изношенности объектов и коммуникаций значительно снизилась, а также на 30% сократились потери в сетях), усиливать теплозащиту зданий, жестче контролировать потребление энергии бюджетными учреждениями (в том числе и за счет установки приборов учета) и т. д. Наумов посетовал, что местная промышленность пока слабо занималась повышением энергоэффективности, в связи с чем власти собираются провести «большую работу напрямую с собственниками и руководителями промышленных предприятий».

Комментарий эксперта

Яна Тульчинская, директор АБ «Открытие»

Розничные тарифы на электричество для промышленности складываются из нескольких компонентов, предназначенных для оплаты услуг различных участников рынка: генкомпаний, распределительных и магистральных сетей. Повышение тарифов для конечных потребителей означает, что появляется больше свободы действий при повышении базового тарифа, хотя точная схема распределения средств остается неизвестной. В целом новость позитивна для генерирующих компаний, особенно для ОГК, так как на продажу электричества приходится большая доля их выручки. Кроме того, прямым выгодоприобретателем является и компания «Русгидро», хотя мы считаем, что рынок уже заложил в котировки акций этой компании ожидаемое оказание господдержки путем тарифного регулирования.

Мы считаем, что наш прогноз 7−процентного роста регулируемых тарифов на электричество в 2010 году, заложенный в модели оценки справедливой стоимости генкомпаний, является адекватным. Эта новость также благоприятна для распределительных компаний и ФСК, поскольку повышается вероятность их перехода в следующем году на новую систему расчета тарифов по принципу RAB.